Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В заплатанных штанах РЖД перешли в режим жесткой экономии

Фото: Евгений Степанов / Интерпресс / ТАСС

«Российские железные дороги» (РЖД) сокращают до 424 миллиардов рублей инвестиционную программу на текущий год, затраты на развитие Восточного полигона и планируют продать активов на 14 миллиардов рублей. Это позволит монополии в 2016-м обойтись без субсидий из бюджета на финансовую устойчивость и ускорить строительство Малого кольца московской железной дороги (МКЖД).

Тариф «Экономный»

РЖД сокращают издержки, новый менеджмент под руководством Олега Белозерова стремится сделать компанию более эффективной, стараясь по возможности не урезать зарплаты сотрудникам. Таким был основной посыл беседы главы РЖД с журналистами на Международном железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», прошедшем на минувшей неделе в Сочи.

«Если раньше процесс сокращения расходов вызывал непонимание у людей, [то] как минимум первую стадию мы прошли. И [теперь] коллеги понимают, что это реальный путь выжить, в том числе выполнить все обязательства [перед сотрудниками] — заплатить зарплату и даже ее увеличить», — сказал Белозеров.

При прежнем президенте Владимире Якунине, возглавлявшем монополию на протяжении 10 лет вплоть до августа прошлого года, увещевания правительства и ФАС о снижении трат долгое время не находили отклика в сердцах руководителей железнодорожного холдинга. А на заседаниях кабинета министров шли ожесточенные споры по поводу размера субсидий из госбюджета для РЖД на очередной год. Газета «Ведомости» называла основной причиной ухода со своего поста разногласия Якунина с руководством страны относительно размера господдержки монополии.

Так, в 2014-м госкомпания получила из бюджета 27,6 миллиарда рублей на поддержание финансовой устойчивости при «нулевой индексации» грузового тарифа, 27 миллиардов — на компенсацию выпадающих доходов по пригородным перевозкам. Компенсации пассажирской дочке РЖД за перевозки в общих и плацкартных вагонах составили 23 миллиарда рублей. Убыток РЖД по международным стандартам финотчетности (МСФО) в 2014 году составил 99 миллиардов рублей. Заработать в 2011 и 2012 годах РЖД помогла продажа акций Первой грузовой компании, за которые холдинг UCL Владимира Лисина заплатил больше 175 миллиардов рублей. В 2013-м прибыль по МСФО упала в 2,5 раза к предыдущему году, несмотря на то, что руководству РЖД все же пришлось запустить антикризисную программу, благодаря которой монополия сэкономила около 100 миллиардов.

Первые полгода на посту президента РЖД Олега Белозерова оказались удачными для компании: по итогам 2015-го монополия получила чистую прибыль в 8,2 миллиарда рублей. Доходы от грузовых перевозок и предоставления логистических услуг за год выросли почти на 39 процентов, в том числе за счет выручки оператора Gefco (РЖД владеют 75 процентами акций), пояснялось в финансовом отчете по МСФО. Кроме того, в РЖД впервые за последние несколько лет не попросили помощи в виде субсидий на финансовую устойчивость и пообещали увеличить тарифы на перевозку грузов лишь на 9 процентов, а с учетом скидок для грузоотправителей — на 7,5 процента (в 2015-м тариф индексировался на 10 процентов). Объемы погрузки на сети российских железных дорог в мае росли (на 3,1 процент, почти до 103 миллионов тонн) и по итогам полугодия также будут неплохими и даже превысят план, сказал Белозеров.

Пополнить изрядно похудевший без госсубсидий кошелек в РЖД рассчитывают за счет продажи непрофильных активов. В конце 2015 года компания избавилась от блокпакета акций «Трансмашхолдинга», выручив 162 миллиона евро. В планах на текущий год: продажа акций некоторых «дочек» оценочной стоимостью 14 миллиардов рублей. Речь, в частности, идет о ценных бумагах ВРК-3, БетЭлТранса, Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), калужского завода «Ремпутьмаш», Московского механического завода «Красный путь». Также компания в 2016-2018 годах планирует реализовать недвижимость остаточной стоимостью более 10 миллиардов рублей. В перспективе РЖД могут приватизировать свой телекоммуникационный актив — компанию «ТрансТелеКом» (ТТК).

Железные дороги ведут в Москву

Более гибко в РЖД стали подходить к распределению денежных ресурсов. Инвестпрограмму на текущий год уменьшили на 8 миллиардов рублей, до 424 миллиардов. Сроки сдачи некоторых объектов по программе развития Восточного полигона, предусматривающей расширение БАМа и Транссиба и подходов к портам, сдвинули в пользу других проектов — в частности, активизации строительства Малого кольца московской железной дороги. «Наша задача максимально состыковать развитие портовых и добывающих производств с пропускными способностями [железных дорог]. Соответственно, если мы раньше вложим деньги, но у нас не будет [достаточного количества] грузов, то мы все проиграем», — пояснил Белозеров.

В ноябре прошлого года замминистра транспорта Алексей Цыденов говорил, что за счет перераспределения средств с инфраструктурных проектов РЖД получат 39 миллиардов рублей из ФНБ на субсидирование пассажирских перевозок.

«Направления, где [необходимо] повышать эффективноcть [работы] есть, в том числе энергоэффективность. Вопрос: сможем ли мы и в какой промежуток времени сделать прорыв», — отмечает Белозеров. Экономить РЖД помогут новые материалы, в частности закупка более долговечных рельсов. Поработать придется также Минтрансу: необходимо пересмотреть старые нормативные акты, негативно влияющие на эффективность работы компании. Для экономии средств и времени своих клиентов РЖД внедряют технические новинки, рассказал на форуме ее вице-президент Салман Бабаев. «В ближайшее время мы уйдем от заявочной системы, будем в автоматическом режиме полностью удовлетворять потребности на перевозку груза», — сообщил он.

Либерализация не по размеру

На фоне тотального сокращения издержек и структурной перестройки РЖД передача в частную собственность локомотивов в ближайшей перспективе выглядит маловероятной. «Мне кажется, что это слишком широкий шаг. Штаны могут не выдержать», — так прокомментировал эту идею Олег Белозеров. Для либерализации тяги в России, по его словам, нужно разработать детальный механизм функционирования этой системы.

На первом этапе он считает целесообразным не выводить локомотивы на рынок, а создать специальное структурное подразделение в рамках РЖД, на котором «можно потренироваться». «Найдем вариант [работы частных локомотивов], буду обеими руками за то, чтобы все приватизировать, продать. Только не нанеся ущерба государству и грузоотправителям, — заявил глава РЖД. — Локомотив везет сформированный состав. И систему передачи сигналов: кто, где и куда едет, в какой промежуток времени — создать очень сложно. Пока никто мне не ответил на вопрос, как это можно организовать». Очистить баланс госкомпании от «локомотивной» обузы Белозеров предлагает по-другому: вместо покупки брать тепловозы и электровозы в аренду, либо приобретать в лизинг. Такую схему, отметил он, РЖД планируют опробовать уже в 2017 году.

Либерализация тяги, пожалуй, главный камень преткновения в готовящейся целевой модели развития грузовых железнодорожных перевозок, которую Минэкономразвития сейчас обсуждает с компаниями-операторами и РЖД. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов считает опасения РЖД оправданными: «Договориться с крупными операторами, желающими войти на рынок тяги о том, чтобы обслуживать все направления, а не только самые загруженные, а значит, и самые выгодные, не получается. А оставлять РЖД только маневровые работы не правильно».

За «Мерседес» — ответят

По словам Белозерова, компания не забывает «о сокращении издержек на центральный аппарат». В феврале в СМИ широко обсуждалась история с увольнением глав «ТрансТелеКома» и «Росжелдорснаба» (отвечает за закупки для монополии) после публикации данных ОНФ, согласно которым дочерняя структура ТТК собиралась приобрести «Мерседес» за 9 миллионов рублей. Незадолго до названных кадровых решений Белозеров провел оперативное совещание, где жестко раскритиковал покупки дорогих служебных автомобилей.

При всех сложностях формирования российского бюджета и нюансах реформирования железных дорог очевидно, что выворачивать карманы крупнейшей российской госкомпании никто не собирается. Благодаря льготам по налогу на имущество (действие льготы продлили на текущий год) РЖД в 2016 году сэкономит 22 миллиарда рублей. В начале февраля этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев увеличил уставный капитал РЖД на 47 миллиардов для финансирования их инвестпроектов. Кроме того, в апреле министр транспорта Максим Соколов объявил, что РЖД разрешено использовать около 40 миллиардов рублей из ФНБ на закупку локомотивов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше