Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Через море-АСЕАН Что Путин предложил лидерам Юго-Восточной Азии

Фото: Илья Питалев / Фотохост-агентство / РИА Новости

СюжетСаммит АСЕАН

В четверг, 19 мая, в Сочи прошла вереница двусторонних встреч президента России Владимира Путина с лидерами стран Ассоциации Юго-Восточной Азии, которые прибыли для участия в саммите Россия — АСЕАН. Двадцатилетие создания диалогового партнерства, отмечаемое в этом году на берегу Черного моря, может дать импульс для развития экономического сотрудничества. Что Россия предложит Азии и что регион предоставит нам в ответ, разбиралась «Лента.ру».

Умаслить Путина

Саммит стартовал неоднозначно. Президент Индонезии Джоко Видодо с порога принялся лоббировать свои интересы. «Ваше превосходительство, — обратился он к Владимиру Путину в резиденции Бочаров Ручей. — Вы знаете о планах по увеличению налога на импорт пальмового масла. Этот продукт, к которому в России относятся с опаской и подозрением, — самая крупная статья экспорта из Индонезии в Россию. И вдруг поставки резко пошли на спад. Это экономически невыгодно для нашей страны. Я надеюсь, что политика вашего превосходительства поспособствует тому, что экспорт индонезийского пальмового масла увеличится в ближайшее время», — не ослаблял хватку Видодо.

В 2015 году объем экспорта пальмового масла из Индонезии в Россию превысил 700 тысяч тонн и стал основной частью товарооборота двух стран. Развернутая в российских СМИ «антипальмовая» кампания и последовавшие за ней законодательные инициативы не отражались индонезийской прессой. Но по нужным каналам до главы государства эти вести, безусловно, дошли, указывает главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН Алексей Другов. «У нас проблема несколько преувеличена, — уверен эксперт. — Дело ведь не в качестве масла, а в том, как оно перевозится и хранится. Потребитель не осведомлен о его содержании в продуктах — вот в чем проблема».

Тем не менее, вопрос о том, должно ли пальмовое масло входить в рацион россиян, давно уже перешел из сферы диетологии в область политики. В публичных дискуссиях о его вреде несколько раз участвовал даже Путин. И все-таки глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев на саммите заявил, что Россия не намерена ограничивать поставки пальмового масла из стран АСЕАН, поскольку это вопрос «совершенно деловой эффективности».

На взгляд Другина, поставки масла — не предмет торга между странами. Индонезия в любом случае открыта для инвестиций. От успешной экономической интеграции Россию удерживают только ее собственные возможности: конкурировать в этом регионе с Китаем крайне сложно. Все страны АСЕАН веками испытывали огромное влияние Поднебесной, и Кремлю тут приходится выступать в роли догоняющего.

На восток и южнее

Когда несколько недель назад в Сочи приезжал премьер-министр Японии Синдзо Абэ, отмечалось, что поворот России на Восток оказался поворотом лишь к одному Китаю. Теперь российская внешняя политика идет южнее и пытается охватить весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

В АСЕАН входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Совокупно — 630 миллионов человек. К 2050 году эта «Большая десятка» имеет все шансы стать четвертой экономикой мира.

Ассоциация была создана в 1967 году в Бангкоке. Договорное оформление состоялось на десять лет позже. Россия же стала полномасштабным партнером в 1996 году. С тех пор сформирована нормативно-правовая база взаимодействия. Однако само взаимодействие, в частности товарооборот, на протяжении двадцати лет оставалось незначительным. Активизировать его призван Деловой форум, который состоялся в Сочи 19 мая. В нем приняли участие капитаны российского бизнеса, в том числе председатель набсовета «Базового элемента» Олег Дерипаска, глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин.

В Кремле, однако, разговоры о поворотах, разворотах и прочих фигурах российской внешней политики считают несостоятельными. В первый день саммита пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия — уникальная по положению страна. Это евразийская держава, и потому смотрит во все стороны. Запад — не исключение. Песков традиционно напомнил, что не Москва была инициатором охлаждения отношений с европейскими странами. «Рано или поздно взаимные рестрикции останутся позади», — уверен представитель Кремля.

Дешевые деньги

В Кремле также настойчиво подчеркивают, что не стоит «индексировать нашу заинтересованность» только желанием найти в Юго-Восточной Азии «дешевые деньги». Действительно, проблема с привлечением кредитных средств в России есть, но это не слишком влияет на отношения с партнерами, подчеркнул Песков.

В 2014 году объем товарооборота России и стран АСЕАН составил 22 миллиарда долларов. В 2015-м — сократился до 14 миллиардов. Если сравнивать с товарооборотом Китая и АСЕАН (80 миллиардов долларов), цифра выглядит незначительной. Если же посмотреть на общий объем внешнеторгового оборота стран АСЕАН (2,5 триллиона долларов), то вклад России и вовсе покажется статистической погрешностью. И все-таки АСЕАН — единственная интеграционная группировка, импорт из которой в Россию в первом квартале текущего года продемонстрировал положительную динамику.

В области инвестиций Россия тоже не воспринимается сильным игроком. За 2014 год прямые зарубежные вложения в АСЕАН — 136 миллиардов долларов. Из них российских — всего несколько сотен миллионов. И большая часть вложена во Вьетнам, с которым у России исторически сложились особые связи.

«Чтобы страны Юго-Восточной Азии вкладывали свои деньги в Россию, нужно убедить их в выгодности таких инвестиций. Что мы можем им предложить? На территории стран АСЕАН возможностей для инвестиций значительно больше. Это и медицина, и электроника», — объясняет член-корреспондент РАН, специалист по проблемам региональной интеграции в Азии Геннадий Чуфрин.

Структура российского экспорта не способствует усилению позиций на конкурентном рынке Азии. Россия выступает как сырьевая держава, и нужно решать внутренние проблемы, чтобы быть привлекательной для инвестиций страной, указывает эксперт. «Кроме того, некоторые из членов АСЕАН (Сингапур, например) желают активно участвовать в Транстихоокеанском партнерстве. А Россия в этой организации не состоит. Тем не менее, у нас развивается партнерство с Вьетнамом. Подписано соглашение о зоне свободной торговли между этой страной и ЕАЭС. Кроме того, у Москвы хорошие отношения с Малайзией, Индонезией и Таиландом», — перечисляет Чуфрин.

Наибольший интерес с точки зрения экономического сотрудничества для наших партнеров по АСЕАН представляет Дальний Восток, уверен глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. По его словам, территории опережающего развития на Дальнем Востоке уже заработали, подтянулись первые инвесторы. Пока это китайцы, но в России надеются, что их примеру последуют и другие страны региона.

Кроме того, Москва предлагает Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций принять участие в расширении Транссибирской магистрали и обустройстве Северного морского пути, заявил Владимир Путин на встрече с главой банка Цзинь Лицюнем.

Три опоры России в Азии

Российское экономическое присутствие в регионе зиждется на трех китах: нефтегазовая отрасль, ядерная энергетика и военно-техническое сотрудничество. Сегодня российскую нефть и газ покупают Сингапур и Малайзия. В страны АСЕАН, а также в Индию и Китай поставляется половина всех экспортируемых Россией вооружений и военной техники. Исторически крупнейшим покупателем российского оружия был и остается Вьетнам. Индонезия также приобретает российскую военную технику. Есть заказы из Малайзии, расширяются поставки в Таиланд.

Москва обсуждает с Джакартой возможность развертывания в Индонезии производства артиллерийских боеприпасов малого и среднего калибра, сообщил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин. Он подчеркнул, что «размещение производства на иностранной территории — это уже новейшее требование со стороны ряда государств, и не учитывать это веление рынка нельзя». Для поставщика очень выгодно продавать прет-а-порте, готовое платье, а передача технологий в стоимостном выражении не так много стоит, пояснил Фомин.

Военными и сырьевыми поставками сотрудничество не ограничивается. Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин информировал о том, что объем совместного рынка информационных технологий (IT) России и АСЕАН составляет 100 миллиардов долларов в год. Именно этой сфере принадлежит совместное будущее, уверен российский чиновник. «Второе направление — это, с нашей точки зрения, совместное производство разного рода продукции, где может быть сочетание — АСЕАНовское "железо" и российский софт», — обозначил цели Волин.

Одна из главных тем, которую Россия собиралась обсудить на саммите, — перспектива подключения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к партнерству с АСЕАН. Кроме того, ЕАЭС рассматривает возможность заключения соглашения о зоне свободной торговли с Камбоджей и Сингапуром.

Весь смысл происходящего саммита в том, чтобы совместными усилиями придать импульс торгово-экономическому взаимодействию, указывают эксперты. Однако в вопросах экономического сотрудничества излишний оптимизм испытывать не стоит.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше