Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Нерушимой стеной Почему страны Старого Света все чаще отгораживаются от соседей заборами

Фото: Darren Whiteside / Reuters

Кандидат в претенденты на пост президента США от Республиканской партии Дональд Трамп пообещал построить стену для защиты от нелегальных мигрантов на границе с Мексикой. По подсчетам миллиардера, длина стены должна составить 1600 километров, высота — 10-12 метров, цена вопроса — восемь миллиардов долларов. Впрочем, отгораживаться от южного соседа стеной США начали задолго до того, как Трамп выступил со своей инициативой. Первый забор протяженностью 10 километров появился на американо-мексиканской границе еще в 1994 году. Американцы не оригинальны в желании решать вопросы безопасности и миграционного контроля при помощи стен и заборов. «Лента.ру» изучила, где и для чего в Европе и на Ближнем Востоке границы укрепляются мощными заградительными сооружениями.

Новая барьерная среда

В начале нулевых, несмотря на протесты со стороны ООН, палестинских властей и многочисленных правозащитных организаций, было начато возведение стены между Израилем и Палестиной. Тель-Авив объяснял желание отгородиться от палестинцев соображениями безопасности (позднее статистика подтвердила, что терактов в районах, обнесенных стеной, действительно происходит значительно меньше, чем там, где ее нет).

Барьер вышел на славу. Сооружение, протянувшееся на несколько сотен километров, состоит из металлического забора с колючей проволокой, рва, контрольно-следовой полосы. Для удобства перемещения патрулей проложена асфальтированная дорожка. Высота конструкции доходит на отдельных участках до восьми метров.

Все буквально нашпиговано датчиками движения, видеокамерами и прочими достижениями научно-технического прогресса. Впрочем, эти хитрые штучки не помешали появлению на стене граффити. С палестинской стороны к росписи приложил руку известный стрит-художник Бэнкси, которого не отпугнули даже предупредительные выстрелы израильских военных.

В ноябре 2010 года Израиль начал строительство стены на границе с Египтом. Этот барьер тоже оснащается по последнему слову техники. Основной «фишкой» его стала подземная часть, уходящая, по некоторым данным, на глубину до 30 метров: таким образом власти Израиля постарались пресечь строительство тоннелей, по которым из Египта в сектор Газа переправлялась контрабанда, оружие и взрывчатка.

Отмежевание Европы

Испанские суверенные территории Сеуту и Мелилья, вклинивающиеся в Марокко, начали отгораживаться от набегов нелегалов из Африки еще в девяностые годы прошлого столетия. Но первые версии заградительных сооружений наплыва штурмующих не выдерживали, поэтому к 2005 году испанские власти их модернизировали. Стена вокруг Мелильи растянулась на одиннадцать километров, вокруг Сеуты — на восемь. Фактически испанские территории отгорожены теперь от соседей тремя параллельными трехметровыми заборами с колючей проволокой и системами наблюдения. В сентябре 2005-го сооружение прошло первое испытание на прочность: толпа из нескольких тысяч мигрантов попыталась прорваться через новый барьер. Испанские и марокканские стражи порядка открыли по толпе перекрестный огонь, погибли около 20 человек. Но панацеей от мигрантов эти укрепления не стали — их с завидным постоянством продолжают штурмовать группы желающих попасть на территорию Испании, и иногда эти попытки оказываются успешными.

В конце 2012 года Греция закончила строительство заграждения на сухопутном участке границы с Турцией. Десятикилометровый участок представляет собой металлический забор высотой до четырех метров, оборудованный камерами слежения и тепловизорами. Венчает сооружение ряд колючей проволоки.

Греция испытывала все прелести общения с нелегалами, которые просачивались из Турции, задолго до нынешнего мигрантского кризиса. Это способствовало росту популярности ультраправых партий и движений, как и положено, жестко критиковавших правительство за рост безработицы, — виноватыми объявляли «понаехавших». Чтобы сбить накал страстей в обществе, было принято решение о строительстве забора. Чтобы не раздражать турецких соседей и партнеров по ЕС, тогдашний министр общественного порядка Греции Михалис Хрисохоидис заявил, что «это временное решение проблемы, и стена имеет символическое значение»: «Мы хотим послать сигнал преступным сообществам, что граница между Грецией и Турцией уже не будет шлюзом нелегальной иммиграции в ЕС».

Впрочем, некоторые европейские чиновники по достоинству оценили греческую инициативу. Глава французского Управления по иммиграции и интеграции (OFFII) Арно Кларсфельд (Arno Klarsfeld) сравнил эту стену с той, которую построили древние римляне, чтобы защищаться от набегов варваров. «Рим был окружен стеной, и мир продлился четыре века», — сказал Кларсфельд. Впрочем, греческо-турецкая стена, как показали последующие события, не спасла Европу от массового наплыва мигрантов. Они, как говорится, пошли иным путем: через греческие острова, на которых никаких стен не было. А стена на границе, в подтверждение слов министра Хрисохоидиса, осталась символом.

Европейский вал

Украина тоже попыталась внести свой вклад в мировую сокровищницу стеностроительства. После обострения отношений с Россией из-за конфликта на Донбассе Киев начал реализацию проекта «Стена», имеющего и более звучное название — «Европейский вал». Киев позиционировал себя как последний рубеж, через который не пройдет в Европу «российская агрессия». Идеологом стройки выступил бизнесмен Игорь Коломойский. «Мы начинаем реализацию проекта "Стена". Это строительство реальной границы между Украиной и Россией», — объявил премьер Арсений Яценюк на заседании Кабинета министров в начале сентября 2014 года. Спустя неделю пресс-центр АТО (Антитеррористической операции — официальное название боевых действий на юго-востоке Украины — прим.«Ленты.ру») распространил информацию о начале установки фортификационного оборудования и систем инженерного заграждения на границе.

Основной объем работ — около полутора тысяч километров траншей, тысячи капониров и блиндажей. Спустя год после объявления о начале строительства выяснилось, что деньги на «Европейский вал» куда-то делись. Пропажу этих средств (400 миллионов гривен — примерно 1,5 миллиона долларов) Арсению Яценюку припомнили совсем недавно в ходе заседания Верховной Рады, которая тем не менее так и не отправила его в отставку.

Стенка на стенку

События последних нескольких месяцев превзошли все ожидания любителей стеностроительства. В конце февраля стало известно, что власти Венгрии решили увеличить производство колючей проволоки и других элементов пограничных ограждений, возводимых с целью остановить поток мигрантов. Эти материалы пойдут на строительство нового участка заграждений — на границе с Румынией. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан дал распоряжение министрам внутренних дел и обороны начать подготовку к возведению заградительных сооружений вдоль границы с этой страной. «Если будет необходимо, мы будем защищать себя на всех участках — от Словении до Украины», — заявил Орбан.

При этом Будапешт планирует не только ограничить приток нелегалов, но и извлечь выгоду из сложившейся ситуации. В прошлом году Венгрия продала Словении 24 тысячи рулонов колючей проволоки, 16 тысяч столбов и 48 тысяч креплений, а Македонии пожертвовала 100 километров колючей проволоки и другого оборудования. Вообще, Венгрия стала в Европейском Союзе страной-пионером по скорости и масштабам возведения противомигрантских заборов: в июне 2015 года Будапешт объявил о строительстве заграждений на границе с Сербией, а в середине октября того же года — на границе с Хорватией.

Эти шаги вызвали своеобразную цепную реакцию по всему Старому Свету. Отдельные страны заговорили о возвращении пограничного контроля на своих рубежах внутри Шенгенской зоны, другие последовали венгерскому примеру. В конце октября 2015-го Австрия принялась строить забор на границе со Словенией; спустя несколько дней Любляна объявила о возведении стены на границе с Хорватией; в ноябре началось строительство на границе Греции и Македонии — именно здесь в последние дни и разыгрались основные события, связанные с наплывом мигрантов. Власти Македонии не пропускают на свою землю беженцев, которые скопились на сопредельной греческой территории. В понедельник, 29 февраля, отчаявшиеся люди пошли на штурм пограничных укреплений и в одном месте прорвали заграждения. Македонская полиция применила слезоточивый газ и отбила атаку. Можно считать, что межгосударственный барьер испытание выдержал. Вопрос лишь в том, велик ли у него запас прочности.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше