Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

За Будду ответили Так ли миролюбивы буддисты, как о них говорят

Фото: Юрий Васильев

Выходка дагестанского борца, осквернившего статую Будды на центральной улице столицы Калмыкии, создала проблемы не только ему и его товарищам по команде, но и поставила в сложное положение руководство обеих республик. Кощунника задержали, а кавказских спортсменов пришлось срочно эвакуировать. Чтобы удержать ситуацию от негативного развития, премьер-министр Дагестана срочно приехал в Элисту и выступил с главой Калмыкии с совместным заявлением. Корреспондент «Ленты.ру» отправился на место событий, чтобы понять, так ли миролюбивы буддисты, как о них говорят.

«Девушки, ламы идут!» — восклицает почтенного возраста дама. За несколько часов до прихода монахов в темно-красных одеждах она и другие жители Элисты приводили в порядок статую Будды, установленную в центре столицы Калмыкии чуть более 20 лет назад. Вокруг нее пагода-ротонда, у дорожки шесть молитвенных барабанов: культовое сооружение со всеми атрибутами.

«Только что мы провели субботник у статуи Будды на Аллее героев, — рассказывает Хонгор Эльбиков, министр культуры и туризма Калмыкии. Впрочем, на субботник Хонгор Бадмаевич пришел как помощник шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Наши профессиональные художники покрыли новой золотой краской лицо Будды, поработали очень удачно. Украсили ротонду, привели в порядок территорию, все вымыли-вычистили».

Эрдни Манжиков

Эрдни Манжиков

Фото: Юрий Васильев

«Я опоры ротонды красил, — показывает Эрдни Манжиков, атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского. — Видишь, вся рубаха форменная в красном».

Тринадцать монахов приветствуют собравшихся, снимают светские одежды и обувь, усаживаются на длинные скамьи. Ритуал — три части: омовение, очищение и освящение. «Ритуал касается не только статуи Будды, но и места вокруг него, и людей, живущих поблизости, — объясняет Эльбиков. — А самого Будду оскорбить нельзя. Даже таким способом, как это было сделано несколько дней назад».

Начинается дождь, собравшиеся кидаются к монахам с зонтиками. Ритуал не прекращается. Для омовения и очищения дождь — подспорье и добрый знак.

«От души говори!»

Согласно протоколу оперативного реагирования, первого апреля в девять вечера гражданин Османов Саид Сулейманович, проживающий в Махачкале и прибывший в Элисту для участия в спортивных соревнованиях, «находясь у памятника "Будда", расположенного на Аллее героев по улице Ленина, посредством социальной сети "Перископ" в онлайн-режиме обнародовал видеоматериал». На видео Османов «выражался нецензурной бранью в адрес жителей Республики Калмыкия, а также осквернял мемориал "Будда", справляя естественные надобности».

По горячим следам на месте преступления никаких следственных действий не проводилось, все экспертизы сделали на следующий день. У полиции в тот вечер были другие заботы — в Элисте едва не начались массовые беспорядки.

В полицию позвонила Вера Наминова, администратор первого корпуса гостиницы «Элиста». Женщина рассказала, что возле отеля собралась толпа и люди настроены весьма агрессивно. Именно в «Элисте» остановилась команда махачкалинской школы олимпийского резерва по вольной борьбе им. Гамидова, которая привезла на турнир в Калмыкию более тридцати борцов. Саид Османов, 22-летний кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, в заявке шел под номером 31.

К тому времени, как Наминова позвонила в полицию, ее коллеги пытались убедить спортсменов выйти к толпе: «Внизу двери стеклянные, окна в рост — мы ждали всего», — говорит дежурная по этажу. «Закрылись изнутри, потому что там ****** (глобальная катастрофа — прим. «Ленты.ру»)», — объясняет не самого могучего вида охранник с марлевой повязкой на половину лица. Дагестанская команда решилась спуститься на крыльцо только через четверть часа, когда приехал и развернулся ОМОН.

«Я "Перископ" не смотрел, пацаны из борцовской академии смотрели. Потому что борцы приехали, а у нас борьбу любят, — объясняет Баатр, студент колледжа из Элисты. Как и другие участники тех событий, Баатр просит не называть его фамилию: объяснение со следствием не входит в планы тех, кто пришел в ночь с первого на второе апреля на площадь перед гостиницей. — Мы только что нашего Миню (Мингияна Семенова) встретили с победой, порадовались, как тут этот выступил, красава».

Олег Балдашинов

Олег Балдашинов

Фото: Юрий Васильев

За день до инцидента в Калмыкии чествовали Мингияна Семенова, выигравшего чемпионат Европы по греко-римской борьбе. «Это самый первый чемпион из республики. Для нас он как Гагарин», — объясняет Олег Балдашинов, директор республиканской Академии борьбы имени Т.Л. Балдашинова. Спортивному успеху земляка были посвящены все передовицы. «Чемпиону по доброй традиции вручили белый хадак (длинный шарф, символ буддийского гостеприимства — прим. «Ленты.ру»), угостили ароматной джомбой (калмыцкий чай — прим. «Ленты.ру») с борцогами (печенье — прим. «Ленты.ру»)», — сообщает республиканская официальная газета «Калмыкия сегодня». «Приехав в Элисту, — рассказывает о чествовании Семенова "Элистинская панорама", — спортсмен первым делом посетил центральный хурул (храм — прим. «Ленты.ру»). Он тепло поздравил молодоженов, фотографировавшихся на лестнице перед хурулом, а затем терпеливо выстоял очередь в храме, чтобы получить благословение монахов».

Разумеется, чемпиона ждали и на XXVI Всероссийском турнире по вольной борьбе. В Элисту приехали полторы сотни борцов-вольников: ставки высоки — победителям полагается звание мастера спорта РФ.

«Турнир — это хорошо. Но у нас были другие планы на одного ********* (потерявшего ориентацию в социуме — прим. «Ленты.ру») борцуху, — не скрывает Очир, совладелец киоска с промтоварами на улице Ленина. — И никакое количество других борцух нам бы не помешало. Аргументы бы нашлись».

Баатр включает видеоролик на телефоне. Запись начинается с того момента, когда Саид Османов в окружении своих тренеров и представителей оргкомитета турнира стоит перед разгневанной толпой. «Он не знал, что это за памятник», — пытается объяснить кто-то из тренерского штаба. «Как не знал?! — негодует толпа. — Что ты гонишь! От души говори!» Османов встает на колени, собравшиеся аплодируют, свистят и матерятся. Слова извинений тонут в общем гомоне. Аналогичных роликов, снятых с разных ракурсов, в сети десятки. «Смотри, сколько ментов, — обращает внимание автор видео. — Повсюду они. Чего эти боялись?»

Сотни протестующих, собравшиеся перед гостиницей, долго не расходились. В какой-то момент по сообществам в WhatsApp, на которые подписаны многие молодые горожане, прошли модераторские сообщения: «Все ок, менты в курсе, он будет наказан, не усугубляйте». Те, кто все же решил не расходиться и досмотреть до конца, смогли лично убедиться, что кощунника задержали, а наиболее терпеливые увидели и эвакуацию спортсменов. «В сетях ****** (неправду говорят — прим. «Ленты.ру»), что их грузовиками военными вывозили, — говорит Очир. — Автобусами обычными. Просто рядом ОМОН был, у них машины на армию похожи».

В результате пострадала только Федерация борьбы Калмыкии: турнир пришлось перенести на месяц. Были предложения не рисковать и отменить соревнования вообще. Но, во-первых, в этом случае турнир вылетит из всероссийской сетки. Во-вторых, «борьба, — говорит Олег Балдашинов, — это тоже дружба народов, пусть с этим Фемида разговаривает, а мы должны бороться и дружить».

«За предоставленные неудобства»

«Мы были постоянно на связи с Рамазаном Гаджимурадовичем (Абдулатиповым — прим. «Ленты.ру»), главой Дагестана, когда это произошло, — вспоминает события той ночи глава Калмыкии Алексей Орлов. — И он, и я были, мягко говоря, ошарашены. Но то, что произошло, уже произошло. Для нас было важно предотвратить дальнейшее негативное развитие событий. Поэтому мы вышли к камере. Реакция моя — как руководителя региона, где это случилось. Реакция одного из руководителей региона, чей житель совершил этот дикий поступок, — к нам сюда срочно выехал глава правительства Дагестана, очень хорошо выступил. Кажется, у нас получилось».

Магомед-Расул Умалатов

Магомед-Расул Умалатов

Фото: Юрий Васильев

«Никакой помощи гражданину Османову от дагестанской диаспоры Калмыкии не будет и быть не может», — говорит Магомед-Расул Умалатов, глава диаспоры и по совместительству официальный представитель Дагестана в Калмыкии. Магомед-Расул живет и работает в Калмыкии около полувека. Последнюю неделю он называет самой страшной в своей жизни — что могут подтвердить, в частности, полицейские Элистинского горотдела и охрана городского суда. И там, и там глава дагестанцев Калмыкии появился вскоре после инцидента с нескрываемым желанием лично разобраться с Османовым — как минимум «надавать пощечин подозреваемому».

Санкций к Умалатову никто применять не стал. Во-первых, глава диаспоры славен в республике как мастер разрешения бытовых споров и стычек между калмыками и дагестанцами — каковые, безусловно, случаются в республике, где выходцы из Дагестана занимают третье место по численности (около 30 тысяч — десятая часть всего населения). Будь то столкновения болельщиков элистинского «Уралана» и «Динамо» из Махачкалы или поджог свежеотремонтированной молельной комнаты на окраине столицы Калмыкии. Ксенофобия, как оказалось, была ни при чем — молельню поджег конкурент владельца кафе, обустроившего место для единоверцев.

Во-вторых, чувства Магомед-Расула можно понять, равно как и чувства его соотечественников — от авторов сетевых комментов вроде «просим извинения от всего Дагестана за предоставленые вам невзгоды, за поступки наших земляков» (орфография сохранена) до премьер-министра Дагестана Абдусамада Гамидова, оперативно приехавшего в Элисту.

Жест в республике оценили по достоинству: Гамидов некогда работал в заготконторе села Буратинское, что в Ики-Бурульском районе Калмыкии. К слову, у республик давние и плотные связи. Директором аналогичного учреждения в Яшкульском районе был и бывший мэр Махачкалы Саид Амиров, отбывающий пожизненный срок за организацию заказных убийств. «Здесь к его действиям претензий не было, — характеризуют Амирова в Элисте. — В потребкооперации он работал хорошо». Звания Героя Калмыкии первым был удостоен опять же дагестанец — прославленный овцевод Ханбаба Мирземетов.

Менке Конеев

Менке Конеев

Фото: Юрий Васильев

А еще есть экономика с десятилетиями традиций: цеховики, кооператоры, современный малый и средний бизнес. Стройматериалы и овощи-фрукты — в одну сторону, скот в другую. «В Дагестане, безусловно, есть свои бараны, — говорит Умалатов. — Но здесь пастбища больше, мясо нежнее». «И еще мраморная калмыцкая говядина, которая очень котируется на рынках в Хасавюрте и Махачкале», — добавляет Менке Конеев, главный редактор газеты «Хальмг Yнн». Отдельный пункт, по словам Конеева, — транзит. Калмыцкое направление выгодно для дагестанских дальнобойщиков, а на некоторых маршрутах разумной альтернативы ему нет вовсе. А в Дагестане, как известно, «дальнобой» является источником дохода для многих семей.

«Дружба народов — это не только красивые слова, но и конкретные дела, — говорит Умалатов. — И все добро, все хорошее, что между нами было и есть, в один момент поставил под удар этот... Извините, человеком его не назову. Тем более земляком».

Мирные люди

Записи беспорядков у гостиницы «Элиста» и выступлений Орлова с Гамидовым, в которых Османов назван «моральным, духовным, безнравственным уродом», — главные хиты калмыцкого сегмента сети. Да и пользователи остальной России готовы снова и снова смотреть, как мирные буддисты-калмыки едва не устроили массовые беспорядки, а потом поставили на колени борца-кавказца.

«Мирные калмыки — это реальность, это факт, — уверен Алексей Орлов. — Уроды вроде подобного действительно не имеют национальности. И мы исходим и всегда исходили из этого». В доказательство этого Алексей Орлов просит обратить внимания на те же видео беспорядков у «Элисты»: «Ничего националистического не звучало — хотя люди были, мягко говоря, возмущены. Речь шла об осуждении самого проступка. В "Элисте" жили все участники соревнований — Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ставропольский край — все они осуждали проступок субъекта... человеком его, поверьте, мне сложно назвать даже сейчас, через несколько дней. Табуированной лексики было сколько угодно, но упоминаний национальности и тем более религиозной принадлежности — ни одного».

По статье от Pussy Riot

В Элисте спокойно. Только что отметили праздник Степного Уложения — конституции региона. Инцидент оставил ворох очередных передовиц с заголовками вроде «У преступности нет национальности» («Элистинская панорама») и ряд сложных вопросов — в частности, как быть с подозреваемым Османовым. «Самое главное теперь — действия следствия и решение суда, — констатирует Алексей Орлов. — Когда будет дана должная оценка деянию — и оценка справедливая, — все вопросы будут исчерпаны».

Решением суда Османов отправлен в СИЗО до 1 июня. «Эта мера сама по себе говорит о серьезности намерений тех, кто занимается данным делом, — говорит Орлов. — Думаю, затягивать следствие никто не будет. Подозреваемый сам выложил доказательства в сеть — как те глупые девчонки в храме Христа Спасителя».

Статья 148, часть 2 УК РФ «Оскорбление религиозных чувств... совершаемое в местах, специально приспособленных для богослужений, обрядов и церемоний», по которой арестован Саид Османов, действительно появилась в российском законодательстве по итогам дела панк-группы Pussy Riot. Самих участниц перформанса тогда осудили за хулиганство, и с тех пор столь же громких дел для этой статьи не было. Видимо, поэтому и МВД, и Следственный комитет полностью отказались от комментариев: во-первых, смущает отсутствие правоприменительной практики; во-вторых, общественный резонанс; в-третьих, нежелание спровоцировать новые волнения неосторожными заявлениями.

«Человек, оскверняющий святыню, заслуживает сострадания и молитвенной помощи, — уверен шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Ибо не ведает, что своими действиями причиняет вред себе самому, своим близким, своему народу». Если говорить о земном правосудии — Саиду Османову грозит до трех лет лишения свободы, и приговор, скорее всего, будет обвинительным. Калмыки, безусловно, мирные буддисты, но иной исход здесь могут не понять. От гостиницы «Элиста» до местного «Белого дома» — от силы пять минут пешком. И то если притормозить у каждого из шести молитвенных барабанов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше