Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Зона оседлости Трагическая история забытого первопроходца

Фото: Денис Синяков / Reuters

17 марта 1891 года в Дудинке родился Александр Сотников, один из главных исследователей Русского Севера и «отец» Норильска. На протяжении многих лет имя мятежного белого казака было забыто. Кто такой Александр Сотников и какие земли он исследовал, разбиралась «Лента.ру».

Кровь взыграла

Семейство Александра Сотникова еще до его рождения положило начало освоению северных уникальных месторождений. В ходе торговли с аборигенами Севера дудинские купцы, в том числе и его предки, много узнали о норильских полезных ископаемых и стали интересоваться добычей руды и угля на Таймыре.

О богатствах этой части Енисейской губернии было известно давно, однако ее активное исследование пришлось на ХХ век, когда там были обнаружены месторождения медно-никелевых и платиновых руд, запасы бурых и каменных углей, рудное и рассыпное золото, что оправдывает еще одно название острова Таймыр — «остров сокровищ».

А. А. Сотников с семьей. Снимок 1917 года

А. А. Сотников с семьей. Снимок 1917 года

Фото: wikipedia.org

В конце XIX века предки Сотникова продали несколько тысяч пудов высококачественного угля правительственной гидрографической экспедиции генерала Вилькицкого, прибывшей к берегам Таймыра. Чуть ранее в окрестностях современного Норильска семья Сотникова построила медеплавильную печь, мечтая в дальнейшем соорудить на этом месте целый завод по обработке медной руды. Полученный материал они продавали в казну, однако печь вскоре пришла в негодность и более не была восстановлена, производство меди прекратилось.

Сам Сотников тоже был увлечен изучением природы и полезных ископаемых своего края, что побудило его пойти учиться на геологическое отделение Томского технологического института. В студенческие годы он самостоятельно организовал экспедицию в Норильские горы для изучения месторождений медной руды, каменного угля и графита.

Под руководством Сотникова во время экспедиции были установлены заявочные столбы, пробурена скважина в устье норильского Угольного ручья. Однако пришедшаяся на эти годы Первая мировая война во многом определила будущее Сотникова не только как исследователя Севера, но и участника военных действий. Не успев получить высшее образование, в декабре 1915 года он был призван в Императорскую армию, а в мае 1916 года, окончив Иркутсткое военное училище, направился служить в Красноярский казачий дивизион в должности младшего офицера.

Авантюра длиною в жизнь

Развернувшаяся в 1917 году Февральская революция и относительная политическая свобода дали возможность енисейским казакам (ранее не имевшим статус войска и единых военных структур в силу малой численности, широкой и неравномерной рассеянности населения по территории губернии) определить и создавать институты местного самоуправления. Первым таким органом стали Большие круги (Съезды) Енисейского казачьего войска (ЕКВ), во многом определившие политическую позицию енисейских казаков в революционный период, а затем и в Гражданской войне.

Так, участники первого съезда приветствовали свержение царского режима и высказывались за создание автономии в Сибири, а также говорили о господстве народной воли и приверженности енисейских казаков свободе духа. Съезд также заявил о формировании Енисейского казачьего войска и переименовал Красноярский казачий дивизион в Енисейский. Со временем в компетенцию Съезда ЕКВ стали входить все дела, относящиеся к гражданскому и военному быту казаков и других жителей енисейских поселков и станиц. Таким образом, Съезд превратился в гражданский институт, где демократическим путем регулировалась экономическая, социальная и политическая жизнь всего населения Енисейской губернии в 1917-1920 годы, то есть между царской и советской системами.

В этот период Сотников начинает заметно продвигаться по службе не без поддержки Съезда и Красноярского Совета рабочих, солдатских, казачьих депутатов — он становится командиром второй сотни Енисейского дивизиона, затем комиссаром и начальником гарнизона на железнодорожной станции Красноярск. Вместе с тем Сотников вел активную общественно-политическую деятельность среди казаков — председательствовал на I съезде Енисейского свободного казачества, был членом Енисейского губисполкома и главой Красноярского гарнизонного Совета. Сперва был назначен командиром казачьего дивизиона, а чуть позднее избран в качестве атамана енисейского казачества.

Казалось, тогда Красноярский Совет не препятствовал карьерному росту Сотникова, однако разлад в отношениях между Советом и Сотниковым произошел несколько позднее. Октябрьская революция 1917 года привела к полному сосредоточению власти в руках Совета в Енисейской губернии, тогда как Сотников выступал за передачу власти сперва Енисейскому губернскому комитету объединенных общественных организаций, а затем Учредительному собранию. При поддержке казаков и других сибиряков он настаивал на особом автономном статусе Сибири с самостоятельной государственной организацией и независимыми органами местного самоуправления. В то же время постановление советов ликвидировало этот орган и обязало Енисейский губисполком принять меры по частичной демобилизации и расформированию казаков Красноярского дивизиона.

В ответ на это Сотников, отказавшись подчиняться Совету, возглавил мятеж против большевиков, получивший название «сотниковская авантюра», или «авантюра атамана Сотникова». Мятеж Сотникова предопределил будущее развитие и характер сражений Гражданской войны в Енисейской губернии. Под руководством Сотникова и влиянием эсеров казаки покинули Красноярск в направлении к южным районам губернии с намерением заручиться поддержкой у казачества левобережья Енисея и начать вооруженное сопротивление против большевиков. Однако спустя некоторое время дивизион распался, а первый атаман казачьего войска оказался в Томске. В мае 1918 года офицер Сотников присоединился к белым и, будучи еще в должности атамана, объявил о присоединении казаков к белой армии.

Белый север

Между тем необходимость освоения Севера и роли его богатств в будущем развитии страны понимали и в красном, и в белом лагерях. С 1918 году в белой прессе шла речь о запуске Северного морского пути (СМП), способствующего экономическому, торговому и военному обмену региона с Архангельском и Мурманском, находившимися под руководством белых и союзников.

Вскоре созданный Сибирский геологический комитет принял решение об исследовании сибирских недр и призвал Сотникова, уже имеющего опыт в этом деле, к участию в экспедиции. Сам Сотников, тяготея к науке, принял решение уйти из военной дела и покинуть пост атамана. Вождь белого движения Колчак, исследователь и знаток Арктики, посчитал проект Сотникова нужным и целесообразным, и, несмотря на все сложности на фронте, обеспечил экспедиции необходимую поддержку.

В марте 1919 года Сотников представил свой доклад «К вопросу об эксплуатации Норильского (Дудинского) месторождения каменного угля и медной руды» одновременно в Морское министерство и министерство торговли и промышленности колчаковского правительства. Труд Сотникова был высоко оценен ведомствами, и уже в апреле его определили в Морское министерство на должность производителя гидрографических работ Обь-Енисейского гидрографического отряда или гидрографа дирекции маяков и лоций при комитете Северного морского пути. Летом того же года Сотников отправился в экспедицию за полярный круг, целью которой ставил исследование норильских месторождений и изыскание подходящего места для строительства порта в районе с большими запасами угля.

Экспедиция оказалась успешной, и по возвращении ее участники мечтали о скорейшей реализации намеченных целей. По задумке Сотникова, строительство СМП должно было привести к эффективному государственно-частному партнерству, в рамках которого появился бы новый тип государственного чиновника и купца, что делало бы сотрудничество взаимовыгодным и стабильным. Тем временем власть в Сибири сменилась и перешла к большевикам.

Даже существенный вклад в науку не смог уберечь Сотникова от трагической расправы за его прежнюю контрреволюционную и антисоветскую деятельность. В феврале 1920 года он был арестован и расстрелян. В этом же году коллега Сотникова, профессор-геолог Урванцев, отправился на норильские месторождения, возглавив экспедицию, успехи которой способствовали научному обогащению и основанию Норильска. Позднее он написал серию книг об освоении северных богатств, однако первопроходцем в этом деле все же был Сотников.

Именно его по праву можно считать отцом-основателем Норильска. Сейчас на долю «Норильского никеля», который ведет в регионе добычу полезных ископаемых, приходится до 2 процентов ВВП России. Что же касается родной для Сотникова Дудинки, то в XX веке город превратился в крупнейший в Сибири порт, без которого экспорт сырья стал бы невозможен.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15