Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Участник акции протеста за отставку генерального прокурора Виктора Шокина у здания Генеральной прокуратуры Украины в Киеве

Игры прокуроров Что стоит за громкими отставками и скандалами в надзорном ведомстве Украины

Участник акции протеста за отставку генерального прокурора Виктора Шокина у здания Генеральной прокуратуры Украины в Киеве

Фото: РИА Новости

29 марта Верховная Рада Украины дала согласие на освобождение Виктора Шокина от должности генерального прокурора. Это формальное решение парламента — лишь одно из проявлений ожесточенных «прокурорских войн», развернувшихся сейчас в стране. Между тем результатом может стать деформация всей правоохранительной системы. В том, что скрывается за кулисами этого спектакля, разбиралась «Лента.ру».

Опасная должность

Отношения с Генеральной прокуратурой (ГПУ) у постмайданных властей Украины не заладились с самого начала. За два года с момента госпереворота в стране сменилось уже три генеральных прокурора: такого не было за всю новейшую историю страны, даже в период кадровых разборок после «оранжевой революции» 2004 года. С февраля по июнь 2014 года этот пост занимал представитель националистической «Свободы» Олег Махницкий, который сейчас ходит в Генпрокуратуру на допросы по делу о превышении должностными лицами ведомства служебных полномочий. Его сменил Виталий Ярема. Не слишком удачно: его постоянно обвиняли в недостаточно активном расследовании «убийств на Майдане и преступлений свергнутой власти», а заместителей Яремы уличали в коррупции.

Наконец, в феврале 2015 года Порошенко предложил пост генпрокурора Виктору Шокину — опытнейшему управленцу (работает в системе прокуратуры с 1999 года), а главное — куму действующего главы государства. Парламент это горячо одобрил: 318 голосов за назначение Шокина при 226 необходимых. Лично представляя коллективу нового генерального прокурора страны, Порошенко расставил приоритеты следующим образом: главное — расследование убийств участников Евромайдана (к слову, до сих пор вменяемой информации по этому делу так и нет), суд над Виктором Януковичем и его соратниками, а также привлечение к ответственности тех, «кто воровал и уничтожал страну» (абсолютно никакого прогресса не зафиксировано). И лишь между прочим президент упомянул о «жесткости в борьбе с коррупцией» и «восстановлении доверия людей».

Наблюдая полный бардак в одном из ключевых ведомств страны, в процесс с намерением реформировать Генпрокуратуру Украины по своему разумению включились и западные партнеры Киева, прежде всего из США. Заместителем генпрокурора назначили грузина Давида Сакварелидзе, который по такому случаю даже получил украинское гражданство. Формально в сферу его ответственности вошли кадровая политика, вопросы, связанные с евроинтеграцией, а также реформирование органов надзорного ведомства.

Однако де-факто Сакварелидзе занимался абсолютно всеми более-менее важными вопросами. Более того, после прихода на губернаторский пост в Одесской области Михаила Саакашвили Сакварелидзе был назначен еще и на должность прокурора Одесской области, став таким образом уникальным в своем роде чиновником: и заместителем генпрокурора Украины, и одновременно областным прокурором. Кураторы из США не уставали публично выражать поддержку назначенцу грузинского происхождения и выдали ему полный карт-бланш на реформы. С чем старая прокурорская гвардия никоим образом не была согласна. Но Сакварелидзе усиленно формировал собственную команду, преимущественно с грузинскими корнями. При столь специфических обстоятельствах война на выживание в главном надзорном ведомстве была лишь вопросом времен.

«Бэтмен против Супермена»

Первая публичная атака на грузинского реформатора состоялась в августе прошлого года. Примечательно, что сам Шокин тогда от «военных действий» показательно дистанцировался и вывел на «линию огня» своих ближайших соратников. Предметом разбирательств стала подготовка тестовых заданий для конкурсов на должности местных прокуроров, курируемая непосредственно Сакварелидзе. Внезапно выяснилось, что Генпрокуратура провела служебное расследование и обнаружила: разработчики тестовых заданий отбирались непрозрачно, на основании лишь «устных договоренностей», в обход ведущих юридических вузов страны. Да и в целом проделанная работа получила «крайне негативную оценку».

Ответ от посольства США последовал резкий и незамедлительный: проект финансировал Запад, потрачено на это было 200 тысяч долларов, тесты составлены честно и вполне соответствуют международным стандартам. Более того, не желая ограничиваться столь явным щелчком по носу, через несколько дней американское диппредставительство сообщило, что Вашингтон подписывает лично с Сакварелидзе совместный план действий, под который будет предоставлен транш в 2 миллиона долларов технической помощи «на поддержку реформы, борьбу с коррупцией и укрепление потенциала Генеральной прокуратуры Украины».

На новый виток «прокурорские войны» вышли в феврале текущего года. Сначала лагерь президента страны Петра Порошенко попытался «разменять» отставку Шокина на отставку Арсения Яценюка с поста премьер-министра Украины. И президент изрядно подставился: считая увольнение правительства делом практически решенным, он громко заявил, что Генпрокуратура Украины под руководством нынешнего шефа «не смогла заручиться доверием общества». Когда комбинация провалилась, Шокин оперативно взял отпуск, а Порошенко сделал вид, что ничего такого он и не говорил.

На этом фоне около пятидесяти депутатов Верховной Рады из разных фракций, в том числе из «Блока Петра Порошенко», подписали обращение в Сенат США, выразив обеспокоенность использованием средств, выделенных на реформирование системы органов прокуратуры Украины. Противники Сакварелидзе в ГПУ тут же приняли подачу. На специальном брифинге было заявлено, что ведомство проверит возможное хищение средств, выделенных на реформирование органов прокуратуры, в связи с чем открыто соответствующее дело. Правда, подозреваемых не назвали, однако уточнили, что это лишь вопрос времени. «У нас достаточно вопросов, куда же делись средства, которые выделялись на реформирование, но на наши счета не поступили… Речь идет в одном случае о 200 тысячах долларов, в другом — 2 миллионах. Будут допрошены сотрудники прокуратуры, высокопоставленные наши сотрудники, отвечавшие за реформы», — сообщил представитель ГПУ Владислав Куценко.

Шуму было много, однако итоговый результат не произвел впечатления. Главный «адвокат» грузинского реформатора, посол США на Украине, моментально разъяснил, что расследовать здесь нечего, потому как Вашингтон в принципе не выделяет прямую бюджетную поддержку Генпрокуратуре или любому другому украинскому госучреждению. А донорские средства, по его словам, идут только «заслуживающим доверия международным организациям-партнерам».

«Бриллиантовые прокуроры»

Одна из ключевых линий боевых действий в ГПУ, помимо финансовой, — так называемое дело «бриллиантовых прокуроров». Еще летом 2015 года, в разгар затихших сейчас люстрационных процессов, по инициативе Сакварелидзе были задержаны высокопоставленные сотрудники прокуратуры Владимир Шапакин и Александр Корниец. При обыске дома у последнего были найдены 35 пакетов с бриллиантами. Причем Сакварелидзе и его люди не уведомили о своих планах генпрокурора. Позже последовали заявления о том, что задержание санкционировано лично Порошенко, но официально это нигде не подтвердилось.

В марте над «бриллиантовыми прокурорами» начался суд. Как водится на Украине, с большими скандалами. Сакварелидзе якобы ввиду повышенного общественного резонанса предписали бросить все и лично присутствовать на заседаниях. Реформатор в ответ назвал все это «бюрократической клоунадой». В итоге на первое заседание 7 марта представители гособвинения вообще не явились, и процесс пришлось отложить. А Сакварелидзе лишь подкинул дров в костер, заметив, что Шокин — это еще один адвокат по делу, который «намного активнее работает в интересах приближенного к нему Корнийца и Шапакина, чем их настоящие адвокаты». 25 марта он сообщил, что буквально всем сотрудникам прокуратуры, которые работали в его команде по делу «бриллиантовых прокуроров», вручили уведомления об увольнении. В отместку Сакварелидзе в тот же день провел «прокурорский Майдан» — масштабную акцию протеста.

Продолжение следует

29 марта Верховная Рада, наконец-то, поддержала отставку Шокина — без лишнего шума и даже без самого чиновника, хотя в таких случаях его присутствие требуется по регламенту. За отставку проголосовали 289 депутатов, причем 114 голосов дал «Блок Петра Порошенко». Однако непосредственно перед голосованием выяснилось, что одним из своих последних указов Шокин уволил Сакварелидзе как с поста заместителя генпрокурора, так и с должности прокурора Одесской области. Увольнение обосновано «грубым нарушением правил прокурорской этики, вмешательством в непредусмотренном законодательством порядке в служебную деятельность другого прокурора, совершением проступка, который порочит работника прокуратуры, неисполнением и ненадлежащим исполнением служебных обязанностей». Под «проступком» имелась в виду вышеупомянутая протестная акция.

На уровне Одесской области основанием увольнения послужило обращение ряда депутатов Рады от региона, в котором говорится, что Сакварелидзе ничего не сделал в регионе для укрепления законности и правопорядка, а работает исключительно в интересах Саакашвили. После новости об увольнении Сакварелидзе «грузинский легион» возмутился. Саакашвили требует от Порошенко высказать свою позицию «недвусмысленно, четко и резко», поскольку принятое Шокиным решение будет иметь «очень тяжелые последствия для страны». Ближайший соратник губернатора Одесской области Саша Боровик перещеголял даже своего патрона, провозгласив, что «контрреволюция на марше, в ближайшие выходные начнутся массовые волнения».

Расклад теперь получается неоднозначный. Конкурирующие группы в верхушке украинской Генпрокуратуры уничтожили друг друга. А само ведомство примкнуло к лагерю парализованных структур, где уже находятся правительство и парламент. Генпрокурора назначает Верховная Рада по представлению президента. Но в нынешней ситуации шансы на оперативное решение вопроса — минимальные. Война за ГПУ еще больше обостряет глобальное противостояние в украинском политикуме и даже переводит его на новый уровень. К примеру, Саакашвили здесь внезапно оказался не на стороне Порошенко. В целом же, похоже на то, что глава государства в этой истории перехитрил самого себя. Очевидно, что окончательная отставка Шокина с какого-то момента подгонялась под визит Порошенко в США, который начинается 30 марта. И должна была стать условным подарком Вашингтону. Однако «прокурорская война» вышла из-под контроля, и отвечать за это украинскому президенту в том же Вашингтоне придется по всей строгости.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше