Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

На два фронта Истории крупнейших корпораций, работающих на войну и мир

Фото: Евгений Курсков / ТАСС

23 Февраля многие россияне воспринимают не как праздник в честь военных, а как мужской день — по аналогии с женским днем 8 Марта. По итогам опросов ВЦИОМ, именно так относятся к Дню защитника Отечества более 40 процентов респондентов. И они правы — служить Родине и защищать ее интересы можно не только с автоматом в руках на поле боя, но и в мирное время — в офисе, на стройке, в заводском цеху. «Лента.ру» публикует пять историй крупнейших промышленных корпораций и их создателей, убедительно это доказавших.

Boeing

Американская корпорация Boeing — один из крупнейших международных промышленных концернов, специализирующийся на выпуске авиационной, космической и военной техники.

Корпорация основана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Страсть к полетам зародилась в нем после посещения выставки в Сиэтле в 1909 году (через 6 лет после полета братьев Райт), где он увидел дирижабль. Боинг загорелся желанием прокатиться на этом чуде техники, но ему удалось это осуществить лишь в 1915-м, что стало поворотным моментом в его судьбе. 34-летний Боинг купил в Лос-Анджелесе гидроплан, научился его пилотировать, вернулся на нем в Сиэтл и с тех пор уже не расставался с самолетами. В 1916 году Боинг основал компанию Pacific Aero Products (позднее переименована в Boeing Airplane Company), куда инвестировал баснословную по тем временам сумму — 100 тысяч долларов.

Первое время новое дело приносило одни убытки, но бизнесмен не отчаивался. И в 1917-м получил крупный заказ на 56 самолетов от армии США. Строить первые деревянные аэропланы Боингу помогали знания, полученные в Йельском университете, и участие в лесозаготовительном бизнесе, доставшемся в наследство от отца. Конец Первой мировой принес новые заботы: лишившись заказов от военных, компания оказалась на грани финансового краха, пришлось спешно перестраивать производство под выпуск катеров, мебели и другой продукции. Но клепать боевые самолеты фирма не перестала, и во время Второй мировой войны с конвейера сошло огромное число бомбардировщиков.

В настоящее время концерн производит не только гражданские и военные самолеты, но и вертолеты, крылатые ракеты, спутники и системы связи. Заводы Boeing работают по всему миру, но ключевые мощности находятся в США — в штатах Калифорния, Вашингтон и Миссури. В корпорации 170 тысяч сотрудников. Выручка за 2015 год составила более 96 миллиардов долларов, прибыль — 5,2 миллиарда.

Mitsubishi

Mitsubishi Group — одна из мощнейших и старейших в мире промышленно-финансовых корпораций. В 1870 году 35-летний потомок самураев Ятаро Ивасаки основал судоходную компанию Tsukumo Shokai Shipping, переименованную впоследствии в Mitsubishi Mail Steamship Company. Начинал Ятаро с аренды трех пароходов у клана Тоса, в судовладельческой компании которого он работал.

Знаменитый логотип создан на основе фамильных гербов Ивасаки и Тоса, а название Mitsubishi переводится как «три бриллианта». В течение нескольких десятилетий компания Ятаро превратилась в крупную корпорацию, одну из тех, что в Японии называют дзайбацу. Отличительная их черта — многопрофильность. В начале XX века сфера интересов Mitsubishi уже простиралась далеко за пределы судостроительной отрасли: компания занималась металлургией, нефтепереработкой, производством повседневных товаров, страхованием, торговлей недвижимостью и даже владела пивоварней.

Основной задачей самурайских концернов в то время было обеспечение военной мощи государства, поэтому Mitsubishi снабжала армию и флот двигателями, судами, а впоследствии самолетами и другой техникой. В 1917-м корпорация начала выпускать легковые автомобили, но свернула производство из-за отсутствия спроса. Корпорация сконцентрировалась на двигателях, разработке и выпуске автобусов и грузовиков. В 1934 году активы группы объединили в Mitsubishi Heavy Industries.

После Второй мировой пятый президент Mitsubishi Коята Ивасаки продал почти половину акций частным инвесторам. По указанию стран-победительниц Mitsubishi была разделена на 44 самостоятельные компании, лишь небольшая часть которых в 1950-е годы, после оккупации, слилась в единую группу. В 1960-е в ее составе появилось подразделение по выпуску легковых автомобилей, а в 1970 году создается отдельная «дочка» — Mitsubishi Motors.

В настоящее время Mitsubishi Group объединяет десятки компаний, производящих суда, самолеты, легковые автомобили, грузовики и автобусы, электронику. Имеются активы в металлургии и логистике, финансовые структуры. Выручка Mitsubishi Motors за первое полугодие 2015 года составила 8,9 миллиарда долларов, прибыль — 435 миллионов. Совокупный оборот всех компаний группы Mitsubishi достигает 10 процентов ВВП Японии.

Rolls-Royce

Компания Rolls-Royce известна прежде всего люксовыми автомобилями ручной сборки.

История известного бренда началась в мае 1904 года, когда в одном из роскошных ресторанов Манчестера состоялась деловая встреча инженера, хозяина промышленной компании Royce ltd Генри Ройса и владельца одного из первых на Туманном Альбионе автомобильных салонов, состоятельного аристократа Чарльза Роллса. Спустя два года они основали фирму, которая впоследствии прославилась исключительным качеством выпускаемых автомобилей.

Внимание к мельчайшим деталям было заложено в философию Rolls-Royce. Так, выпущенный в 1907 году автомобиль Silver Ghost прошел более 14 тысяч миль (почти 22,5 тысячи километров) без единого ремонта. Положительный имидж подкрепляли победы в гоночных соревнованиях в Британии и США. В 1906 году Чарльз Роллс победил в ралли «Турист Трофи» на легкой четырехцилиндровой модели Rolls-Royce 20 PS. С начала 1950-х годов автомобили Rolls-Royce поставлялись для британского королевского дома, потеснив на этом поприще Daimler.

В начале 1910-х компания начала выпускать авиационные двигатели. Во время Первой мировой войны с конвейера Rolls-Royce сошло около половины двигателей для самолетов Антанты (Россия, Англия, Франция). Кроме того, промышленная группа поставляла для фронта бронеавтомобили. К концу 1920-х производство двигателей стало основной деятельностью концерна. Во время Второй мировой усилия заводов корпорации концентрируются на выпуске авиадвигателей для истребителей.

Непростым временем для Rolls-Royce стали 1970-е: финансовое положение оказалось настолько тяжелым, что ее пришлось национализировать и разделить два предприятия: Rolls-Royce Ltd специализируется на авиационных двигателях (в 1985 году переименована в Rolls-Royce Plc), Rolls-Royce Motors выпускает автомобили. В конце 1990-х Rolls-Royce Motors выкупил немецкий автоконцерн BMW.

Росатом

Российская госкорпорация Росатом объединяет около 400 предприятий — все гражданские компании атомной отрасли РФ, ядерный оружейный комплекс, НИИ и атомный ледокольный флот.

Предтечей госкорпорации стало Министерство среднего машиностроения СССР, созданное в 1953 году. Минсредмаш занимался разработкой ядерного оружия и исследованиями в области мирного атома. Спустя год после образования министерства в Обнинске запустили первую в Советском Союзе атомную электростанцию, созданную под руководством Игоря Курчатова. В 1989 году Минсредмаш объединили с Министерством атомной энергетики, а после распада СССР оно было преобразовано в Министерство по атомной энергии. В ведение последнего передали 80 процентов предприятий союзного ведомства, в том числе девять АЭС. В 2004 году на базе министерства создали Федеральное агентство по атомной энергии, трансформировавшееся в 2007-м в госкорпорацию.

В настоящее время Росатом занимает первое место в мире по числу одновременно сооружаемых АЭС за рубежом и второе — по генерации атомной электроэнергии, обеспечивает 36 процентов мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 процентов — ядерного топлива, сообщается на сайте корпорации. Электростанции Росатома вырабатывают треть потребляемой в России электроэнергии. В настоящее время в РФ сооружается восемь атомных станций, включая плавучую АЭС «Академик Ломоносов», столько же — за рубежом. В структурах Росатома работают около 250 тысяч человек. Выручка корпорации в 2014 году составила 618 миллиардов рублей, EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) — 211 миллиардов, портфель заказов — более 100 миллиардов долларов.

«Уралвагонзавод»

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) — один из крупнейших в мире производителей танков. Выпускает и другую военную, железнодорожную и дорожно-строительную технику. Головное предприятие расположено в Нижнем Тагиле.

Завод строился в 1933-1937 годах, в том числе силами репрессированных — политзаключенных и спецпереселенцев, и изначально был рассчитан на выпуск железнодорожной техники. Первый вагон сошел с конвейера в 1936 году. До начала Великой Отечественной войны УВЗ выпустил более 35 тысяч вагонов.

В 1941 году предприятие в спешном порядке переоборудовали под производство танков. Из западной части страны сюда были эвакуированы 11 предприятий, включая Харьковский паровозостроительный завод. В военные годы на УВЗ не только собирали танки, но и катали самолетную броню, изготавливали авиабомбы. 25 тысяч — почти треть участвовавших в боях Великой Отечественной знаменитых Т-34 — собрано руками нижнетагильцев.

В послевоенные годы предприятие расширило линейку гражданской продукции и помимо вагонов и цистерн стало выпускать изделия для космической промышленности. В 1950-1960-е годы здесь были разработаны и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62, а в последующие годы Т-72 и Т-90, составляющие основу российских бронетанковых войск. В начале 2000-х танк Т-90 стал самым продаваемым в мире основным боевым танком (ОБТ). На параде Победы 9 мая 2015 года был представлен новейший российский танк «Армата», испытания которого будут завершены в 2016-м. УВЗ неоднократно оказывался в сложном финансовом положении, исправлять которое приходилось вливаниями бюджетных средств, госгарантиями и увеличением объема госзаказа. Убыток корпорации за 2014 год составил 5 миллиардов рублей, выручка — 127 миллиардов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше