Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Размандачены Пять способов лишиться депутатского кресла в Госдуме шестого созыва

Фото: Петр Быстров / «Коммерсантъ»

На старте избирательной кампании Госдума опять не решилась ввести в законодательство норму, предусматривающую лишение депутата его полномочий за регулярные прогулы. Законопроект против депутатов-прогульщиков внесла «Справедливая Россия», и парламентарии даже одобрили его сгоряча в первом чтении, но потом отложили для доработки. Впрочем, в Думе шестого созыва были и другие поводы для потери мандата. «Лента.ру» собрала все уважительные причины, по которым депутатов уже выгоняли из Думы.

Внесенный эсерами законопроект предполагает лишать мандатов тех, кто систематически манкирует своими депутатскими обязанностями: не ходит на пленарки, отлынивает от заседаний комитетов и комиссий. Если норма, пусть и в измененном виде, пройдет, то злостных прогульщиков в Думе не потерпят.

Раньше потеря места в парламенте была настоящим ЧП, и таких эпизодов было лишь несколько за всю историю российского парламента начиная с 1993 года. В 1995 году из Думы выставили основателя МММ Сергея Мавроди ― против него было возбуждено уголовное дело (избрался депутатом Мавроди, сидя в СИЗО), в 1998 году ― Надира Хачилаева, который впоследствии оказался лидером дагестанских ваххабитов.

В остальных случаях с Госдумы выдачи не было. В частности, мандаты до конца сохраняли Владимир Головлев от СПС (обвинялся в злоупотреблении полномочиями, застрелен в 2002 году) и Ашот Егиазарян от ЛДПР (обвинялся в мошенничестве, скрылся в США). В СМИ изъятие мандата часто путают с лишением неприкосновенности, но это разные процедуры. Депутатского иммунитета в этом созыве лишены эсеры Алексей Митрофанов и Олег Михеев, коммунисты Николай Паршин и Владимир Бессонов. Однако они продолжают спокойно работать ― за исключением разве что Митрофанова, который уже год живет то ли во Франции, то ли в Хорватии.

Тем не менее нынешний созыв ― чемпионский по числу «размандаченных» слуг народа, и причины для этого были самые разные.

По подозрению в коммерческой деятельности: Геннадий Гудков

В декабре 2011 года Геннадий Гудков («Справедливая Россия») на волне протестов предложил коллегам-депутатам хором сдать мандаты, чтобы обеспечить перевыборы нижней палаты. Не прошло и года, как он стал первым в череде «лишенцев» шестого созыва. Следственные органы заподозрили парламентария в том, что он после избрания продолжил руководить семейным бизнесом ― ООО «Коломенский строитель» и охранным предприятием «Оскордъ». Закон запрещает депутату управлять компаниями. Но в самом факте владения бизнесом ничего запрещенного нет, достаточно перевести активы в доверительное управление.

О том, что у него есть в собственности несколько компаний, Гудков сообщил еще в кандидатской декларации 2011 года. Однако он утверждал, что отошел от дел. Ключевым в этой истории стал протокол собрания в «Коломенском строителе» от 5 июля 2012 года. Если верить документу, то Гудков вместе с супругой голосовали по вопросу о полномочиях директора предприятия, то есть фактически принимали участие в управлении. Комиссия Госдумы по контролю за доходами депутатов сочла, что этого достаточно, и 14 сентября 2012 года было принято решение о лишении Гудкова депутатских полномочий. Он жаловался в Верховный суд, но безуспешно.

За активное учредительство: Алексей Кнышов

Единоросс Алексей Кнышов обнаружился в списке соучредителей и управленцев словацкой компании Inbister s.r.o. Кроме того, оппоненты вменяли ему в вину владение незадекларированной недвижимостью в США и попытку получения ВНЖ в Словакии.

Следственный комитет проверил информацию, и данные об Inbister подтвердились. Кнышов участвовал в коммерческой деятельности, а это депутатам запрещено. Одновременно он оказался зарегистрирован в качестве учредителя или соучредителя 12 коммерческих предприятий в России.

Под давлением фактов Кнышов сложил полномочия по собственному желанию, и 24 октября 2012 года Дума проголосовала за то, чтобы лишить его мандата. Он на заседание не явился. Кстати, в списке самых богатых российских государственных мужей по версии журнала «Форбс» за 2012 год Алексей Кнышов занимал 61-е место.

Попав на нары: Константин Ширшов

Одна их самых загадочных историй думской жизни, достойная голливудского блокбастера в стиле Тарантино. В июле 2011 года коммунист Ширшов встретился в гостинице «Националь» с бизнесменом Андреем Черняковым и получил от него, по версии следствия, несколько десятков миллионов рублей ― аванс за продажу места в списке кандидатов в Госдуму от… «Единой России». Называлась и общая стоимость сделки ― 7,5 миллионов евро.

В переговорах участвовали также бывший помощник депутата Госдумы предыдущего созыва от «Справедливой России» Владимир Мясин и бывший руководитель протокольного отдела справоросов Леонид Карагода. Каким образом бывшие эсеры и действующий коммунист могли продавать место в списке ЕР, осталось загадкой. Ширшов утверждал, что его «подставили». Всем фигурантам дали реальные сроки. Мандат у Ширшова забрали только после решения суда, 22 мая 2014-го, когда его приговорили к 5 годам колонии.

По решению КС: Юрий Эм

Прецедентный случай и совсем не такой уж простой. В 2011 году генерал-майор Юрий Эм и бывший начальник ГУВД по Ставропольскому краю Николай Гончаров вместе баллотировались в Госдуму по списку ЕР в Ставропольском крае. Эм ― на втором месте, Гончаров ― на восьмом. Гончарову мандат не достался, а Эм стал депутатом, однако скоро ушел работать в правительство Ставропольского края.

Осенью 2013 года в регионе сменился губернатор, и Эм решил вернуться в Думу. В его пользу сложил полномочия другой депутат, также прошедший в нижнюю палату от Ставрополья, ― Андрей Мурга.

Между тем очередь за вакантными мандатами должна была дойти до Гончарова ― если бы не Эм. Гончаров с таким положением дел не смирился и в 2013 году подал в суд. Процесс был долгим, сторона Эма утверждала, что в повторной передаче мандата нет ничего незаконного. Например, лидер эсеров Сергей Миронов в 2007 и в 2011 году, будучи первым номером федерального списка, получил право на место в Думе. Но в нижнюю палату не пошел, поскольку являлся председателем Совета Федерации. А вот в мае 2011 года законодательное собрание Петербурга отозвало его из верхней палаты ― и Миронов перебрался в нижнюю. Свой мандат ему де-факто передала Елена Вторыгина (сейчас член фракции ЕР).

Однако разница в том, что Миронов мандат изначально не принимал и, соответственно, не слагал с себя депутатских полномочий. А вот Эм один раз их сложил ― поэтому снова предлагать мандат ему нельзя, хватит одного раза. Такую позицию в марте 2016 года занял Конституционный суд, и теперь коллеги по парламенту обязаны отлучить Эма от нижней палаты.

Не сдать декларацию: Илья Пономарев

Бывший коммунист, избранный в 2011 году от «Справедливой России» в Госдуму, Илья Пономарев долгое время успешно отбивал покушения коллег на свой мандат. Парламентарий поссорился со «Справедливой Россией», из партии вышел, и эсеры готовы были с радостью передать его место кому-нибудь другому.

К тому же депутат стал фигурантом громкого дела. До выборов 2011 года Пономарев сотрудничал с фондом «Сколково», выступая по договору с лекциями. Лекции были недешевыми: девять миллионов рублей за цикл из 10 выступлений. «Сколково» задним числом спохватилось и заявило, что Пономарев читал лекции некачественно, поэтому должен вернуть деньги. Суд с такой позицией согласился, и в сентябре 2014 года на имущество Пономарева наложили арест. К лету 2015-го долг был погашен, в том числе за счет депутатской зарплаты ― приставы просто заблокировали Пономареву карточку. Сам он уехал в США.

А поскольку летом 2015-го Следственный комитет возбудил в отношении Пономарева новое уголовное дело и даже объявил его в международный розыск, то возвращаться депутат пока не намерен. При этом его карточкой по доверенности голосует Дмитрий Гудков.

Проживая в США, Пономарев нашел способ не нарушить запрета на пользование иностранными финансовыми инструментами. Депутатам возбраняется владеть счетами в зарубежных банках, поэтому, как рассказывал Пономарев в интервью «Ленте.ру», он выступает в американских университетах с лекциями, а гонорары ему выписывают в виде чеков ― архаичный, но довольно распространенный в США способ расчетов.

Вскоре, возможно, произойдет финальный акт этой драмы: до 1 апреля депутаты должны были сдать в Думу декларации о доходах, а Пономарев этого сделать не мог. Он решил отправить документы курьерской службой доставки DHL, в результате пакет доставили в Думу в 17:35 31-го марта, то есть за 25 минут до истечения срока.

Если профильная Комиссия этим удовлетворится, Пономарев вполне может сохранить мандат до сентябрьских выборов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше