Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Эмилия Слабунова

«Яблоко» раздора Эмилия Слабунова стала новым лицом федеральной партийной политики

Эмилия Слабунова

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В ночь на воскресенье 20 декабря на очередном съезде партии «Яблоко» был избран новый руководитель политической организации. Им стала глава «яблочной» фракции в заксобрании Карелии Эмилия Слабунова. Весь день субботы 19 декабря было неясно, кто сменит на посту председателя Сергея Митрохина и сменит ли вообще. Долгое время казалось, что фаворитом гонки стал недавно изгнанный из парламента Псковской области Лев Шлосберг. За лихо закрученной интригой «яблочного» съезда, начавшегося в городке Московский на территории Новой Москвы, наблюдала «Лента.ру».

Дьявол в поправках

Главной интригой мероприятия, конечно, был вопрос, останется Митрохин лидером партии или нет. К очередному отчетно-перевыборному съезду второй председатель «Яблока» пришел с весомым багажом критики в свой адрес. За семь лет во главе политической организации (он был избран в 2008 году) явных успехов ему достичь не удалось, а итог участия Митрохина в выборах мэра Москвы, на которых он набрал 3,51 процента голосов, в СМИ назвали его политическими похоронами. Для сравнения: Григорий Явлинский на президентских выборах 2000 года получил 22 процента голосов москвичей.

Однако интрига о будущем Митрохина оказалась тесно увязана с другой интригой дня — поправками в устав партии. За несколько недель до съезда политический комитет «Яблока» предложил принять норму, которая бы ограничила время пребывания на посту председателя двумя сроками. Стоило делегатам поддержать эти изменения, как Митрохин автоматически лишился бы права на переизбрание. Сам он накануне съезда уверял, что для внесения поправок в устав не наберется необходимого числа голосов, и выдвинул свою кандидатуру на очередной срок.

Особую пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что предшественник Митрохина на посту председателя «Яблока» Григорий Явлинский, с одной стороны, высказывался в поддержку изменений учредительных документов, а с другой — также выдвинул свою кандидатуру, хотя принятие поправки перечеркивало и его шансы на избрание.

Перемен, мы ждем перемен

Сергей Митрохин, похоже, отдавал себе отчет в неустойчивости собственных позиций среди соратников. Трудно трактовать иначе его предложение к делегатам съезда утвердить председателя партии на один год — на время избирательной кампании в Государственную думу 2016 года. А по итогам выборов решать, кто будет возглавлять партию в дальнейшем. Сам съезд он призвал сделать «мобилизационным» накануне федеральной кампании.

Реальных достижений у «Яблока» за последние годы не так уж много: у партии нет фракции ни в Госдуме, ни в Мосгордуме, хотя всего по стране 173 муниципальных депутата, что Митрохин не преминул отметить в своем отчетном докладе. Однако упор он сделал на сравнении «Яблока» с конкурентами на демократическом фланге. «В отличие от других оппозиционных партий, отказавшихся от своих принципиальных установок и превратившихся в приводные ремни и филиалы партии власти, партии "Яблоко" удалось сохранить свое лицо», — настаивал Митрохин. По его словам, партия выступает «наиболее последовательной альтернативой» существующей власти, продвигает в российском обществе «европейские ценности, от которых власть хочет его оторвать, которые она пытается ошельмовать, дискредитировать».

За выступлением Митрохина последовал отчет Григория Явлинского о работе политического совета. Спич основателя партии вылился в заочную полемику с Митрохиным. «Россия требует перемен!» — гласила фирменная салатовая растяжка за спиной основателя партии, и Явлинский указал делегатам, что вместе с Россией требует перемен и само «Яблоко».

Только тут стало очевидно, что именно Явлинский был инициатором изменений партийного устава. До этого в околополитических кругах бытовало мнение, что поправку о двух сроках предложило питерское отделение «Яблока» — по крайней мере так, избегая деталей, формулировал положение вещей Сергей Митрохин. А раз Явлинский поддерживает смену партийного руководства и сам не претендует на лидирующую позицию, возникает естественный вопрос: кому симпатизирует сам основатель партии? Благо выбирать было из кого: помимо него и Митрохина претендентов на пост председателя было шестеро.

Напомним шорт-лист кандидатов: театральный режиссер, зампред молодежной палаты при Мосгордуме Александр Гнездилов; бывший депутат Госдумы от «Яблока» экономист Сергей Иваненко; бывший руководитель штаба по выборам Григория Явлинского на пост президента России по Петербургу Николай Рыбаков; глава фракции партии в заксобрании Карелии Эмилия Слабунова; уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов и недавно лишенный мандата депутата заксобрания Псковской области Лев Шлосберг. Сам Явлинский во время съезда отказывался делать ставки на ту или иную кандидатуру. «Есть разные точки зрения. Никакого заранее принятого решения нет», — подчеркнул он в беседе с «Лентой.ру».

Голосование было организовано предельно серьезно: с самого утра в фойе второго этажа здания, где проходил слет демократов, были установлены три КОИБа (комплекса обработки избирательных бюллетеней), ожидавшие своего часа. Час этот, скажем забегая вперед, пробил только в ночь на воскресенье.

Фактор потерянного поколения

С самого начала складывалось впечатление, что Сергею Митрохину можно прощаться с постом председателя: ему в вину ставили и невысокие показатели партии на выборах в Госдуму 2011 года, и недостаточный уровень организации политических акций, упрекали его за перекос в сторону уличных действий, пеняли на неготовность к коалиционным действиям, намекали, что он не справляется с совмещением двух постов — лидера партии и руководителя московского отделения.

Но Явлинский подошел к вопросу и с другой стороны: напомнил, что люди 30-45 лет — самая политически инертная возрастная группа в стране, которая еще больше разочаровалась в возможности эволюционных изменений после провала всех политических начинаний миллиардера Михаила Прохорова — партий «Правое дело» и «Гражданская платформа». «Их сначала купили на Прохорова, потом он их подарил сестре, а сестра отдала какому-то дяде из Киева!» — саркастически заметил Явлинский, имея в виду закончившего Киевский институт физкультуры Рифата Шайхутдинова, возглавившего «Гражданскую платформу» после изгнания Прохоровых. По мысли Явлинского, с этим «потерянным поколением» нужно заново наводить мосты, и делать это должны их ровесники, новые люди.

К тому моменту, когда делегаты закончили обсуждать изменения устава, прения шли уже одиннадцатый час. Из всех выступавших 13 одобрили многострадальную поправку, 10 — высказались против, еще двое так и не сумели сформулировать четкое отношение к проблеме. Похоже, эта статистика встревожила Явлинского, который в последний раз вышел попросить соратников поддержать правило двух сроков. Сверхтяжелая артиллерия авторитета основателя подавила колеблющихся. Со счетом 113 «за» и 20 «против» в устав партии «Яблоко» был внесен запрет занимать пост председателя более двух сроков подряд.

И тут же перед делегатами нарисовалась вторая часть мерлезонского балета: надо было определить юрисдикцию инновациии. То есть решить, распространяется ли ограничение на бывшего и нынешнего лидеров партии, — имеют ли они право принимать участие в выборах.

Бежать до конца

А покамест делегаты отправились ужинать. В кулуарах раздавались мнения, что фаворитом становится Лев Шлосберг, но выбрав его, «яблочники» станут на путь жесткой конфронтации с властью. «Его выгоняли из псковского закса не для того, чтобы он занял место в Москве!» — рассуждали в пресс-центре. Муниципальный депутат Максим Кац, весь день наблюдавший оттуда за перипетиями съезда и активно комментировавший его в Twitter, выражал надежды на избрание Шлосберга и обсуждал возможность своего участия в думской избирательной кампании.

«Партия "Яблоко" проявила волю и показала себя демократической партией. Это может носить революционный характер — в хорошем смысле слова — для российского партийного строительства. Партия очень высоко подняла планку самооценки, самокритики и самоорганизации», —прокомментировал Лев Шлосберг итоги голосования «Ленте.ру». На вопрос о том, как псковитянин оценивает свои шансы на победу, он назвал себя «спортсменом, который бежит до конца».

Сразу после перерыва делегатов поджидал сюрприз. Сергей Митрохин объявил, что сходит с дистанции. «Я принимаю решение партии. Выдвигаться, когда мне это фактически запретили делать, я не намерен и снимаю свою кандидатуру», — заявил пока еще председатель «Яблока».

«Сергей Митрохин вошел в историю русской политики. И это только начало, — прокомментировал решение своего преемника Григорий Явлинский. — Посмотрите еще, какой его ждет путь». После чего тоже взял самоотвод.

После этого «яблочники», ко всебщему облегчению, решили перенести обсуждение юрисдикции новой поправки на второй день съезда: все равно оба бывших лидера уже не претендовали на лидерство. В процессе выдвижения кандидатов в лидеры их список сократился еще на пару позиций: Шишлова выдвигать никто не стал, Иваненко и спонтанно выдвинутый помощник Явлинского Сергей Григоров взяли самоотвод. Оставшиеся кандидаты в алфавитном порядке выходили к трибуне знакомить участников съезда со своими программами. Между тем по рукам стали гулять агитационная брошюрка Льва Шлосберга и обращение к съезду мэра Петрозаводска Галины Ширшиной в поддержку Эмилии Слабуновой.

Выборы в два тура

Александр Гнездилов запомнился хорошо поставленным, артистически звонким голосом, которым он крупными мазками живописал собравшимся актуальную международную повестку и предложил вернуть институт заместителей председателя партии. Николай Рыбаков впечатлил хорошим синим костюмом и любопытными предложениями по реорганизации внутрипартийной кухни, которые он оформил в программу «500 дней», — неуклюжий, но милый реверанс в сторону основателя партии. Эмилия Слабунова запомнилась надорванным голосом и непонятными формулировками вроде «структуры матричного типа». А Лев Шлосберг — воинственным тоном, обличениями власти и обещанием привлечь под «яблочные» знамена миллионы граждан России, которые не видят среди нынешних политических сил в стране выразителей своих интересов. «Я обещаю привести партию "Яблоко" к победе на выборах депутатов Государственной думы», — завершил он свое выступление. Речь Шлосберга встретили самыми громкими аплодисментами.

И тут Григорий Явлинский снова бросил на чашу весов свой авторитет основателя партии, призвав поддержать Слабунову. «Человек, далекий от пороков региональных элит», — так охарактеризовал он политика из Карелии. И процитировал воззвание Галины Ширшиной: «Наши враги боятся и даже ненавидят ее. Но все ее уважают как личность и как человека с большой буквы». После этого некоторые не стали дожидаться итогов голосования и принялись фотографироваться со Слабуновой на фоне партийных баннеров. Шлосберг выглядел погрустневшим, но собранным. «Еще второй тур может быть, — говорил он окружившим его соратникам и журналистам. — Такого никогда еще не было. Сейчас творится история».

И оказался прав. За Слабунову отдали свои голоса 74 делегата — для победы в первом туре ей нужно было заручиться поддержкой 78 выборщиков. Второе место занял Шлосберг с 38 голосами. За Рыбакова было подано 19 бюллетеней, за Гнездилова — 12. Таким образом, во второй тур прошли Эмилия Слабунова и Лев Шлосберг.

Перед вторым туром страсти накалились до предела. Гнездилов и Рыбаков призвали своих сторонников поддержать Слабунову. А Шлосберг обратился к Григорию Явлинскому: «На мой взгляд, на таком историческом съезде вам не нужно было говорить о своей симпатии, потому что теперь это не воля съезда, а ваша воля». И попросил собравшихся во втором туре голосовать так, будто Явлинский ничего не говорил.

По итогам второго тура Эмилия Слабунова получила 91 голос, Шлосберг — 56. Победительницу тут же признали избранным председателем партии «Яблоко». На часах было без десяти минут три утра.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше