Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Алексей Улюкаев на панельной дискуссии «Стратегия-2030: контуры долгосрочного социально-экономического развития России» в рамках Гайдаровского форума

«Мы все умрем» На Гайдаровском форуме рассказали о будущем российской экономики

Алексей Улюкаев на панельной дискуссии «Стратегия-2030: контуры долгосрочного социально-экономического развития России» в рамках Гайдаровского форума

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

13 января в РАНХиГС стартовал ставший уже традиционным Гайдаровский форум. В этом году он проходит под лозунгом «Россия и мир: взгляд в будущее». На форуме выступили эксперты, представители власти и бизнеса. Корреспондент «Ленты.ру» следил за дискуссией об экономическом будущем страны.

«Мы все работаем ради одного человека»

Очередной Гайдаровский форум проходит с 13 по 15 января в РАНХиГС. В этом году он начался на фоне напряженной финансово-экономической ситуации. Хороших прогнозов для России на 2016 год нет. Агентство Bloomberg включило нашу страну в пятерку самых бесперспективных экономик мира наряду с Венесуэлой, Бразилией, Грецией и Эквадором. РФ предрекли спад ВВП в 0,5 процента. Падают цены на нефть, слабеет рубль, бюджет секвестируют.

Форум начался с дискуссии о Стратегии-2030. Видимо, чтобы отвлечься от мрачной современности, было решено посмотреть вдаль. Ключевой вопрос, поднятый экспертами и членами правительства (министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Алексей Улюкаев), заключался в том, нужна ли вообще такая стратегия. Ведь в текущих условиях, когда экономика падает, а рынки колеблются, очень тяжело планировать на 15 лет вперед.

Тон дискуссии задал Алексей Улюкаев, вернее известный экономист Кейнс, которого чиновник процитировал: «В долгосрочной перспективе мы все умрем». «Другой известный экономист — Ходжа Насреддин — говорил, что за 30 лет либо эмир умрет, либо ишак, либо я», — продолжил иронизировать глава Минэкономразвития. Так Улюкаев оценил перспективы адекватного долгосрочного планирования.

В целом руководитель ведомства, отвечающего за экономический рост в России, признал, что мир изменился. Потребительская модель уходит в прошлое, на смену ей приходит сберегательная стратегия поведения. Это касается и россиян. По словам Улюкаева, объем банковских вкладов в РФ вырос на 15 процентов. Одновременно падает розничный товарооборот. Иными словами, люди затаились: неохотно ходят по магазинам, стараются отложить как можно больше на черный день. «Население становится адептом новой нормальности», — бодро отметил министр. С одной стороны, это риск. Ведь если россияне перестали тратить — как наладить работу экономики? С другой стороны, это — возможность. По словам Алексея Улюкаева, в стране создается сберегательный ресурс для будущего инвестиционного роста.

Вскоре чиновник вернулся в сегодняшний день с его низкими ценами на углеводороды и падающим рублем. Тут поводов для оптимизма было мало. «Чем ниже упадет нефть сегодня, тем выше вероятность отскока», — начал было настраиваться на позитив Улюкаев. Но тут же предрек долгий период дешевой нефти: «на годы, десятилетия».

В этот момент к беседе подключился министр финансов. Антон Силуанов подчеркнул, что в текущих условиях роль его ведомства является ключевой в правительстве. «Так больше нельзя, наши ресурсы ограничены», — посетовал он на то, что в прошлые годы государство тратило слишком много денег во всех отраслях и секторах. Теперь нужно выбрать три-четыре направления и развивать их, предложил глава Минфина, не вдаваясь в подробности. В прогнозах по поводу нефти он был неоригинален: «черное золото» останется дешевым, доходы казны сократятся. Подтвердил Силуанов и десятипроцентный секвестр бюджета — Минфин с нетерпением ждет от прочих ведомств предложений по усечению собственных расходов.

Кроме того, Силуанов сообщил, при какой стоимости барреля Россия будет жить нормально: 82 доллара за бочку нефти — вот уровень, при котором бюджет будет сбалансированным. Нужно принять срочные меры, призвал министр, и адаптировать казну к трудным условиям. Чтобы достичь данной цели, необходимо повысить эффективность налоговой службы, Росалкогольрегулирования и приватизировать госсобственность на триллион рублей. «В противном случае население заплатит через инфляцию за то, чего мы не сделали в рамках приведения бюджета в соответствие с новыми реалиями», — предупредил Антон Германович.

Самым ярким выступающим, пожалуй, был Андрей Макаров — глава думского комитета по налогам и бюджету. Он согласился с преамбулой к «Стратегии-2010», которую часто называют «стратегией Грефа»: «Проблемы экономики лежат во внеэкономической плоскости», — процитировал Макаров вступление к документу и напомнил, что это предложение удалили после того, как стратегия была одобрена правительством. Он задал три риторических вопроса, ответы на которые могли бы помочь понять, сработает ли новый долгосрочный план государства. Была ли проведена реформа судебной системы? Была ли проведена реформа правоохранительных органов? Была ли проведена реформа, гарантирующая право собственности в России? Вопросы повисли в воздухе.

Завершающее слово получил Улюкаев, которого Макаров в очередной раз назвал водолазом за постоянные поиски экономического дна. Модератор дискуссии — управляющий партнер Ernst&Young по России Александр Ивлев — спросил у главы Минэкономразвития, какой он видит Россию в 2030 году. И Улюкаев нарисовал ему образ будущего.

«Многим, наверное, знакомо чувство из детства. Просыпаешься и думаешь: "Как здорово, что я живу в Советском Союзе!"» — впал в ностальгию чиновник. Он также вспомнил старый советский анекдот: «Мы все работаем ради человека, и все вы знаете имя этого человека». «Это имя — имя каждого из вас», — поспешил добавить Алексей Улюкаев и пожелал всем нам жить в такой стране, где неважно, сколько стоят нефть и доллар.

«Жить надо по средствам»

Ключевым выступлением форума стала речь премьер-министра Дмитрия Медведева о текущей экономической ситуации и перспективах ее развития. В двух словах она звучала так: «Сейчас все плохо, но скоро все может быть хорошо».

Медведев признал, что 2015-й был тяжелым годом, «может быть, самым тяжелым за последнее десятилетие». Ряд базовых принципов глобальной экономики были нарушены, все чаще политика вмешивается в экономические отношения между странами. Глава правительства привел в пример МВФ, изменивший принципы кредитования ради Украины, которая не погасила долг перед РФ. «Западные партнеры действуют против России нерыночными, политическими методами», — подчеркнул премьер.

Самым болезненным последствием кризиса, по мнению Дмитрия Медведева, стало то, что люди стали беднее. При этом пострадал и средний класс, и социально уязвимые слои населения. Он пояснил, что в прошлые годы государство тратило сверхдоходы от продажи нефти на повышение зарплат и пенсий, строительство больниц и детских садов. Рост благосостояния россиян опережал экономическое развитие. Теперь «нужно жить по средствам».

Но Медведев не ограничился черными красками. Сегодня можно найти и плюсы: стабильно работает банковский сектор, сокращается отток капитала, восстанавливается кредитная активность населения. Кроме того, он констатировал исцеление страны от «голландской болезни» — зависимости государства от одной отрасли экономики (в нашем случае — нефтегазовой). Крепнут металлурги, развивается сельское хозяйство, отчитался глава кабмина.

«Мы учимся жить в новой реальности», — констатировал он и похвалил отечественную экономику за то, что она выдерживает и низкие цены на нефть, и санкции «наших западных партнеров». Завершил выступление Дмитрий Анатольевич словами Маргарет Тэтчер: «Без экономических свобод никаких других свобод не будет». И пожелал всем удачи.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше