Библиотека
08:03, 10 апреля 2016

На равных с Византией Книга Михаила Мочалова и Дмитрия Полежаева «Держава Сасанидов»

Изображение: фрагмент мозайки «Битва при Иссе»

Государство Сасанидов просуществовало более четырех веков. Это была последняя иранская держава доисламской эпохи, имевшая огромное влияние на окружающие страны. Оно пережило упадок Рима, на равных боролось с Византией, ее культурное влияние распространялось на Западную Европу, Африку, Индию и Китай. В книге историков Михаила Мочалова и Дмитрия Полежаева рассказывается о зарождении, расцвете и падении государства Сасанидов.

С разрешения издательства «Ломоносовъ» «Лента.ру» публикует отрывок из книги Михаила Мочалова и Дмитрия Полежаева «Держава Сасанидов. 224-652 годы».

Иран представляет собой засушливую и каменистую страну — суровые и малопригодные для жизни земли. Большую часть его территории занимают горы и солончаковые пустыни Деште-Кевир и Деште-Лур. Очагами жизни являются речные долины, где издревле и концентрировалось население. С северо-запада подступают Кавказские горы, а с севера — южноприкаспийские горы Эльбурс. Здесь климат мягче, вдоль каспийского побережья протянулись настоящие субтропические джунгли.

Население Ирана с древнейших времен состояло из множества племен, которые говорили на разных языках. Во многом такое разнообразие объяснялось тем, что они жили в относительной изоляции, поскольку плодородные земли были отделены друг от друга непригодными для жизни районами.

Во II тысячелетии до нашей эры на территории Ирана проживали различные неиндоевропейские народы, среди которых выделялись эламиты. Они играли большую роль в истории древней Месопотамии, Вавилона, Ассирии. Элам представлял собой сильное государство и оказывал большое влияние на своих соседей. В начале I тысячелетия до нашей эры Иран стал активно заселяться ариями, которые подчинили себе местное население и частично ассимилировали.

Где-то в VII веке до нашей эры происходит возвышение Мидии, которая становится одной из ведущих держав своего времени. Мидяне в союзе с вавилонянами сокрушили великую Ассирийскую державу и после этой победы стали доминировать в регионе. Однако, судя по всему, мидийская империя была довольно рыхлой и непрочной. Во всяком случае, просуществовала она недолго. Уже в середине VI века до нашей эры владычество мидян было свергнуто их бывшими подданными — персами.

Персидская династия Ахеменидов объединила под своей властью огромную территорию — Иран, Месопотамию, Малую Азию, Сирию, Финикию, Палестину, Египет, Ливию, отдельные области Средней Азии и Индии. Впоследствии Сасаниды называли себя их наследниками и всячески подчеркивали преемственность между двумя державами.

Несмотря на всю свою мощь, держава Ахеменидов пришла в упадок в IV веке до нашей эры и была покорена Александром Македонским. Но после смерти великого полководца его империя моментально распалась. Территория Ирана вошла в состав государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства. Затем на востоке возвысились кушаны. В Западном же и Центральном Иране утвердились парфяне, о которых стоит сказать несколько слов, учитывая их значительный вклад в развитие социально-политического уклада и военное дело.

Парфяне издревле населяли благодатные оазисы, зажатые между песками Каракумов и пустыней Деште-Кевир — то есть небольшой регион, объединявший южную часть Туркмении и северо-восточную часть Ирана. По соседству с ними обитало кочевое племя парнов. Народ этот входил в значительную племенную конфедерацию дахов, занимавших обширные степные кочевья между Каспийским и Аральским морями. Улучив момент в общей ситуации распада Селевкидской державы, парны во главе с их вождем Аршаком разбили местного греко-македонского наместника Андрагора. Отныне они стали хозяевами Парфии. Какое-то время, видимо несколько лет, между победителями и подчиненными существовали трения, перераставшие в открытые столкновения. Однако в итоге был достигнут компромисс. Со временем он превратился в скрепы, объединившие два этноса в единый народ.

Парфяне-парны делились на большое количество родов. Лидирующее положение среди них занимал род Аршака. Впрочем, Аршакиды были лишь первыми среди равных, и парфянские цари, выходцы из этого рода, в дальнейшем постоянно вынуждены были учитывать интересы парфянских аристократических семейств. Этот социально-политический расклад в основе своей сохранится и при Сасанидах.

В силу ряда обстоятельств парфяне продвинулись в земли плодородного полумесяца, древнюю Месопотамию и Иран, и стали их властелинами. Их социально-политический уклад и военная практика остались в целом без изменений. Аршакиды, теперь уже парфянские цари, в военном отношении всецело зависели от поддержки знатных родов и вынуждены были терпеть такое положение дел. Силу, противостоящую фрондерству нобилитета и готовую защитить трон, парфянские цари нашли в лице гвардии, которую составили наемные всадники из кочевников, которыми изобиловали земли Средней Азии и Кавказского региона. Вместе с номадами в парфянское войско периодически проникали новейшие военно-технологические «ноу-хау» евразийских всадников.

Таким образом, войско Парфянской державы составляли гвардейцы-наемники плюс ополчение из знати и их вассалов. Одну, бóльшую, часть войска составляла легкая конница из лучников (их насчитывалось порядка 40 тысяч). Меньшую, но в то же время элитную часть армии составляли конные воины-копейщики — знаменитые катафрактарии. Этих воинов было на порядок или даже на два меньше, чем лучников. Слаженно взаимодействуя, эти два вида войск могли добиваться на поле битвы значительных результатов, наиболее ярким из которых стал разгром римлян Красса при Каррах. Парфянская пехота имела значение небольшое и состояла в основном из пеших лучников приниженного (по отношению к всадникам) социального статуса. Применение себе пехотинцы находили в основном в горной местности и при осадах городов. Видимо, уже при Аршакидах началось включение в войско пехотинцев из южноприкаспийского Дейлема.

Важную роль в государственном строительстве древних держав Ирана сыграл зороастризм. Основателем этого религиозного учения по традиции считают пророка Зороастра или Заратуштру. Долгое время реальность биографии Зороастра ставилась под сомнение, однако сейчас истинное существование этого человека считается доказанным. Он жил в первой половине VI века до нашей эры (хотя дата эта далеко не бесспорна) в Восточном Иране. Согласно зороастрийскому учению, верховным божеством является Ахура Мазда — светлый бог-творец. Воплощением Ахура Мазды является свет или огонь. Именно поэтому зороастрийцев часто называют огнепоклонниками. В их храмах горели неугасимые огни, которые обладали священным статусом. Основополагающей книгой зороастрийцев является древняя «Авеста». К сожалению, до наших дней она дошла не в полном виде, многие ее тексты сасанидского периода в настоящий момент утрачены.

Древняя вера ариев (будь то официальный государственный ее вариант или более древние локальные культы) была тем стержнем, теми духовными скрепами, что придавали жизнеспособность иранским государствам (персам-Ахеменидам, парфянам-Аршакидам, Сасанидам), она была единым полем притяжения всех социальных страт, начиная с политических элит и заканчивая низовыми прослойками. Таким образом, религия, на первый взгляд сторонняя к военному делу, на самом деле определяла главное — она делала общество монолитным перед лицом внешней угрозы, что не раз подтверждалось в истории Сасанидской державы.

< Назад в рубрику