Лента добра
Культура
Больше интересного — в нашем Telegram

Аффтар жжот

Как стать писателем в России
Кадр из фильма «Тайное окно»

В русском сознании более или менее бесконфликтно уживаются две крайности. Первая (древняя) базируется на том, что писательство — это дар, а писатель — пророк, который в священном ужасе внемлет божественному гласу. Такому не то что не пристало учиться — он сам должен только и делать, что учить других. Вторая (сравнительно недавняя), что если у тебя нет диплома Литературного института и ты не член какого-нибудь Союза писателей — то ты и не литератор вовсе, а самозванец. Обозреватель «Ленты.ру» Наталья Кочеткова решила сломать оба стереотипа и выбрала писательские школы и конкурсы, которым начинающие литераторы могут безбоязненно доверить свой неокрепший талант.

Creative Writing School Майи Кучерской

Весной прошлого года в Москве запустилась Школа творческого письма, которой организаторы хотели дать простое русское название. Но не смогли. Потому что перепеть на язык родных осин заморское (главным образом британское и американское) понятие creative writing — задача не из простых. В России до недавних пор такой дисциплины не водилось вовсе. «В англоязычных странах это рутина американского и британского среднего и высшего образования, — объясняет основатель московской Creative Writing School Майя Кучерская. — Там CW проходят в школе, в университете этот курс может взять любой студент, вне зависимости от того, химик он, биолог или экономист. Главная идея CW в том, что сочинять может любой. Не важно, одарен ты или нет, поскольку огромная часть художественного текста сводима к определенным техникам. Занятия по CW предлагают освоить эти техники. Но это вовсе не значит, что после обучения ты превратишься в Шекспира». Однако преподаватели Creative Writing School обещают, что научат своих студентов писать тексты, над которыми читатель будет «хохотать и плакать».

Кто учит?

Писатели Майя Кучерская, Денис Драгунский, Марина Степнова, Марина Вишневецкая, Ирина Лукьянова, Дмитрий Быков, Алексей Варламов, переводчики Виктор Сонькин, Александра Борисенко, критики Александр Гаврилов, Галина Юзефович, Алена Карась и другие.

Однако недостаточно просто быть профессиональным литератором, чтобы стать преподавателем Creative Writing School.

«Хороших преподавателей найти трудно, — делится Майя Кучерская. — Лучше всего дело обстоит с переводчиками: существовала советская еще школа перевода и переводить людей учили. Традиции преподавать искусство писать стихи или прозу в России нет. Поэтому я ищу того, кто не только сам был бы профессиональным писателем или поэтом, но и имел преподавательский опыт. Учебники по CW в огромном количестве существуют на английском языке, а теперь уже отчасти и на русском. И важно, чтобы наш преподаватель впитал эту заморскую науку. Потому что, как мы все знаем, носитель языка — еще не преподаватель языка».

Кого учит?

Кучерская: «Пока мы себя позиционируем как курсы для начинающих, которые хотят постигнуть основы литературного мастерства. Поэтому к нам такие и приходят. Многие из них у нас пишут первый или просто лучший рассказ в своей жизни».

Как учит?

В обычной школе учат писать развернутые высказывания на ту или иную тему. Это называется сочинением. В Литинституте часто процесс обучения студентов сводится к обсуждению конкретных текстов. Creative Writing School — ни то и ни другое.

«В основе CW лежит анализ текста и теория прозы, но это не чистая филология, а филология в прикладном виде, — поясняет Кучерская. — Лучшие учебники по CW, которые я прочла на английском, — это подробное объяснение, как создать тот или иной эффект: например, ускорение темпа текста, как заставить читателя погрузиться в повествование и забыть про все на свете, как сделать героя живым».

В Creative Writing School есть лекции и семинары. И разумеется, обсуждения написанных текстов. По словам Майи, ее идеальное занятие строится так. Первая часть — теоретическая. Например, она обсуждает со студентами, что такое начало художественного произведения, как оно устроено. Ученики вместе с преподавателем изучают несколько начал классических романов. Выясняют, что вне зависимости от того, в какое время было написано произведение и в какой стране, у любого начала есть некие общие законы. А дальше все получают задание написать свое начало рассказа. И сделать это так, чтобы читатели могли предугадать развитие событий: кто главный герой, какой будет конфликт, а возможно, даже финал. Потом все обсуждают эти тексты и смотрят, получилось ли у автора такое начало, в которое вложены зерна будущего произведения. «Ужасно это азартное и увлекательное занятие», — признается Кучерская.

В Школе идет обучение по нескольким направлениям: художественная проза; сценарное мастерство; школа художественного перевода; искусство биографии; написание научных и научно-популярных текстов; и даже дается рецепт, как опубликовать свою книгу.

Зачем учит?

Люди приходят не просто писать, но и за общением на тему текста и его обсуждением. Многие ученики профессионально не связаны с писательством. Лишь процентов 30 — это журналисты и копирайтеры.

Как попасть?

В Школе есть очная и онлайн формы обучения. В онлайн-школу набор открыт до 14 февраля, для всех желающих. В рамках очной школы скоро будут объявлены новые проекты. Попасть на очное обучение можно, выполнив творческое задание. У всех преподавателей оно разное. Кто-то просит описать кухонный стол с точки зрения таракана. Кто-то — развернуть тему «На свидании все пошло не так».

Сколько стоит?

В зависимости от формы обучения цена варьируется от 12 тысяч до 50 тысяч рублей. Авторы самых талантливых конкурсных работ учатся бесплатно.

Школа литературного мастерства Татьяны Толстой и Марии Голованивской «Хороший текст»

«Разница между хорошим и плохим текстом, как между живым и мертвым», — объяснила Татьяна Толстая на открытии Школы, которое состоялось 23 января. Если верить объявлению о начале приема конкурсных работ, опубликованном в Facebook 16 сентября прошлого года, то Школа призвана «научить лучше писать и понимать тексты». За этой общей формулировкой, как выяснилось, стоит довольно нетривиальный метод обучения. Лекции в Школе — не совсем лекции, семинарское общение вываливается за пределы аудитории в кулуары и закрытую группу в Facebook. Да и тот факт, что в Школе не студенты выбирают себе преподавателей, а преподаватели — студентов, не отметить нельзя. «У нас абсолютно недемократическая система. Мы лучше знаем, что надо, и не подстраиваемся под желания студентов. Мы прочли их тексты и понимаем, что и в какой последовательности они должны учить», — комментирует такой подход один из основателей Школы Мария Голованивская.

Кто учит?

Писатели Татьяна Толстая, Мария Голованивская, поэты Дмитрий Воденников, Сергей Гандлевский, журналисты Евгения Пищикова, Алена Долецкая и другие. Всего — 12 преподавателей.

Кого учит?

Ученический состав довольно разный — от главных редакторов изданий до людей, чья профессия никак не связана со словом. «У нас есть замечательный человек — водитель такси, — рассказывает Голованивская. — Он всю жизнь писал. Заработал деньги на Школу, платил в 10 этапов. При этом дико талантливый мужик». Несмотря на то что Школа находится в Москве, москвичей в ней человек 60 из 100. Есть люди из Минска, Киева, Тюмени, Петербурга. Поступило много заявок из ближнего и дальнего зарубежья.

Как учит?

Формально Школа начала свою работу 23 января. На практике же ученики уже давно получают разного рода задания от преподавателей. Кто-то попросил написать текст от лица новорожденного, кто-то — перечитать Чуковского. Было задание от журнала «Сноб» написать рассказ на тему «Постельная история», в котором сюжет должен так или иначе быть закручен вокруг кровати. «Это не значит, что история должна быть непременно эротической, — поясняется в задании. — В кровати рождаются, болеют, умирают. Валяются, как Обломов. В кровати совершают убийство. В кровати устраивают пожар (спьяну, например). Можно и потоп. В кровати мучатся кошмарами негодяи».

Обучение только очное. Оно состоит из лекций и семинаров. Лекции (они проходят на площадке Яндекса «Экстрополис») не вполне обычные. По сути, каждая лекция — это кружок, где лектор и несколько преподавателей Школы вместе со всеми слушателями обсуждают заявленную тему. В текущем курсе запланированы доклады о криминальном и социальном очерке, технике построения рассказа, этике путевых заметок, поиску собственного языка и даже искусству делать подписи под фотографиями. Как раз Алена Долецкая на днях дала задание ученикам написать текст в 150 слов и подобрать к нему картинку.

Для семинарских занятий учеников разбили по группам. Они получают задания, пишут этюды. Потом происходит разбор написанных текстов. Например, на одном из своих последних занятий Мария Голованивская попросила студентов написать этюд про тишину. 15 предложений. «Сделайте так, чтобы я услышала тишину, — попросила она. — Они это делали прямо в классе и обсуждали потом все вместе. Это длилось четыре часа».

Кроме лекций и семинаров есть еще в Facebook закрытая группа, которая называется «Общежитие». На нее подписаны только преподаватели и ученики Школы. Там студенты вывешивают свои тексты и после окончания занятий обсуждение перемещается из оффлайна в онлайн.

Зачем учит?

«Для нас это культурная инициатива, — объясняет Мария Голованивская. — Мы создаем сообщество, которое объединяет пишущих людей, писателей, создаем мир. Мы считаем, что самое главное — создать писательскую среду, куда могли бы прийти молодые авторы, где есть серьезная работа преподавателей, есть издатели, которые хотят это публиковать. Разные издания уже заинтересовались работами наших учеников и объявили свои конкурсы в рамках нашей Школы. У наших студентов уже есть возможность публиковаться, но они не могут делать это мимо нас. Издания дают задания, мы отбираем тексты, которые потом будут ими опубликованы».

Как попасть?

Запись в Школу производится по предварительному отбору. Нужно прислать свой текст на любую тему, в любом жанре, объемом до трех страниц (но не больше) по адресу horoshiytext@gmail.com. В формате .doc. Если большинство преподавателей его одобрят, кандидат становится учеником. Сейчас открыт набор на июньский курс.

Сколько стоит?

Стоимость обучения в Школе — 50 тысяч рублей за 66 часов живых занятий плюс занятия на онлайн-площадке.

Независимая литературная премия «Дебют»

За полтора десятка лет существования премии можно без всякого преувеличения сказать, что она и правда стала кузницей немалого числа поэтов, прозаиков, драматургов и критиков, чьи имена сейчас известны не только профессиональному сообществу, но и широкой публике. Среди выпускников-лауреатов «Дебюта» прозаики Анна Бабяшкина, Алиса Ганиева, Владимир Лорченков, Александр Снегирев, драматург Василий Сигарев, сценарист и прозаик Денис Осокин (теперь уже сам преподаватель Школы Creative Writing School), поэты Юлия Идлис и Анна Логвинова. Список финалистов минувшего сезона престижной «взрослой» литературной премии за лучший роман «Русский Букер» наполовину состоял из лауреатов «Дебюта» прошлых лет. Победителем в результате стал тоже «дебютант» 10-летней давности Александр Снегирев.

Кто учит?

В жюри премии в разные годы входили прозаики Михаил Веллер, Александр Кабаков, Владимир Маканин, Майя Кучерская (основатель Creative Writing School), сценарист Александр Адабашьян, поэты Игорь Иртеньев, Евгений Рейн, Сергей Гандлевский (теперь преподаватель Школы «Хороший текст»), Юрий Кублановский, Олег Чухонцев и другие известные литераторы. Они же вели мастер-классы для номинантов, вышедших в финал.

Кого учит?

Важно понимать, что это не ЛИТО, а профессиональная литературная премия, хотя и для новичков. То есть, как правило, соискателями становятся не просто люди пишущие, но в будущем мыслящие себя литераторами. Это уже понятно хотя бы потому, что на конкурс принимаются не только рукописи, но и тексты, опубликованные в книгах, бумажных или электронных средствах массовых коммуникаций.

Вот как описывает свое участие в «Дебюте» Александр Снегирев: «Я узнал о «Дебюте» 10 лет назад. Они широко рекламировались: я увидел ролик на МТV, растяжку на Тверской. Мне тогда было 25 лет, а у них была как раз верхняя планка 25 (в 2011 году ее повысили до 35 лет — прим. «Ленты.ру»). Я подумал: а почему я туплю? У меня же есть рассказы, которые я писал для удовольствия. О публикациях тогда не думал. И по электронной почте, которую нашел на сайте, отправил им несколько своих текстов. И был очень удивлен, когда мне ответили, попросили прислать еще. Сказали, что мои рассказы понравились. Я очень воодушевился. Меня включили сначала в лонг-лист, потом в шорт-лист. Потом нас, финалистов, позвали на семинар. В том году было, кажется, пять номинаций, я был в «Короткой прозе». Председателем жюри был Евгений Попов, а мою номинацию курировал Андрей Геласимов. Я помню вручение: снежный декабрь, красивая погода. Никто заранее ни о чем не предупреждал. И вдруг меня на сцене объявили победителем».

Как учит?

Премия вручается по пяти-семи номинациям, отражающим основные типы художественной литературы: крупная проза, короткая проза, поэзия, драматургия, критика и т. д. До недавнего времени все финалисты премии обязательно участвовали в так называемой «Дебютовской» неделе —мастер-классах, которые вели члены жюри. Последние два года такие семинары не проводились по финансовым причинам, но есть шанс, что в этом году они снова возобновятся.

«В тот год было пять номинаций, — вспоминает Александр Снегирев. — В общей сложности нас, финалистов, было примерно 20 человек. Мы все читали тексты друг друга. Занятия длились чуть меньше недели. Потом все высказывались. Была такая очень живая атмосфера. На меня все обсуждения произвели большое впечатление, потому что я был новичок и никаких литературных разборов в моей жизни до этого не было».

Координатор и вдохновитель премии Ольга Славникова поясняет: «Я не верю в коммерческие мастер-классы для большой аудитории, которые сейчас очень популярны и в которых мне часто предлагают участвовать. Мне кажется, что это занятие столь же полезное, как и измерение средней температуры по больнице. Обучение может быть только индивидуальным. Таким, каким оно было в нашем конкурсе. Только ощущение природы таланта человека дает те слова, которые ему нужно сказать. В любительских школах преподаватель часто указывает автору на его недостатки. А это бессмысленно! Нужно указывать на достоинства, сильные стороны. А слабости, зыбкости потом сами уйдут. Нужно, чтобы автор почувствовал силу».

Также «Дебют» занимается поставкой книг в провинцию, творческими вечерами авторов, визитами своих лауреатов на литературные фестивали.

Зачем учит?

«Нам важно создание питательной творческой среды, которая дает продуктивный рост писателю», — говорит Ольга Славникова.

«Для меня это было огромным импульсом. Я понял, что то, что я пишу, интересно не только мне и моим близким, но и совершенно посторонним людям, даже другого поколения. Это дает важное понимание того, что литература — это диалог», — признается сейчас Снегирев.

Как попасть?

Рукописи можно прислать по электронной почте info@mydebut.ru или обычной почтой на почтовый адрес: 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д. 5/12, стр. 2.

Если автор затрудняется с определением жанра своего опуса, то эксперты премии определят его сами. Можно также пробовать свои силы в нескольких номинациях.

Лишь два правила остаются незыблемыми: тексты принимаются строго с 5 июня по 20 сентября текущего года только от авторов не старше 35 лет.

Сколько стоит?

Бесплатно.

Международный форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья

Когда-то через этот Форум прошли Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Денис Гуцко, Алиса Ганиева, Сергей Самсонов, Алексей Иванов, Герман Садулаев, Александр Снегирев — иными словами, все те, чьи имена сегодня можно встретить в списках финалистов и лауреатов ведущих литературных премий и конкурсов, чьи издания возглавляют топы продаж книжных магазинов. Легенда гласит, что Александр Иличевский тоже подавал свои работы на конкурс, но ему ответили, что он уже полностью состоявшийся писатель и в семинарах не нуждается. А несколько лет спустя он стал лауреатом двух самых крупных и престижных отечественных литературных премий «Русский Букер» и «Большая книга».

Кто учит?

Форум рассчитан не только на поддержку молодых писателей, но и «толстых» литературных журналов, то именно редакционный состав «Знамени», «Нового мира», «Октября», «Ариона» и других чаще всего можно встретить среди преподавателей. Но постоянны визиты и других писателей, поэтов, редакторов, переводчиков. На последнем Форуме в качестве гостей присутствовали директор Гослитмузея Дмитрий Бак, писатель Мария Галина, поэт Сергей Гандлевский, критик Наталья Иванова, прозаики Евгений Попов и Захар Прилепин, историк Борис Соколов, экономист Андрей Нечаев, редактор Елена Шубина и другие.

Кого учит?

Как и «Дебют», это мероприятие для тех, кто мыслит себя в будущем профессиональными литераторами. Впрочем, одни участники в результате относятся к обучению более легкомысленно, чем другие.

Александр Снегирев вспоминает свое первое пребывание в пансионате «Липки»: «Публика там делилась на две группы: те, кто читал и готовился к семинарам и те, кто постоянно бухал. Последнее тоже было неплохо, потому что обстановка располагала — пансионат, люди молодые, веселые, кто-то пьет, кто-то бренчит на гитаре, кто-то заводит романтические отношения».

Как учит?

Рассказывает Алексей Алехин, поэт, главный редактор поэтического журнала «Арион»: «Мы не преподаем, мы с ними общаемся, как старшие коллеги, потому что молодому писателю общение с опытным писателем всегда полезно.

Научить писать что стихи, что прозу, невозможно. Можно помочь расширить кругозор и развить способности к самооценке. Занятия устроены так. Каждый день по много часов мастерские — занятия с мастерами. Плюс к этому многочисленные лекции, встречи с писателями, политиками, учеными. Надо учитывать, что изначально Форум ориентирован в первую очередь на провинцию. Потому что москвичи и петербуржцы, если они хотят, имеют больше возможностей для общения со старшими писателями.

В каждом мастер-классе собирается человек 8-15. Обычно в семинаре один-два мастера. Мы все эти годы ведем его вместе с Андреем Василевским, наш мастер-класс называется «Арион» — «Новый мир». Прочитываются и обсуждаются — причем всеми участниками — все работы. Это важно. Чтобы толково писать свои собственные стихи, нужно уметь рефлектировать и формулировать, что хорошо, а что плохо у других. Окончательный разбор делают уже мастера. А по ходу разговора захватываются самые широкие области искусства и жизни — от профессиональных частностей, например, что такое свободный стих, пейзажная лирика и прочее, до места поэта в современном мире.

Разборы бывают обидными и без одного-двух рыдающих после обсуждений редко обходится. Но вы приехали на Форум молодых писателей. То есть не просто пописываете для развлечения стихи или прозу. Вы думаете о том, чтобы быть профессиональным литератором, то есть публичным человеком. Это как, знаете, если пошел работать в стриптиз — не стесняйся снять трусики. Поэтому мы сразу обговариваем, что обсуждать будем жестко. Но все, что здесь говорится, — строго между нами. Как будто бы мы один на один. Поэтому не надо пересказывать, выносить наружу обидное про коллег по семинару.

Общение на Форуме тем более важно, что появилась такая страшная вещь, как Интернет. Это великое достижение человечества. Но он невероятно сбивает с толку молодых. Начинающий литератор вывешивает свой текст в Сеть, там находится столько же недорослей той же степени недарования, которые пишут ему похвалы и ставят лайки. И он обретает виртуальную среду, которая по сути своей — игра на понижение. Потому что когда ты приходишь со своими юношескими стихами пусть даже не к Пастернаку, а к условному поэту К., серьезному профессионалу, который знает, что это такое, много чего прочел, он говорит: «Ну дорогой мой, вот тут у тебя глупость, тут пошлость, это перепевка общеизвестного, а вот тут удачно». И тем самым он подтягивает тебя вверх».

Зачем учит?

«Форум рассчитан на то, чтобы воспитать новое поколение писателей, которые будут делать литературу. Он не занимается любителями. Для этого есть ЛИТО при швейной фабрике или ДК. Тоже очень полезная вещь. Только важно, чтобы человек понимал, что когда он ставит любительский спектакль в ДК — это одно, а когда ставит на сцене театра Фоменко — это другое. Форум для тех, кто собирается стать писателем», — объясняет Алексей Алехин.

Александр Снегирев вспоминает: «Весь год ты что-то пишешь и тебе интересно узнать чужое мнение, понять, что делают твои сверстники в русскоязычном пространстве. Люди видят, что живут не в вакууме, что вокруг них есть страна, язык, единомышленники, завязываются связи, контакты. Но главное, что дает Форум, — это ощущение, что ты не одинок в своем странном желании писать. Что тебя не лечить надо, а что это достойное и уважаемое занятие».

Как попасть?

Нижней возрастной границы по сути нет. Есть качественный отбор, который и диктует границу. Верхняя — 35 лет, для стран СНГ — 40 лет. Обычно заявки принимают с конца февраля по начало июля.

Произведение желательно представить в электронном виде (в формате Word). К представленной на конкурс работе приложить анкету (в формате Word), где указать почтовый и электронный адреса, контактные телефоны, краткую творческую биографию. Форма анкеты размещена на сайте Фонда.

Сколько стоит?

Бесплатно.

Другие школы творческого письма:

Курс «Сказочная книга» писателя Евгении Добровой и сценариста Светланы Гроссу

Литературная школа «Бальзак» Алины Белковской

Курсы писательского мастерства в «Гараже»

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики