Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Виктор Корчной

Чемпион претендентов Умер гроссмейстер Виктор Корчной

Виктор Корчной

Фото: Виталий Арманд / РИА Новости

6 июня в возрасте 85 лет ушел из жизни легендарный шахматист Виктор Корчной — человек с удивительной судьбой и карьерой. Он так и не стал чемпионом мира, но до самой смерти был старейшим играющим гроссмейстером на планете. «Лента.ру» вспоминает выдающегося мастера шахматной доски.

Начало пути и блокада

Трудно найти человека с более трудным детством, чем у Корчного. Ленинградец, он пережил нацистскую блокаду в подростковом возрасте, тогда же потерял отца и остался с мачехой. Именно она еще во время войны записала его в различные кружки Дворца пионеров. В литературном 13-летний Виктор не закрепился из-за дефекта речи, в музыкальном — из-за отсутствия личного фортепиано для занятий, а вот в шахматном пришелся ко двору. В 1944 году, когда миллионы советских подростков мечтали взять в руки автомат, Корчной впервые взял шахматную доску.

Новое занятие полностью увлекло мальчика. Он тратил на шахматы все свободное от учебы время. Не изменил себе Виктор и в Ленинградском университете, отвлекаясь лишь на помощь мачехе, которой был безмерно благодарен долгие годы спустя.

Прогресс Корчного в шахматах был очень быстрым, что с первого дня отмечал его учитель, шахматный литератор, заслуженный тренер СССР Владимир Зак. В 1947-м 16-летний Виктор Корчной стал чемпионом СССР среди школьников, а спустя пять лет дебютировал во взрослом чемпионате Союза, где занял почетное шестое место. Через год — уже разделил второе и третье места.

Звания гроссмейстера, которое тогда было значительно более престижным и менее достижимым, чем сейчас, Корчной удостоился в 1956 году, в 25 лет. Как ни странно, именно после этого в карьере шахматиста начался спад. Несколько лет подряд он не мог занять призового места в первенстве СССР и лишь в 1960-м все-таки выиграл, став чемпионом в родном городе — Ленинграде.

Начался взлет в карьере гроссмейстера Корчного. Он получил звание заслуженного мастера спорта СССР, выиграл крупный международный турнир в Буэнос-Айресе. Спустя год, несмотря на второе место в первенстве Советского Союза, Корчной впервые сражался за мировую шахматную корону. Поездка на турнир претендентов на острове Кюрасао получилась неудачной: Виктор Львович занял лишь пятое место.

Начало и середина 1960-х годов по праву считаются временем Корчного в советских шахматах: с 1960 по 1964 год он трижды становится чемпионом страны и дважды берет серебро. Главными его соперниками в те годы были Борис Спасский и Леонид Штейн.

Неудачи в борьбе за мировую корону

Успехов на внутреннем уровне амбициозному и уверенному в себе гроссмейстеру всегда было мало. Он никогда не скрывал, что его цель — стать лучшим в мире. Но путь к шахматной короне был сложнее покорения отечественного олимпа. В 1968 году Корчной проиграл финальный матч претендентов Спасскому, а спустя три года его в полуфинале остановил другой советский гроссмейстер — Тигран Петросян.

В 1974 году Корчной вновь дошел до финала претендентского турнира, но уступил ворвавшемуся в мировую элиту вундеркинду Анатолию Карпову. Именно он на долгие годы стал главным соперником Корчного в борьбе за звание чемпиона мира. Соперником, которого Виктору Львовичу так и не удалось превзойти. В 1976 году Корчной дважды выиграл соревнования претендентов, но снова не смог справиться с Карповым.

В 1978 году в Багио (Филиппины) Корчной вновь бился за мировую корону с Карповым. Тогда, уступая 2:5 по партиям, он сделал почти невозможное: сравнял счет, но все же проиграл решающую партию. В тот момент Корчной был ближе всего к реализации мечты. Через три года в Мерано (Италия) настоящей борьбы уже не получилось: Карпов выиграл со счетом 6:2 по партиям.

Шахматное сообщество признает Виктора Корчного лучшим из тех, кто никогда не становился чемпионом мира.

Эмиграция или бегство

Как признавался Корчной, уже в 1966 году на турнире в Германии ему предложили не возвращаться в СССР, но тогда он отклонил это предложение, о чем впоследствии сожалел — признавался, что «потерял 11 лет человеческой жизни». Из-за своей прямоты и несговорчивости Корчной был крайне неудобной фигурой для советского спортивного руководства.

В 1974 году, после проигрыша претендентского матча Анатолию Карпову, Корчной дал интервью югославским СМИ и агентству ТАНЮГ, в котором негативно высказался в адрес победителя, а главное — намекнул, что его проигрыш был результатом давления «сверху». Реакция руководства спорткомитета СССР была крайне резкой. Корчному уменьшили размер стипендии и запретили выезжать из СССР. Через год Корчной снова стал выездным — что интересно, благодаря содействию Карпова.

Неизбежное случилось в 1976 году. После шахматного турнира IBM в Амстердаме Виктор Корчной отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища в Нидерландах. Шахматисту отказали, но дали гарантии, что его шахматные звания и возможность продолжать бороться за титул чемпиона мира останутся в неприкосновенности.

Спустя несколько лет Корчной поселился в Швейцарии, где сначала получил политическое убежище, а в 1994 году и гражданство. Советского гражданства шахматист был лишен еще в 1978-м. Семью Корчного выпустили в Швейцарию лишь спустя шесть лет.

После побега из СССР Корчной продолжил успешно выступать и занимать высокие места в турнирах. Его имя часто упоминалось в числе антисоветски настроенных эмигрантов, однако сам он себя диссидентом никогда не считал. В книгах и интервью он подчеркивал, что единственной причиной эмиграции для него было желание продолжить профессиональную карьеру шахматиста.

«Миллионы считают меня диссидентом, человеком, который боролся за то, чтобы Советский Союз распался. Но это не так. Я просто хотел играть в шахматы. И бежал из Союза потому, что моей карьере угрожала опасность. Не я первый начал — это советские власти втянули меня в войну. Можно считать так: борясь против СССР, я боролся за себя», — писал Корчной.

В 1990 году Виктор Корчной был реабилитирован и восстановлен в гражданстве наряду с многими другими известными людьми, покинувшими родину. Ему предлагали вернуться, но он категорически отказывался. «В Европе средняя продолжительность жизни на десять-двадцать лет выше, чем в России. Уехав на Запад, я таким образом продлил себе жизнь на десяток лет. Все мои сверстники в России, с которыми я общался раньше, уже ушли из жизни. И когда я сюда приезжаю, мне уже не с кем словом обмолвиться. Вы что, хотите, чтобы я тоже умолк навеки?» — заявил он в одном интервью.

Корчной неоднократно признавался, что не считает себя выдающимся талантом, а все его успехи, в том числе и шахматные, основаны на упорстве и настойчивости. Для Корчного характерен очень тщательный, кропотливый анализ позиции, результатом которого нередко становятся принципиально новые продолжения в известных вариантах или же «реабилитация» вариантов, признаваемых теорией сомнительными или вовсе неудачными.

«Надо отдать должное, Корчной — это явление в шахматах. Стиль его неподражаем. У него совершенно уникальный подход к шахматам. Он был такой трудяга и талант особенный, это был шахматист высочайшего уровня. Для шахмат печально, что ушел один из последних людей той эпохи», — сказал Анатолий Карпов об ушедшем гроссмейстере агентству «Р-Спорт».

25 лет Корчной претендовал на мировое первенство, выиграл множество турниров и матчей, в том числе у Петросяна, Спасского, Полугаевского, Геллера, Таля, Портиша, Хюбнера. Ему принадлежат все рекорды шахматного долголетия. В 2001 году он победил в представительном круговом турнире, посвященном собственному семидесятилетию (в турнире участвовали Гельфанд, Свидлер и Грищук). В возрасте 80 лет Виктор Львович Корчной добавил в свою коллекцию побед еще один трофей, став пятикратным чемпионом Швейцарии.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше