Россия
00:11, 29 апреля 2016

А случись что...

Узнаем ли мы вовремя об опасности и ее реальных масштабах
Дозиметристы проверяют уровень радиации у машин, выезжающих из Чернобыля
Дозиметристы проверяют уровень радиации у машин, выезжающих из Чернобыля
Фото: РИА Новости

Отсутствие действенной системы оповещения населения стало одним из главных факторов, повлиявших на масштабы чернобыльской трагедии. О том, какие выводы сделаны из ошибок тридцатилетней давности и как сейчас действует эта система, в спецпроекте «Ленты.ру» рассказал сотрудник Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Владимир Ткачев.

На момент аварии в СССР не было даже такого понятия, как информирование населения, а существовала только система оповещения по линии гражданской обороны. И это одна из причин того, что на протяжении нескольких суток руководство страны не предпринимало адекватных действий по информированию населения. Более того, были приняты меры по засекречиванию данных о реальных и прогнозируемых последствиях аварии.

Первая информация до пострадавшего населения была доведена в 11 часов 27 апреля, а официальное сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС было сделано по телевидению только 28 апреля 1986 года. Когда было принято решение об эвакуации, его передали по местному радио города Припять. В нем, в том числе, говорилось, какие документы, вещи и продукты необходимо собрать с собой. В течение трех часов были эвакуированы около 45 тысяч человек, что само по себе уникально. Но из-за несвоевременного оповещения населения последствия аварии усугубились — люди были не проинформированы о правилах поведения на радиоактивно загрязненных территориях и не знали, как себя вести. А йодовую профилактику населения начали проводить лишь 6 мая.

Авария на Чернобыльской АЭС стала серьезным поводом для анализа имеющихся мер по обеспечению безопасности. Было принято решение о создании целостной системы оповещения и информирования населения, которая работала бы не только в случае военных конфликтов, но и при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для решения задач по оперативному оповещению и информированию населения об опасностях, возникающих при угрозе чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, и правилах поведения была создана и постоянно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она включает в себя специальные системы оповещения территориального, местного и объектового уровня.

На всех потенциально опасных объектах созданы и функционируют локальные системы оповещения. Для химически опасных объектов зона действия установлена в два с половиной километра, для радиационно опасных объектов — пять километров. Кроме этого, в случае ЧП информация до населения будет доводиться посредством мобильных комплексов информирования населения и мобильных средств связи.

Способы оповещения постоянно модернизируются. В настоящее время развернуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (КСЭОН). Делается это в соответствии с указом президента России №1522 от 13 ноября 2012 года «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС» в целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, оказавшегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (либо в зоне ЧС), достоверной информации об угрозе возникновения (или о возникновении ЧС), правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.

«КСЭОН-инфо» принципиально будет отличаться от уже существующих систем оповещения населения. Можно сказать, что это система оповещения нового уровня. Она будет сопряжена с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, причем запуск системы будет осуществляться автоматически при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов, с последующим (или параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС.

Кроме этого, будет обеспечено комплексное использование в автоматизированном и (или) автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения. Система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.

Если же говорить об объектах, связанных с радиационной опасностью, то в настоящее время в России эксплуатируется 10 атомных станций, включающих 33 энергоблока, 15 промышленных реакторов, 26 установок по переработке ядерных материалов, 14 ядерных установок для проведения научных исследований с использованием ядерных материалов, 39 пунктов хранения ядерных материалов, отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла и 66 исследовательских ядерных установок. Все они находятся под тщательным надзором МЧС и включены в систему оповещения.

Мы уверены, что обеспечение безопасности функционирования этих объектов является важнейшей задачей, от решения которой зависит безопасность и благополучие всего населения Российской Федерации.

Записал Георгий Олтаржевский

< Назад в рубрику
Обсудить
Другие материалы рубрики