Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Зачем стараться, если уже отчитались?» Как на самом деле выполняются поручения президента

Фото предоставлено Центром независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ

В последние два года зарплата бюджетников снизилась, подсчитали в ОНФ. Виной всему — некорректный механизм расчета, принятый правительством. Программа совершенствования системы оплаты труда возникла в рамках выполнения майских указов президента Владимира Путина. Но как и многие другие поручения, его выполнили лишь формально. Что в действительности происходит с реализацией президентских инициатив, почему граждан переселяют в аварийное жилье и что с этим делать, рассказал в интервью «Ленте.ру» руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.

«Лента.ру»: В целом ряде регионов отмечались случаи снижения оплаты труда. Почему так?

Николаев: Здесь самое сложное — это понятие средней величины. В указах повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы привязано к средней заработной плате по региону. Разновидностей этих средних показателей несколько, и возникает вопрос: как считать? На практике повышение достигается разными способами, нередко посредством манипуляций с цифрами или за счет значительного увеличения нагрузки, когда учителям приходится брать по две-три ставки.

Владимир Путин подписал майские указы 7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента. В них сформулирован комплекс мер, призванных решить широкий круг проблем в социальной сфере, здравоохранении, образовании и т. д. Одиннадцать указов содержат более двухсот поручений. Сроки исполнения большей части данных поручений истекают в 2018 году.

Какова в этой ситуации роль региональных чиновников?

Региональные власти нередко химичат, поэтому нужна единая методика и прозрачный механизм начисления зарплат. В Иркутской области мы обнаружили, что северные надбавки включаются в общую сумму, которая соответствует средней заработной плате по региону. То есть врач или педагог на севере области, например в Братске, получает столько же, сколько и в самом Иркутске. Но в расшифровке его заработной платы уже есть северные надбавки. Или, если в регионе средняя зарплата уменьшается, значит ли это, что и у бюджетников она может сокращаться? Формально — да, но по сути это неправильно, поскольку противоречит сути указа.

С расселением граждан все так же плохо?

Только один из примеров — поселок Белые Берега в Брянской области, где восемь из десяти домов, куда переселили граждан, официально признаны аварийными. Нарушена теплоизоляция, трещины в стенах, полы прогибались, зимой окна изнутри покрывались льдом, а фундаменты размывались грунтовыми водами. Сейчас, после всех разбирательств, люди получили новые квартиры.

Случалось ли, что качество работ угрожало жизни людей?

Да, и в некоторых из этих историй нам еще только предстоит разобраться. Так, мы ждем, когда руководство города Бийска (Алтайский край) предпримет шаги, чтобы переселить людей из новостроек по улице Спекова. Экспертиза установила, что при строительстве были использованы некачественные материалы, содержащие вредные для здоровья вещества, и теперь в квартирах превышен уровень фенола и формальдегида. Кроме того, из-за неправильной вентиляции на стенах образовался грибок и плесень. Эксперты пришли к выводу, что ремонтные работы тут не помогут. Жить в этих домах нельзя в принципе.

Может, причина некачественного строительства — в крайнем дефиците средств на местах?

Даже в пределах одного региона, скажем, Иркутской области, где я недавно принял участие в праймериз «Единой России», при одинаковом бюджете используются разные подходы. Скажем, в поселке Улькан для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене 33,8 тысячи рублей за квадратный метр были построены сараюшки с тонкими перегородками и практически без фундамента. В Черемхово за те же средства возвели качественные дома, которые простоят десятки, а может быть, и сотни лет.

Многодетным семьям, судя по откликам, тоже достается далеко не самое качественное жилье…

Верно. В мае 2016 года 84 процента опрошенных ОНФ народных экспертов отметили неудовлетворительное качество предоставляемых многодетным земельных участков и отсутствие на них необходимой инфраструктуры. То есть чиновники забывают о самой цели указа — улучшение жилищных условий, ведь сама по себе раздача участков проблему не решает. Неопределенность, когда людям не говорят о сроках подведения коммуникаций, создает лишь головную боль — приходится платить налог на землю, а на ней еще даже не начали жить…

Ситуацией умело пользуются спекулянты. Так, в Свердловской области, участки нарезали на поле, там нет пока электричества, соответственно, семьи не спешат строиться. Но есть дельцы, предлагающие скупить у семей эти участки за бесценок. Вероятно, они знают о планах по оснащению земли коммуникациями, а люди, получившие такие участки, почему-то не в курсе.

И как поступают получатели участков без инфраструктуры?

Многие семьи переселяются на выделенные участки, но условий для полноценной жизни там нет. В районе поселка Ложок Новосибирской области до сих пор нет водоснабжения, транспортного сообщения, детского садика и школы. А участки были выделены еще в 2011 году — тогда 66 семей получили наделы для индивидуального строительства, и к настоящему времени половина семей уже построили дома.

Что такое по сути выполненный указ?

Мы исходим из того, что указы президента не должны восприниматься на местах просто как достижение к определенному моменту заданных показателей. Это не соревнование — добежал, а потом делай что хочешь. Они должны приводить к системным преобразованиям в масштабах всей страны, поэтому в первую очередь нужно думать не о красивых отчетах, а о полном решении проблемы.

Если в отношении кого-то указ не выполнен, он не выполнен вообще.

Тем временем целевые показатели выглядят вполне достойно....

Есть регионы, которые, отчитавшись на 1 января об отсутствии очередей в детсады, расслабились, и мы фиксируем, что очереди возникают вновь… Можно ли в таком случае считать, что президентский указ выполнен?

Да, целевой показатель к определенному моменту достигнут, но смысл указа в решении проблемы не только на сегодня, а вообще. Есть множество примеров, когда регион прекращает строительство новых детских садов, хотя имеющиеся переполнены. В городе Черемхово Иркутской области бросили строительство детсада, в который вложено около 50 миллионов рублей. Так и стоит он без крыши… Зачем стараться, если отчитались? А в Кургане родители жалуются, что им выдают путевки для детей в недостроенные детские сады.

Как реагируют чиновники на попытки призвать их к порядку?

Поначалу ругались вообще все. Говорили: «вы ничего не понимаете», «что это такое», «мы исполнили, что вы придумываете», «кто вы такие», «вы не специалисты» и тому подобное. Но не нужно иметь специальное образование, чтобы понять: в этом конкретном доме жить нельзя, земельный участок выделен на болоте, ребенка устроить в детский сад невозможно…

И как не настаивать на доработках, когда, например, приходит доклад правительства, где расписано, что сданы в эксплуатацию и уже заработали четыре центра культурного развития в малых городах, а мы выезжаем туда и выясняется, что три центра еще даже не достроены?

Есть ли поручения, которые не исполняются категорически?

Формирование рынка доступного арендного жилья — как раз тот случай. Есть определенные подвижки в законодательстве, но проектов практически нет. Каждый раз нам из правительства поступают отчеты, а мы их отправляем обратно... АИЖК, на базе которого недавно был создан единый институт развития в жилищной сфере, приступает к реализации первых проектов, но сроки поручения истекли еще в январе 2013 года.

Еще одно проблемное поручение касается формирования таких условий, чтобы женщины могли совмещать воспитание детей с трудовой занятостью. Мы несколько раз переписывали заключения по этому пункту. И если проблема с нехваткой детсадов решается, то проблема с яслями остается.

Бывало, что из-за недовольства президента качеством исполнения майских указов министры освобождались от занимаемых должностей. Так произошло с министром регионального развития Олегом Говоруном в октябре 2012 года. Ожидать ли новых отставок?

Я не могу прогнозировать, но когда мы перечисляем, как иногда в действительности выполняются указы, возникает вопрос о необходимости персональной ответственности чиновников. Не за исполнение указов в целом, а за свою работу и принимаемые решения. В Древнем Риме, к примеру, строители лично отвечали за свои творения. Архитектор, построив мост, вставал под него и ждал, пока по мосту не пройдет легион. И если мост сделан плохо, он обрушивался на своего создателя. А у нас получается наоборот: принимают решения одни, а страдают другие.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше