Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Сальмонелла вприкуску Откуда в магазинных продуктах берутся бактерии и листерии

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Ветеринары и Роспотребнадзор накопили претензии к крупным торговым сетям в связи с отсутствием контроля за безопасностью и качеством товара. «Лента.ру» решила разобраться, почему число нарушений в продуктовом ретейле из года в год только растет?

Французы под прицелом

За последний год ветеринары Россельхознадзора, а также Роспотребнадзор не раз уличали французского ретейлера «Ашан» во всевозможных нарушениях. Только за два последних месяца арбитражный суд Москвы оштрафовал пять гипермаркетов сети на 4 миллиона рублей.

Причиной послужило повторное выявление несоответствия техрегламентам: инспекторы вновь обнаружили в мясной продукции кишечную палочку, сальмонеллу и антибиотики. Эти «приправы» оказались в рагу, говяжьем и свином фарше, а также других мясных полуфабрикатах. В тушках форели одного из магазинов нашли даже золотистый стафилококк.

Предыдущая проверка столичных магазинов «Ашана» зафиксировала превышение предельно допустимого уровня содержания кишечных палочек и листерий в колбасах и охлажденных полуфабрикатах. Особое беспокойство Россельхознадзора вызвали листерии, отличающиеся высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям и вызывающие тяжелые пищевые отравления.

В прошлом июле сотрудники Россельхознадзора уличили «Ашан» в приготовлении пиццы с просроченной колбасой и продаже просроченного охлажденного мяса — тогда было изъято и направлено для исследований 246,3 килограмма продукции. В августе Россельхознадзор в продававшемся в сети говяжьем фарше выявил ДНК свиньи, курицы и барана, в свином фарше — ДНК коровы, курицы и барана и даже лошади!

Причем претензии к качеству «ашановского» товара не только у пищевиков. В марте суд оштрафовал ретейлера за продажу моющего средства Persil. Как подчеркивалось в пояснении, средство представляло угрозу жизни и здоровью потребителей, хотя на упаковке было указано, что оно предназначено для стирки детской одежды.

Понятно, что все эти претензии, преданные огласке, бьют не только по репутации, но и карману французов. Еще в сентябре глава Роспотребнадзора Анна Попова оценивала общий объем штрафов к московским магазинам «Ашан» более чем в 25 миллионов рублей. С учетом последующих взысканий объем претензий к французской сети превысил 30 миллионов рублей.

Другим досталось

Дело не только в французах. Каждый месяц ветеринарное ведомство выявляет нарушения как в небольших магазинах, так и в сетевых гипермаркетах. В феврале Россельхознадзор оштрафовал «Перекресток» за торговлю мясом в «Карусели». Выяснилось, что на предприятии не обеспечивается «прослеживаемость» мясной продукции на всех стадиях процесса производства. «В разделочном цехе нет графиков уборки, мойки, дезинфекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологических оборудования и инвентаря», — рассказали в Россельхознадзоре. В рязанском «Перекрестке» инспекторы также зафиксировали нарушения в условиях хранения и обработки мясной продукции.

В конце прошлого года проверяющие нагрянули в один из рязанских магазинов федеральной сети «Лента» и обнаружили в мясных полуфабрикатах все ту же листерию. Кроме того, выяснилось, что ретейлер не соблюдает требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов.

Тульское управление Россельхознадзора при проверке «Дикси» в конце 2015-го установило, что магазины сети перевозили мясные продукты без ветеринарных сопроводительных документов. В декабре управление Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выявило нарушения в торговой сети Spar. Претензии большей частью касались несоблюдения гигиены и правил хранения продукции. Кроме того, в производственном цехе одного из магазинов проверяющие нашли насекомых.

В конце 2015 года Роспотребнадзор также проверил 71 супермаркет сети «Билла» в десяти округах Москвы. Специалисты ведомства пришли к выводу, что ретейлер нарушает требования технических регламентов и законодательство в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и сфере защиты прав потребителей. Нарушения были зафиксированы во всех проверенных магазинах сети. Итог — 508 постановлений о штрафах на общую сумму 22,7 миллиона рублей.

Список можно продолжать и продолжать. Сумма штрафов, выплачиваемых торговыми сетями, только растет. Если за 2014 год с ретейлеров взыскали 399 миллионов рублей, то в 2015 году только за первые семь месяцев надзорные ведомства выписали штрафов на 293 миллиона рублей.

В погоне за дешевизной

Как некачественные продукты попадают в торговые сети? И почему ретейлеры столь халатно относятся к соблюдению санитарных норм? «Каждый товар, продающийся на российском рынке должен иметь декларацию о соответствии обязательным требованиям, которая зарегистрирована Росаккредитацией на основании протоколов независимых аккредитованных испытательных лабораторий», — объясняет Елена Саратцева, заместитель руководителя «Роскачества».

Однако, по ее словам, результаты исследований «Роскачества» показывают, что на рынке присутствуют товары, не соответствующие обязательным требованиям. Вероятно, при декларировании соответствия такой продукции могли использоваться протоколы, выданные неаккредитованными лабораториями, либо заведомо недостоверные результаты испытаний. Наконец, говорит Саратцева, сертификат может быть выдан на единичный образец, но после выпуска товара в обращение производитель снизил качество.

«На стадии отбора производители продуктов действительно могут предоставить вполне качественные образцы. И на производство пустить, и показать, как все у них чисто и правильно», — соглашается сопредседатель союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов. Зато когда контракт на поставку заключен, начинаются игры с рецептурой.

Почему так происходит? По мнению зампреда ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, сказывается давление на цену товара снизившейся покупательной способности населения и постоянно растущей себестоимости.

Торговые сети, борясь за покупателя, требуют от поставщиков наиболее привлекательные цены, говорит эксперт. И некоторые производители, столкнувшись с непрерывным ростом издержек, вынуждены переходить на менее качественные ингредиенты. «Эта информация не всегда доносится до потребителя, чтобы не снижать спрос. В результате на рынке появляется фальсификат», — уверен Дмитрий Леонов.

Что же до опасных веществ в продуктах, то это может быть следствием нарушения норм хранения или переработки продукции, добавляет эксперт. «И у логистических компаний, и у розничных сетей до сих пор есть проблемы по обеспечению надлежащих режимов хранения продукции на всем ее пути к потребителю», — говорит Леонов и уточняет: но это, скорее, исключения, нежели правило.

Говорить о тотальных нарушениях в торговых сетях не приходится, утверждают и другие опрошенные «Лентой.ру» эксперты. Как правило, у производственных компаний есть свои департаменты качества, проверяющие продукцию перед отправкой с предприятия. Департаменты качества есть и у крупных торговых сетей. Однако тренд налицо — в стремлении нарастить обороты сетевые магазины меньше контролируют свои точки, чем и объясняется большой объем выявляемых в последнее время нарушений, сообщил «Ленте.ру» представитель крупного ретейлера на правах анонимности. По его словам, порой крупному холдингу легче выплатить штрафы, чем наладить действительно качественную систему мониторинга — и чем дальше от центра, тем ниже уровень контроля за безопасностью и качеством реализуемых в розницу товаров.

Тем временем социологи отмечают, что в условиях кризиса для большинства россиян торговые сети стали наиболее приемлемым вариантом обеспечения семьи: 77 процентов москвичей и 65 процентов жителей других регионов страны в целях экономии затовариваются большей частью именно в сетевых магазинах. Причем, по данным опросов, в сетевых супермаркетах респонденты ценят широкий выбор продукции, более низкие цены, чем в не сетевых магазинах, наличие акций и скидок. Вопрос качества для беднеющих россиян отошел на второй, а точнее, даже на третий план.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше