Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Ким Чен Ын

Бомбящий Пэктусан Смертельно опасный супервулкан заставил Северную Корею объединиться с США

Ким Чен Ын

Фото: KCNA / Reuters

В престижном англоязычном журнале вышла едва ли не первая в мире совместная работа северокорейских ученых и их западных коллег. В обмен на полезные советы и новое оборудование сейсмологов из Великобритании и США пустили на священную гору Пэктусан — спящий вулкан, пробуждения которого корейцы опасаются (его последнее мегаизвержение покрыло окрестные территории толстым слоем пепла). В особенностях науки, политики и вулканов Северной Кореи разбиралась «Лента.ру».

Великая и ужасная наука КНДР

Северокорейская наука — своеобразный феномен. Из-за господствующей идеологии КНДР — чучхе («опора на собственные силы») — о происходящем внутри страны во внешний мир просачивается крайне мало информации. И наука не является исключением. Официальные органы КНДР периодически рапортуют о сенсационных разработках северокорейских ученых: первом в мире алкогольном напитке из женьшеня, не вызывающем после употребления похмельного синдрома; драже для борьбы с курением «Кымен-еньян»; созданном микробиологами напитке из грибов, который улучшает физические способности спортсменов, — и тому подобных открытиях. За этими разработками не стоят статьи в признанных научных журналах, да и предъявлять их миру КНДР не собирается — так что приходится верить или не верить официальным лицам на слово.

Однако не стоит считать северокорейскую науку грандиозной потемкинской деревней. К сожалению, многие сообщения об открытиях местных ученых встраиваются в мифологический образ КНДР — страны, где чиновников расстреливают из миномета, а провинившихся родственников вождя скармливают псам. Восприятие КНДР как царства гротеска приводит к неадекватному пониманию открытий, вполне вписывающихся в образ «нормальной науки»: так, все СМИ в 2012 году облетела новость о том, что ученые КНДР нашли логово единорога (на животном якобы ездил Тонмен, основатель Когуре, одного из раннефеодальных царств Корейского полуострова). Однако в разговоре с американским корреспондентом один из ученых КНДР пожаловался, что смысл сообщения был искажен: в оригинале шла речь о «логове мифического единорога», а само исследование было посвящено фольклорным свидетельствам древности Пхеньяна.

В любом случае КНДР может похвалиться неплохой системой высшего образования еще советского образца. Недавние запуски ракет говорят о том, что в инженерах и техниках минимального уровня компетенции республика не испытывает дефицита. Что же касается гуманитарных и социальных наук, вполне компетентная работа, например, археологов, копающих стоянки раннего палеолита в бассейне реки Тэдонган, сочетается с утверждениями о том, что Тэдонган — «одна из колыбелей мировой цивилизации». Впрочем, подобное злоупотребление археологией в националистических целях — обычное дело на постсоветском пространстве от Узбекистана до Украины, да и во многих других странах.

Сомнения не вызывает один факт: северокорейская наука живет и развивается в гордом одиночестве. Именно это делает сенсационным сам факт появления в престижном международном англоязычном журнале Science Advances исследования, написанного по результатам совместного проекта ученых из КНДР, Великобритании, США и Китая. Повествует статья о загадочном вулкане Пэктусан, который расположен на границе Северной Кореи и Китая. Пэктусан («Гора с белой вершиной») не просто занимает важное место в культуре и мифологии корейцев (это высшая точка всего полуострова), но и стал источником одного из крупнейших извержений в истории человечества — около 946 года. Именно тогда образовалась кальдера диаметром 5 километров, где расположено Небесное озеро (Чхонджи) — самое высокое кратерное озеро в мире. Согласно официальной версии, именно там располагался тайный лагерь антияпонских партизан, которыми руководил основатель КНДР Ким Ир Сен. Там же в 1942 году родился его сын и преемник Ким Чен Ир.

В обход санкций

В начале 2000-х вулкан Пэктусан начал пробуждаться (впервые с 1903 года). Стало больше подземных толчков, a GPS-датчики на китайской стороне границы указали на деформацию почвы. Местные жители стали всерьез опасаться извержения, однако к 2010 году вулкан успокоился. К тому времени власти КНДР решили действовать на опережение и запросили у международного сообщества помощи в изучении вулкана. Их интересовали два вопроса: геологический (понять историю прошлых извержений) и сейсмологический (оценить нынешнее состояние Пэктусана на предмет сейсмических рисков, найти признаки расплавленной породы в его недрах).

Для выхода на западных ученых КНДР обратилась в специальную неправительственную организацию «Пхеньянский международный информационный центр новой технологии и экономики» (PIINTEC). Ключевой фигурой в переговорах стал один из редакторов журнала Science Ричард Стоун, работающий в Пекине и несколько раз посещавший КНДР. Стоун вышел на кембриджского вулканолога Клайва Оппенхаймера, и в 2011 году они впервые встретились у вулкана с местными коллегами и сформулировали цели проекта (впоследствии к ним присоединились еще пять западных ученых).

Американский Фонд Ричарда Лаунсберри выделил 200 тысяч долларов на оплату поездок и экспедиций, а издатель Science и британское Королевское общество пролоббировали выдачу лицензий на экспорт научного оборудования. Правда, ученым удалось разжиться лишь шестью сейсмометрами из фондов британских учреждений. Инструментов для измерения флуктуаций магнитного поля Земли (методом магнитотеллурического зондирования) исследователям добыть не удалось: Британия и США запретили вывозить их в Северную Корею — это техника двойного назначения, которая также применяется для обнаружения подводных лодок.

В 2013 году сейсмометры поставили на склонах Пэктусана с интервалом в 10 километров — в том числе и в далеких от вулкана деревнях (чтобы сравнить состояние коры и магмы в нормальных и сейсмоопасных районах). Для защиты приборов от дождя и снега корейцы поместили их под бетонные «навесы».

Западные ученые в своих отзывах о проекте ни разу не пожаловались на подозрительность, грубость и иные «тоталитарные» привычки своих северокорейских коллег. Напротив, контакты с Сейсмологическим агентством КНДР проходили быстро и эффективно. В будущем ученые даже надеются свести вместе китайских и северокорейских сейсмологов: пока исследования Пэктусана с двух сторон границы осуществляются автономно.

Вулкан и война

Но каковы же результаты этих сердечных встреч и первого в истории доклада сейсмологов КНДР в Великобритании? Первая оценка — состояние земной коры под Пэктусаном, толщину которой ученые оценили в 35 километров. Под вулканом обнаружили обширную зону расплавленной породы — именно этот участок, скорее всего, является источником магмы, извергавшейся в историческую эпоху. К такому выводу сейсмологи пришли, оценив соотношение P-волн к S-волнам. На расстоянии 20 километров от Пэктусана оно начинает расти и от 1,76 доходит до 1,87. Именно последний показатель говорит о расплавленной породе под Пэктусаном.

Впрочем, авторы исследования пока не узнали ничего о причинах прошлых мегаизвержений и даже не пытаются прогнозировать будущую судьбу вулкана. Пафос их статьи — в хвале конструктивному сотрудничеству Запада и КНДР. Никакой политики! Любопытно, что они никак не отреагировали на другое исследование о Пэктусане, которое вышло в 2016 году в не менее престижном журнале Nature Scientific Repots.

Его авторы — сейсмологи из Южной Кореи — предупредили, что вулкан имеет все шансы проснуться из-за ядерных испытаний КНДР. От полигона Пангири, где испытывается ядерное оружие, Пэктусан отделяют всего 115 километров. По мнению ученых, еще одного взрыва может быть достаточно, чтобы пробудить спящий вулкан: «Сильные колебания почвы вызывают динамические нагрузки, способные растревожить магматическую камеру. Подземный взрыв ядерного боеприпаса неподалеку от активного вулкана является безусловной угрозой для него».

Последние ядерные испытания, которые Северная Корея провела в январе 2016 года, по сейсмической мощи эквивалентны землетрясению магнитудой 5,1. Ученые предупреждают, что для создания аномально высокого давления в магматической камере достаточно взрывов магнитудой от 5 до 7.

Итак, два исследования — два образа КНДР сквозь призму научных изысканий: агрессивная держава, чья деятельность угрожает всему региону катаклизмами, и дипломатичная страна, пытающаяся выйти из изоляции. Своя правда есть в каждом образе, и, совместив их, можно получить некое подобие объективного представления о Северной Корее.