Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Малый бизнес на орбите корпораций Какие промышленные компании начали работать со стартапами в этом году

Фото предоставлено РВК

В декабре РВК подвела итоги третьего сезона федерального стартап-акселератора GenerationS — самого масштабного в России и Восточной Европе проекта, который дает ученым и инженерам возможность получить предпринимательские компетенции и за короткое время преобразовать свою разработку в бизнес. За три года вокруг акселератора сформировалась своя экосистема, крупнейший в России пул партнеров, заинтересованных корпораций, менторов, стартап-центров, региональных и специализированных кластеров.

Корпоративный заказ

В мире насчитывается несколько сотен акселераторов, самые успешные из них — американские Y-Combinator и TechStars. Участники попадают туда на конкурсной и коммерческой основе, проходят образовательную программу и получают доступ к большой сети экспертов, инвесторов, партнеров и успешных предпринимателей, готовых делиться своим опытом. Акселератор помогает собрать команду для реализации проекта, быстро проверить коммерческие идеи, отсеять лучшие и адаптировать их к требованиям рынка. В 2013 и 2014 году GenerationS работал по такой же модели, только на бесплатной основе и привлек к участию более двух тысяч технологических предпринимателей. В 2015 году РВК решила изменить формат и превратила GenerationS в линейку корпоративных акселераторов, площадку, на которой предприниматели смогут доработать свои проекты в тесном сотрудничестве с корпоративным партнером — будущим инвестором, стратегическим партнером или потребителем их продукции.

В последние годы более двухсот компаний запустили корпоративные акселераторы. Среди них Microsoft, Airbus, Nike, Warner Bros., Volkswagen, Citrix, Walt Disney, Qualcomm и многие другие. В России этот тренд только начал набирать силу. И если компании, работающие на потребительском рынке, такие как Qiwi и Альфа-банк, уже освоились с новым инструментам, то промышленным компаниям это дается сложнее. В 2015 году РВК решила помочь индустриальным компаниям наладить взаимодействие с малым бизнесом. Для этого на платформе GenerationS была запущена линейка корпоративных акселераторов, разработанных под заказ корпоративных партнеров из семи отраслей: биотехнологии и медицина, энергетика, нефтегаз, авиакосмическая отрасль, робототехника, умный город и телеком.

Около двадцати корпоративных партнеров поддержали семь отраслевых направлений акселерации и в течение года активно участвовали в работе с технологическими предпринимателями, чем удивили даже организаторов проекта. Как подчеркнула Гульнара Биккулова, член правления РВК и курирующий директор GenerationS, российские корпорации действительно начали меняться: «Мы работаем с корпорациями с 2010 года и в последние пару лет видим перемены. В крупном бизнесе начали появляться люди, готовые что-то менять внутри компании. Мы стараемся их находить и сотрудничать с ними. На этом основана модель GenerationS 2015 года: мы провели семь корпоративных акселерационных программ, партнерами которых стали около 20 российских корпораций. Корпоративные партнеры GenerationS-2015 прошли с нами весь акселерационный цикл: ставили нам задачи по отбору заявок, колесили по регионам, тратили многочисленные часы на экспертизу стартапов, а потом плотно работали с выбранными проектами. Некоторые корпорации выделили по 30-40 внутренних экспертов для работы в акселераторе. Нас удивляет и одновременно радует такая активная позиция». Корпоративными партнерами GenerationS-2015 стали МТС, ГК «Мортон», ГК «РусГидро», МОЭСК, Т Плюс, НПО «Сатурн», Джонсон & Джонсон, ГК «ЭФКО» и другие крупные компании.

Бизнес-ускоритель

Более двух с половиной тысяч технологических проектов подали заявки на участие в акселераторе. Чтобы найти такое количество промышленных стартапов, организаторы за три месяца посетили все заметные площадки, которые работают над развитием инновационного рынка и технологического предпринимательства в регионах — стартап-школы, бизнес-инкубаторы, научные форумы и конференции, университеты и лаборатории, академгородки и технопарки. Первый этап акселератора — двухмесячную программу тренингов и мастер-классов — прошли более двух тысяч проектов, с ними работали четыреста экспертов. Чтобы организовать такой масштабный процесс, РВК оцифровала механику акселерационной программы и разработала онлайн-платформу, работающую по принципу «открытого университета». Платформа дала возможность обеспечить большой охват и в то же время индивидуальную, камерную работу стартапов с экспертами и корпоративными партнерами.

По итогам онлайн-этапа были отобраны около трехсот проектов, которые прошли очную пятидневную образовательную программу в Москве и получили возможность защитить свои проекты перед жюри. В него вошли отраслевые эксперты, представители корпоративных партнеров и институтов развития, инвесторы, менторы. В результате 141 команда прошла в очный этап акселератора, получила прямой доступ к промышленным корпорациям, курирующим отраслевые треки, и возможность дорабатывать свой продукт под конкретный корпоративный заказ. В течение осени предприниматели работали со своими корпоративными партнерами, проходили тренинги и образовательные программы.

В ноябре эксперты и корпоративные партнеры выбрали 35 финалистов GenerationS — по пять самых сильных проектов от каждого корпоративного акселератора. Дальше был этап интернет-голосования, в результате которого определились семь суперфиналистов — по одному от трека. 15 декабря они выступили с презентациями своих проектов перед расширенным жюри, которое определило троих обладателей Гран-при — победителей GenerationS-2015. Ими стали генно-терапевтический противоопухолевый препарат АнтионкоРАН-М, система совместного использования самокатов Samocat Sharing System и программно-аппаратный комплекс для контроля состояния турбинных лопаток «Турбодиагностика». Победители разделили призовой фонд 10 миллионов рублей и привлекли к своим проектам внимание потенциальных партнеров, инвесторов и клиентов. Общий призовой фонд акселератора составил 160 миллионов рублей, а в партнерскую сеть вошли более 150 участников рынка — государственных и инфраструктурных организаций и коммерческих компаний.

Билет на рынок

Победители GenerationS прошлых лет получили неплохой старт для развития бизнеса. Пермская компания «Промобот» привлекла частные инвестиции, их роботы-промоутеры сейчас покоряют рынки Европы и Азии, а сооснователь компании вошел в список тридцати самых перспективных молодых предпринимателей Европы по версии Forbes. Компания «НаноСерв» продает биотехнологические средства для очистки теплового оборудования котельным, коммунальным хозяйствам, промышленным предприятиям и частным клиентам по всей стране. Ее основательница тоже попала в Forbes — в список самых перспективных женских стартапов 2014 года. Компания VeeRoute заручилась поддержкой стратегического партнера и выводит свой логистический программный комплекс на глобальный рынок, чем в очередной раз подтверждает силу российской математической школы. Компания Kera-Tech отрабатывает свои биотехнологические решения на птицефабриках Сибири. Однако самая главная победа, которую завоевали все участники проекта, вышедшие на этап очных отраслевых акселераторов — это реальная возможность сделать из своей разработки технологический бизнес. Проекты Elementaree, Ridero, Weas Robotics, «Везет всем», Aerogreen, Биомикрогели, WiseSoil, Axionit и многие другие участники акселератора не стали победителями, но благодаря школе и сети контактов GenerationS эти компании растут, привлекают инвестиции, покупают конкурентов и уверенно чувствуют себя на рынке.

По итогам GenerationS-2015 прорабатывается около сорока сделок между корпорациями и стартапами. Организаторы отмечают, что довольны результатами. «Проект вышел на новый уровень с точки зрения количества заявок и сделок в проработке, экспертов, российских и международных партнеров. Удалось создать самую масштабную в России инфраструктуру по поиску, экспертизе и повышению качества проектов российских стартапов. Свыше четырехсот экспертов в течение полугода работали с двумя с половиной тысячами проектов. Задачей максимум для нас в этом году было вовлечь российские корпорации в работу со стартапами и договориться о пилотных проектах для российских разработчиков. Радует, что около двадцати российских и международных компаний стали такими «заказчиками инноваций» в рамках семи индустриальных акселераторов. Ну и наконец, отдельно хотелось бы сказать о российских технологических предпринимателях. Они существуют. И очень надеюсь, что благодаря таким проектам, как GenerationS, у российских разработчиков будет появляться больше возможностей развивать свои проекты в России», — добавляет Гульнара Биккулова.

По словам Дмитрия Иванова, директора по инновационному развитию НПО «Сатурн», корпорация прорабатывает сделки с тремя выпускниками своего акселератора, все сейчас на стадии подготовки «контрольной закупки». Объем одной из сделок, на модернизацию электрохимического оборудования на производственной линии «Сатурна», может достигнуть 200 миллионов рублей. ГК «ЭФКО» в феврале планирует тестовые внедрения шайбочных шнеков для маслопрессового оборудования, которые разработала владивостокская компания Terebra. «Это нишевое, точечное решение, которое за счет концептуальной идеи позволяет повысить эффективность производства без полной его реорганизации», — отмечает Татьяна Санина, директор по бизнес-администрированию инновационного центра «Бирюч» (R&D центр ГК «ЭФКО»). Корпорация МОРТОН поддержала 14 стартапов из числа выпускников GenerationS и планирует использовать их продукты и технологии в строительстве своих микрорайонов. По словам директора по инновационному развитию МОРТОН Юрия Васильева, эти проекты будут реализованы в рамках согласованного плана работ на ближайшие годы.

Развитие инфраструктуры

Акселератор запустил на инновационном рынке важные процессы, благодаря которым начала формироваться новая инфраструктура. Одна из ключевых задач проекта — стимулировать развитие технологического предпринимательства в тех нишах, куда неохотно идут частные инвесторы — под эти ниши и были сформированы отраслевые направления GenerationS. «РВК как государственный фонд фондов создает на рынке структуры, которые заменяют частный инвестиционный капитал там, где его пока нет. GenerationS помогает раскачать эти рынки — найти технологические проекты, найти корпорации, которым эти проекты могут быть интересны, обеспечить их экспертизой и помочь им научиться общаться друг с другом», — поясняет Гульнара Биккулова. По ее словам, проект стал акселератором не только для стартапов, но и для промышленных партнеров, которые в течение года учились выстраивать у себя процессы работы с малым бизнесом.

Еще одна важная задача GenerationS — развивать сеть партнеров, которых РВК привлекает для реализации проекта, и тем самым стимулировать развитие научно-технологического рынка в целом. Вокруг каждого трека сформировалась собственная экосистема из корпораций, экспертов, менторов, технологических брокеров и других участников рынка. Например, Томский государственный университет, который два года курировал работу биотехнологического направления, стал центром развития биотехнологий и проводит большое количество собственных программ для поддержки технологического предпринимательства.

В новом году GenerationS сохранит формат корпоративных акселераторов и будет встроен в повестку Национальной технологической инициативы (НТИ) — программы мероприятий по формированию новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. «Мы планируем сохранить индустриальные акселераторы и сейчас ведем переговоры с российскими корпорациями, которые будут готовы пройти акселерационный цикл 2016-го года вместе с GenerationS. То есть сформулировать критерии отбора проектов, участвовать в кампании по поиску интересных проектов, выделить своих сотрудников для проведения экспертизы и отбора проектов и сформировать вместе с нами программу акселератора. Приоритет будет отдаваться компаниям, являющимся участниками рабочих групп НТИ», — рассказывает Гульнара Биккулова.

Помимо отработанных форматов, GenerationS-2016 готовит несколько новых продуктов для стартапов и корпоративных партнеров. «Новинкой этого года будет появление двух контуров по работе со стартапами. Проекты зрелых стадий будут проходить отбор непосредственно в акселераторы. Для проектов на стадии идеи, в случае если ими заинтересуются наши индустриальные партнеры, будет предполагаться прохождение программы предакселерации (своеобразного ликбеза по разработке продуктов). На этой стадии мы помимо университетов, технопарков, НИИ предполагаем работать с формирующимися в России сообществами мейкеров, ЦМИТов, фаблабов и т.д. и уверены, что и в этой среде могут появляться интересные разработки, востребованные российским бизнесом», — резюмирует Биккулова.

Ольга Будник

Статья подготовлена по материалам РВК

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше