Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Недетский вопрос В ЕР решали проблему дешевых детсадов и современных школ

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

«Единая Россия» (ЕР) продолжает верстать предвыборную программу партии, обсуждая на тематических форумах насущные потребности граждан. В конце мая в Крыму партийцы беседовали о здравоохранении; на этот раз форум прошел в Новосибирске и был посвящен российскому образованию. Какие предложения могут войти в программный документ ЕР — изучила «Лента.ру».

На мероприятии организовали несколько площадок, чтобы охватить образовательную тематику «от и до» — с дошкольных учреждений до научного потенциала российских предприятий. На форуме работало пять тематических сессий.

Дорогое детство

Глава правительства и председатель партии Дмитрий Медведев, который принимал участие в мероприятии, первым делом подчеркнул, что образование должно быть доступным, в особенности дошкольное. По его мнению, плата за детсад не должна расти быстрее потребительских цен.

«Любое увеличение, во всяком случае, не должно быть выше цифр, которые демонстрирует инфляция. Такие ограничения должны быть основополагающими при принятии таких решений в регионах», — заявил Медведев. Он подчеркнул, что сегодня каждый ребенок в России в возрасте от трех до семи лет имеет возможность посещать детский сад. «Но, как здесь справедливо говорили мои коллеги, эту возможность недопустимо отбирать, устанавливая необоснованно высокую родительскую плату. Сегодня рост платы за детский сад во многих регионах обгоняет уровень инфляции», — посетовал председатель ЕР.

К началу текущего года в 66 российских регионах был установлен максимальный размер родительской платы, еще 19 субъектов находятся в процессе согласования этой цифры.

Руководитель партийного проекта «Детский сад — детям» и зампред думского комитета по образованию Алена Аршинова добавила, что необходимо ограничить размер платы за детсады — об этом, по словам депутата, просят папы и мамы дошкольников. «Проблема заключается в том, что родители не знают, за счет чего растет родительская плата в дошкольных образовательных учреждениях. Понятно, что в нее включено питание детей и бытовые нужды. Однако в некоторых регионах в этом году родительская плата поднялась более чем на 20 процентов», — заявила Аршинова, отметив, что муниципалитетам стоит проработать эти вопросы с учетом региональной специфики.

Помимо необоснованной дороговизны Медведев призвал избавиться и от дефицита мест в детсадах, и от набившей оскомину проблемы очередей. Если власти не справляются, надо «звать частный бизнес», посоветовал премьер.

Тем не менее участие коммерческих компаний — не единственный способ ликвидировать дефицит мест. Как рассказала Аршинова, при участии ЕР в федеральный бюджет было заложено 130 миллиардов рублей на дошкольное образование, еще около 80 миллиардов направили регионы. «Эти средства были потрачены на новую образовательную инфраструктуру: построено более двух тысяч детских садов, введено более 1135 тысяч мест в детских дошкольных учреждениях», — отчиталась зампред думского комитета и заверила, что в партии есть и новые наработки, которые будут вскоре оглашены. «Думаю, что мы сможем закрепить все обсуждаемые сегодня вопросы в предвыборной программе», — резюмировала она.

Новая школа: с кадрами и техникой

Однако после детсада трудности у российских детей и их родителей не кончаются. Если в разговоре о детсадах на первый план вышла проблема оплаты и свободных мест, то в секции «Новая школа» эксперты бились прежде всего над кадровыми и техническими вопросами.

«Надо вводить целевой набор в педагогические вузы. Наряду с политикой популяризации инженерных профессий надо начать политику популяризации профессии учителя», — предложил в связи с этим зампред Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» Владимир Иванков.

Депутат Мосгордумы и глава комиссии по образованию (к тому же учитель истории и обществознания гимназии 1505) Антон Молев уверен, что решать кадровую проблему следует одновременно с усилением технической составляющей. «В ходе сегодняшней дискуссии мы занимаемся созданием образа новой школы. Будущее достоверно нельзя предсказать, но можно смоделировать. Какая она будет, новая школа? Она должна быть открытой, готовой к всесторонним взаимоотношениям с обществом и безопасной: она не должна наносить ученикам вреда. При этом она должна быть стабильной и динамически развивающейся. В ней должны использоваться новые технологии», — описал педагог идеальное общеобразовательное заведение.

Несмотря на шероховатости в вопросах кадрового и технического обеспечения, российская школа и сейчас продолжает подниматься в отраслевых международных рейтингах, рассказала Ирина Мануйлова, зампред профильного комитета Госдумы и руководитель еще одного партпроекта — «Модернизация образования».

«Россия, имея серьезные позиции в области образования и науки, должна удержать занимаемые позиции. Каждый ребенок должен иметь возможность получить качественное образование вне зависимости от социального статуса и места проживания», — заявила Мануйлова и напомнила, что в декабре прошлого года президент ставил задачу вывести российские школы на уровень лучших в мире. «И нам это по силам», — уверена зампред думского комитета.

Позитивно настроен и глава правительства. Медведев рассказал на форуме, что в ближайшие десять лет в России появится более 6,5 миллионов новых мест в школах, «чтобы полностью ликвидировать проблемы, ликвидировать вторую, третью смены, перевести детей из ветхих школ в новые и современные». По его мнению, за последнее десятилетие произошли явные перемены: почти все школы подключены к интернету, хотя высокоскоростной доступ имеет только половина из них.
«Я уверен, что работу по модернизации школьного образования мы доведем до конца», — резюмировал глава кабмина и председатель ЕР.

Берегите вузы

И все же хорошее образование далеко не всегда гарантирует успешную научную или профессиональную карьеру, говорят эксперты. Работодатели не первый год страдают от дефицита инженерных и технических специалистов и вынуждены постепенно осваиваться на образовательном поле.

«Выработка производственного рабочего после профессионального обучения в авиастроительном кластере Новосибирска достигает максимума за 6-12 месяцев, если обучения не было, то минимум — за 24 месяца, а максимум — за 36 месяцев», — подчеркивал на форуме директор НАЗ им. В.П.Чкалова и замгендиректора компании «Сухой» Сергей Смирнов. Он также указывал на важность инженерных компетенций; по его мнению, грамотная адаптация помогает не только повышать уровень подготовки, но и помочь удержать персонал: после обучения «на месте» текучесть кадров не превышает 2-3 процентов.

Правда, едва предприятия начали вливаться в систему подготовки кадров, в дело вмешались демографические тенденции. По словам и.о. ректора Вятского государственного университета Валентина Пугача, выпускников школ становится все меньше. «В Кировской области объединение стало единственным выходом из ситуации для двух вузов», — привел он пример.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов предложил решать проблему комплексно: «Мы понимаем сейчас, что надо подтягивать и систему высшего образования, и особенно систему профессионального образования, среднего профессионального образования — для того, чтобы действительно компетентные кадры пришли работать на производство, чтобы они были высококвалифицированными и обладали достаточным уровнем компетенции». Он признал: с одной стороны, вузы реорганизуются и закрываются, с другой — в некоторых университетах пустуют бесплатные места для студентов. «То есть возможность предоставляется, а люди почему-то этой возможностью пользоваться не хотят, — подчеркнул парламентарий. — Возникают вопросы, в том числе и к деятельности сегодняшнего министерства образования: почему закрываются зачастую неплохие вузы, почему они реорганизуется в хаотичном порядке, иногда безо всякого смысла».

Такая тенденция не идет на пользу системе подготовки будущих специалистов и ученых, считает Бурматов и обращает внимание на недопустимость «административного произвола» при реорганизации вузов: если дело дошло до закрытия — права всех студентов и преподавателей должны быть защищены.

«”Единая Россия” выступает за бережный подход к системе образования в целом и высшего образования в частности. Не надо разбрасываться филиалами. Не надо уничтожать на корню педагогическое образование. Надо бережно и очень внимательно относиться к каждому высшему учебному заведению», — заключил Бурматов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше