Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кубометры лояльности Удастся ли Белоруссии выбить у Москвы скидку на газ

Фото: Егор Еремов / РИА Новости

Белоруссия недовольна ценой поставляемого российского газа и требует ее пересмотреть. Момент для демарша выбран удачный: политическая и экономическая ситуация, в которой оказалась Россия, на руку Минску. Пойдет ли Москва на очередные уступки прагматичному соседу?

17 мая прошли переговоры по газу между главой Минэнерго России Александром Новаком и его белорусским коллегой Владимиром Потупчиком. Никаких судьбоносных решений по итогам встречи принято не было — по крайней мере, стороны официально своих позиций не поменяли ни по цене, ни по размеру скидки или долга.

«Мы ничего не должны российской стороне, мы не просим никаких скидок на газ. Мы просим выполнения нормативно-правовой базы, — приводит ТАСС заявление Владимира Потупчика. — Наша позиция не поменялась. Нам кажется, что российская сторона начинает нас слышать и понимать, чего мы просим».

А просит Белоруссия, ни много ни мало, продавать ей газ по цене 73 доллара за тысячу кубометров, что на 59 долларов ниже текущей стоимости (132 доллара за тысячу кубометров). Именно эту цену Минск считает справедливой, поясняя, что речь идет не о скидке на газ, а о «рыночных равнодоходных ценах».

Российская сторона, в свою очередь, заявляет, что предоставлять Белоруссии скидку на газ пока не планирует. Тем более что, по данным Минэнерго, долг Белоруссии перед «Газпромом» за первые четыре месяца 2016 года составил более 125 миллионов долларов. Но в Минске долг не признают.

Поставщиком российского газа на территории Белоруссии выступает «Газпром трансгаз Беларусь» (бывшее «Белтрансгаз», с 2011 года стопроцентное дочернее общество «Газпрома»). В начале мая «Газпром трансгаз Беларусь» обратился в Международный арбитражный суд при БелТПП с исковыми заявлениями к газоснабжающим организациям Белоруссии в связи с недоплатой госпредприятиями республики за газ. Поставки российского газа в республику в 2015 году составили 18,79 миллиарда кубометров.

Воспользоваться моментом

О справедливости нынешней цены на российский газ для Белоруссии Минск заговорил в начале этого года. Тогда премьер-министр страны Андрей Кобяков заявил, что стоимость тысячи кубометров энергоносителя должна составлять 80 долларов, а поставщик на территории страны, отказавшись платить согласно контракту, начал накапливать долги.

Учитывая, что для России внешнеполитическая и экономическая ситуация сейчас не самая благоприятная, время для торга выбрано Минском вполне удачно. Впрочем, большой неожиданностью для Москвы и «Газпрома» эти требования не стали: соседняя республика прибегает к торгу не в первый раз. «Похоже на то, что Минск пользуется сложной для России политической ситуацией, в нарушение контракта отказываясь платить за газ. Вполне понятно желание Белоруссии снизить издержки на газ, но данные требования стали поступать именно в неблагоприятный для РФ период, когда она вынужденно предоставляет скидки другим странам», — говорит партнер юридической компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. Юридических оснований для требований о снижении цены на газ у Белоруссии, по его словам, нет. Валюта контракта — доллар США, при этом договор не предусматривает пересмотра цены при колебаниях курса валют, поясняет эксперт.

Специалисты обращают внимание и на то, что формула расчета стоимости поставляемого Белоруссии газа никогда не основывалась на каких-либо рыночных механизмах ценообразования.

«Ближайший партнер по СНГ, а теперь и по ЕАЭС практически всегда получал российский газ по ценам значительно более низким, чем Европа и даже соседние страны, ранее входившие в состав СССР», — говорит аналитик ИК «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По сути, отмечает он, на протяжении десятилетий, прошедших с распада СССР, поставки осуществляются по схеме «газ в обмен на лояльность», но временами власти Белоруссии прибегают к торгу. «Сейчас, учитывая непростые отношения между Киевом и Москвой, давление на Россию со стороны ЕС и США, Белоруссия получила на руки бесспорно весомые козыри для продавливания собственных условий, что не может устраивать ни "Газпром", ни Кремль», — объясняет Кирилл Яковенко. С другой стороны, тот факт, что администрация Лукашенко никогда не пользовалась большой любовью на Западе, в принципе исключает возможность существенного изменения внешнеполитического вектора Минска, что, как полагает аналитик, понимают и белорусские власти, и российские.

«Уже не раз "дружеские" отношения с Россией, когда это было выгодно белорусской стороне, превращались в конфликтные: это и отказ посетить парад в честь 70-летия победы в ВОВ, и транзит "серых" продуктов через территорию Белоруссии, и сейчас — попытка втянуть Россию в новые газовые войны», — говорит исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов. По мнению эксперта, нет сомнений в том, что Минск пользуется ситуацией фактически единственного союзника России с европейской стороны, однако время от времени пытается прощупать «дно» добрососедских отношений.

Впрочем, далеко не все эксперты видят в позиции Белоруссии по газу желание воспользоваться неблагоприятной для России ситуацией. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев полагает, что Минск таким образом пытается добиться справедливости, так как считает, что согласно межправительственным соглашениям цена газа для Белоруссии должна сравняться с уровнем равнодоходных с экспортом цен на газ, то есть до уровня внутрироссийских цен — 73 доллара за тысячу кубометров без учета транспорта и хранения. По логике белорусской стороны, в рамках ЕАЭС должны стремиться создать единый газовый рынок, что исключает учет в цене стоимости транспортировки газа, таможенных пошлин и расходов на хранение в ПХГ. Однако данная цель должна быть достигнута не в текущем году, а к 2025 году.

«Анализируя такой подход, можно прийти к выводу, что данная позиция имеет скорее абстрактные, чем реальные корни, поэтому доводы Белоруссии в этом споре выглядят крайне неубедительными и даже смешными», — говорит эксперт. Так же характеризует он и один из аргументов Минска в пользу снижения цены на газ: в Белоруссии отмечают, что Германия, которая находится дальше от России, платит за газ меньше, чем прописано в договоре с Минском, а должно быть наоборот. Из-за девальвации рубля средняя цена на газ для Европы за вычетом транспортных расходов визуально снижалась: так, тысяча кубометров два года назад стоила 168 долларов, годом позже — уже 142,4 доллара, а сейчас Германия платит около 120 долларов.

Нежелание платить больше можно объяснить и тем, что согласно согласованной формуле цены Белоруссия до кризиса и санкций получала фактическую скидку к средней экспортной цене — 50-60 процентов, однако постепенно (и это логично) эффективный размер дисконта падал, и в 2016 году снизился до 20-25 процентов, что, разумеется, не понравилось Белорусской стороне, рассчитывавшей на выход к равнодоходному уровню. «С нашей точки зрения, странно было предполагать, что цены для белорусов сравняются с российскими, ведь все видели, что происходит и с рынком газа, и с экономикой РФ», — говорит эксперт.

Вслед за Украиной

Эта история со скидками и пересмотром цен во многом схожа с регулярно повторяющейся газовой войной с другим покупателем российского топлива — Украиной. Ситуации по понятным причинам не идентичны, однако определенные параллели провести можно. К примеру, для обеих стран цена газа стала высокой из-за изменения курсов валют. Обе страны перестала устраивать формула расчета цены на газ, закрепленная в договоре. Обе страны накопили долги и отказываются их признавать. Наконец, обе страны связаны судебными тяжбами с российской стороной по газовым вопросам.

Подобные споры с Белоруссией уже были у России, например, в 2010 году, напоминает Дмитрий Липатов. Тогда обе страны пошли на компромисс: Минск выплатил долг в 190 миллионов долларов, а «Газпром» согласился повысить плату за транзит. Через год Белоруссия добилась существенной скидки на газ, а «Газпром» купил 50 процентов акций «Белтрансгаза». Если учитывать этот момент и поведение России в схожей ситуации с Украиной (Украина неоднократно добивалась скидок), то высоки шансы, что Москва и в этот раз пойдет на уступки и предоставит скидку, но меньшую, чем хочет Белоруссия, считает Дмитрий Липатов. Либо компромисс может быть достигнут другим путем — например, Белоруссия получит какой-нибудь выгодный контракт. «В любом случае шансы на решение этого вопроса компромиссом с обеих сторон очень высоки. Для РФ невыгодно упорствовать в этом вопросе в связи с политической обстановкой. Белоруссия для РФ хороший и давний партнер плюс союзник по ЕАЭС. Нежелательно начинать с ней серьезный конфликт в данный момент», — уверен эксперт.

В то же время истории с газом для Белоруссии и Украины нельзя назвать однотипными — у стран разные цели и пути их достижения. «Белоруссия не нацелена на непременную интеграцию с Европой, а просто хочет сэкономить. Курс доллара взлетел, контракты подписаны в долларах — отсюда желание справедливости в ценах с белорусской стороны», — говорит член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Элеонора Кристаллинская. «Газпром», по ее мнению, вряд ли уступит в вопросе снижения цены. Во-первых, это убытки для холдинга и российской экономики, во-вторых, большие скидки приводят к реэкспорту российского газа, в-третьих, отказ существенно снизить цену — дело привычное, не гром среди ясного неба для отношений между Россией и Белоруссией. К тому же президент Белоруссии Александр Лукашенко уже в апреле этого года заявил о необходимости максимально увеличить потребление электроэнергии — видимо, с целью дальнейшего сокращения поставок российского газа, если цены останутся теми же.

Существенное отличие заключается еще и в том, что газовый конфликт с Украиной давно вышел за экономические и хозяйственные рамки — там большое место занимает яркий политический аспект и непримиримость двух хозяйствующих субъектов, находящихся в неравном правовом поле. Украина могла бы найти деньги на газ из источников своих западных кредиторов, но для этого необходимо поменять позицию во взаимоотношениях с «Газпромом», что в текущей ситуации невосполнимо, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Белоруссия же борется за собственные принципы и отстаивает право на скидку, аргументируя его межправительственным соглашением.

Более того, 100 процентов «Газпром трансгаз Беларусь» с 2011 года принадлежит «Газпрому», однако предприятие находится на территории Белоруссии и полностью подчиняется законам этого государства. Поэтому единственное решение здесь, по мнению эксперта, — ждать решения международного арбитража, которое может затянуться на полгода.

Нельзя забывать и тот факт, что Украина игнорировала оплату всего объема поставляемого газа, в то время как в Белоруссии не доплачивает разницу за транспорт и хранение только госпредприятие «Белтопгаз» — другие, более мелкие покупатели условия договора соблюдают. «Конечно, не исключено что госкомпания выполняет некую политическую волю, и тогда повторить сценарий 2010 года с резкой приостановкой трафика голубого топлива не удастся, так как поставщик подчиняется местным законам. В этом случае позиция Белоруссии хоть и смешная, но грамотная», — резюмирует Артем Деев.

Справедливая цена

Какой же должна быть та самая справедливая цена тысячи кубометров газа, поставляемого в Белоруссию? «Идеальная цена должна соответствовать принципу равнодоходности для экспорта и внутреннего рынка. В случае с Белоруссией, которая не платит экспортную пошлину, стоимость, равная цене для России плюс транспортировка, была бы справедливой, — считает Элеонора Кристаллинская, — особенно если перевести расчеты, как это происходит при импорте белорусских товаров, в рубли».

Дмитрий Липатов не исключает, что Россия может предоставить Белоруссии скидку в размере 20-30 долларов — то есть цена станет 110-120 долларов за тысячу кубометров газа. Запрашиваемая стоимость в 80 долларов слишком невыгодна для РФ и сделает продажу газа Белоруссии убыточной, считает эксперт.

Объективно по договору Белоруссия должна оплатить долг, однако невозможно знать все нюансы соглашения, поясняет Артем Деев, в связи с чем дело может затянуться: предприятие «Газпрома» подчиняется законам Белоруссии, что в арбитраже будет трактоваться как спор между белорусскими хозяйствующими субъектами. Такие заявления формируются в течение одного месяца, решение по ним выносится в течение трех месяцев, но ограничивающего регламента нет, поэтому процесс может разбираться и полгода. За это время долг вырастет, а перекрыть поставки «Газпром» не сможет. «Поэтому либо Россия выдвинет компромисс по более сниженной цене, либо будет вынуждена ждать, а Белоруссия копить долг», — считает эксперт.

Аналитик также считает, что цена на газ для Белоруссии не может составлять 73 доллара, поскольку в этом случае добыча и поставки окажутся нерентабельными. «При объективном рассмотрении вопроса можно предположить, что цена могла бы составить порядка 124 долларов — если отталкиваться от цен для Германии на границе за вычетом транспорта. Такая цена лишь на 8 долларов меньше той, которую сейчас должна платить Белоруссия за тысячу кубометров», — рассчитывает Артем Деев. Именно такой вариант, по мнению эксперта, может предложить «Газпром» своему соседу. Вряд ли этот дисконт будет воспринят позитивно, но на большее, с рыночной позиции, газовый монополист пойти не должен. Возможно, если бы в 2011 году Белоруссия привязала бы цену контракта к нефтяной корзине, договориться сейчас было бы проще.

«Если говорить о доводах Минска относительно справедливой рыночной цены для Белоруссии в 73 доллара за тысячу кубометров, то лично мне не очень понятно, из чего данная цифра исходит и каким образом рассчитывается», — говорит аналитик ИК «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Эксперт напоминает, что средняя стоимость российского газа для стран ЕС в первом квартале этого года составила 180 долларов за тысячу кубометров, то есть даже предлагаемый «Газпромом» уровень в 132 доллара гораздо ближе к рынку, хоть и ниже него на 47 долларов, — то есть Минск и так получает более чем весомую скидку.

Понятно, что сейчас в переговорах будут обсуждаться не столько вопросы ценообразования, сколько внешнеполитические аспекты сотрудничества, тем более что в том случае, если Минск пойдет на уступки, вряд ли вопрос о накопившихся долгах дойдет до международных судебных инстанций. «Это уже далеко не первый спор по вопросу цен на газ, так что сценарий "торгов" отточен до мелочей, и, на мой взгляд, договориться Москве и Минску все же удастся», — выражает уверенность эксперт.

Россия может пойти на уступки, но в таком случае, по мнению исполнительного директора Heads Consulting Никиты Куликова, они будут мотивированы не экономическими предпосылками, а политическими. Однако, считает он, до тех пор, пока у России не будет вариантов альтернативных путей поставки газа всем потребителям, такого рода демарши и шантаж наверняка продолжатся.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше