Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Братство дороги Рассказ о сообществе автомобилистов, безвозмездно помогающем маломобильным людям

Вот уже шесть лет, как в Москве реализуется государственная программа «Доступная среда», в соответствии с которой к 2020 году должны быть созданы условия для полноценного доступа людей с ограниченными возможностями ко всем объектам и услугам, предоставляемым жителям города. В рамках этой программы большинство присутственных зданий и жилых домов уже оснащены пандусами для инвалидов, для наземного транспорта закуплен подвижной состав с низкими полами и специальными подъемниками, а новые станции метро оборудованы специальными лифтами. Однако кроме городских властей помощь инвалидам в передвижении по городу оказывают и волонтеры. Об одном из таких сообществ активистов «ГУСИ — сопровождение маломобильных людей» «Лента.ру» рассказывает в продолжение спецпроекта «Страна добрых дел».

Из переписки в Facebook:
Katerina Kopitets: Волонтеры, отзовитесь, пожалуйста! Завтра к 14 часам нужно быть на занятии по скалолазанию. Кто-нибудь сможет меня отвезти с улицы Богданова д.58 на ул. Академика Анохина д. 42, корп. 2?
Inessa Gromberg: Привет, я отвезу. Скоро увидимся!

В феврале 2015 года в соцсетях стихийно возникло новое общественное движение — сопровождение людей с ограниченными возможностями. Автомобилисты-волонтеры безвозмездно подвозят инвалидов, которым трудно выбраться из дома — колясочников, слепых, людей, страдающих ДЦП.

— Одни на колясках, другие на машинах, но мы нужны друг другу, — говорят участники проекта.

По данным городских властей в Москве сейчас проживает 1 миллион 200 тысяч людей с ограниченными возможностями — инвалидов-колясочников, слабовидящих, глухих, страдающих ДЦП. Все они маломобильны и нуждаются в помощи, чтобы перемещаться по городу. Столичные власти постоянно совершенствуют общественный транспорт. Сегодня в Москве для инвалидов адаптировано 75 процентов автобусов, троллейбусов и даже трамваи оснащены низким полом и подъемниками для инвалидных колясок. Кроме того, с 2009 года в столице начала работать служба социального такси, а в 2013 года в московском метрополитене появился Центр обеспечения мобильности пассажиров, сотрудники которого бесплатно сопровождают в поездках инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детьми.

Однако на поверку оказывается, что пользоваться этими услугами инвалидам не всегда удобно. Социальные такси, например, имеют право вызывать только москвичи, к тому же на машины большая очередь, так что поездку надо заказывать не менее чем за неделю. Служба же сопровождения в метрополитене работает с 8:30 до 19:30, и если инвалиду, живущему в области, а работающему в Москве надо попасть на вокзал после трудового дня, то с дверями, турникетами и эскалаторами в метро он уже борется в одиночку.

Вдохновителем проекта «ГУСИ — сопровождение маломобильных людей» стала москвичка Наталья Гусева. Наталье сорок три, по образованию она инженер по производству тканей, сейчас работает бизнес-тренером. Около года назад в ее семье случилась несчастье — вместе с мужем она попала в автомобильную аварию. Наталья была пристегнута, муж — нет, он сломал обе ноги и несколько месяцев передвигался на костылях. А Наталья повсюду его сопровождала.

— В эти дни я узнала Москву совершенно с другой стороны, — рассказывает Гусева. — И удивилась, насколько она не приспособлена для инвалидов. Я задумалась: а как же другие? Те, кто прикован к инвалидной коляске? Или с палочкой ходит? Они что, всю жизнь вынуждены провести в четырех стенах?

Наталья решила создать в интернете пространство, в котором инвалиды и волонтеры могли бы найти друг друга. И назвала его «ГУСИ» — в шутку обыграв свою фамилию.

— До этого момента я соцсетями не пользовалась, — вспоминает Наталья. — Не умела создавать группы, не знала, как правильно писать посты. Так что первое время, модераторы мои объявления банили, то и дело, выкидывая из групп.
Тем не менее Наталье удалось зацепиться за группу поиска работы в Facebook. Идею помощи маломобильным людям она сначала подавала как дополнительный заработок, предлагая автомобилистам оплатить расходы на бензин. Но вскоре выяснилось, что многие люди, откликнувшиеся на призыв Натальи, готовы подвозить инвалидов бескорыстно. Причем помощь инвалидам стали предлагать не только владельцы машин, но и пешие люди, бравшиеся сопровождать своих подопечных в общественном транспорте.

Первым мероприятием, в котором приняли участие волонтеры группы «ГУСИ», стала доставка инвалидов на тренинги московской компании «Перспектива», специализирующейся на трудоустройстве людей с ограниченными возможностями.

— Нас было трое волонтеров, — вспоминает Наталья. — Женщина-пенсионерка, студент из Таджикистана и я. Соответственно, три подопечных: слабовидящий, больной ДЦП, который ходил с палочкой, и молодая девушка на инвалидной коляске.

Два весенних месяца, март и апрель, Наталья и ее коллеги помогали инвалидам добираться до занятий, а потом отвозили их домой. Сопровождали пешком, причем оставались с ними не только в дороге, но и на тренингах, помогая одеться, попить воды, сходить в туалет.

— Я была потрясена — в хорошем смысле слова, — делится впечатлениями от первого опыта волонтерской помощи Наталья. — Вместе с нашими подопечными тренинг посещали еще человек пятнадцать инвалидов. И все они были умными, образованными и очень сильными духом людьми. Я не переставала восхищаться ими.

Сейчас в группе «ГУСИ — сопровождение маломобильных людей» 475 участников, из них около полусотни активных волонтеров. Помощь, которую они оказывают, самая разная. Могут доставить инвалида в поликлинику или больницу, на учебу в институт, на занятия спортом или фитнесом, на всевозможные городские форумы для людей с ограниченными возможностями или просто отвезти в кино или на прогулку в парк.

А еще в середине ноября в Москву из Дзержинска, уже во второй раз, приезжала с концертами рэп-группа ДНК — музыкант Mix и вокалистка Алена, оба инвалиды-колясочники. ДНК — популярный дуэт среди людей с ограниченными возможностями, инвалиды им очень гордятся. Так вот, по Москве: с вокзала в гостиницу, из гостиницы на концерт Mix и Алену доставляли как раз волонтеры «ГУСИ».

— Днем я занят на работе, вечера и выходные посвящены семье. Но я готов встать в будни раньше обычного и подвезти того, кто в этом нуждается, — говорит Сергей Симонов, один из постоянных участников проекта «ГУСИ».
Добровольчество — жизненная позиция Сергея.

— Человека запоминают по его делам — разве не так? — поясняет Сергей. — Мой дед был председателем колхоза во Владимирской области, когда он умер, провожать его вышла вся деревня. Я хочу быть достойным его.

Юрист по образованию и директор по развитию бизнеса в одной из консалтинговых компаний, Сергей вот уже два года принимает участие как волонтер в проекте «Наш город», созданном для оперативного решения многочисленных городских проблем. Поэтому, когда прошлым летом Сергей увидел в Facebook объявление о сопровождении маломобильных людей, отозвался немедленно.

— Из всех инвалидов, ищущих в группе «ГУСИ» сопровождающего, я выбрал Кирилла Хлоповского и теперь постоянно его вожу, — рассказывает Сергей. — Кирилл произвел на меня впечатление тем, что он — спортсмен, занимается баскетболом на колясках, выступает за команду Восточного округа Москвы «Баскет-3000», участвует в соревнованиях. Ему надо регулярно ездить на тренировки, которые проходят по утрам, как раз в подходящее для меня время.

Поездки Сергея и Кирилла организованы так: несколько раз в месяц Сергей, живущий на Багратионовской, едет к 9:30 в Мытищи — за Кириллом, отвозит его в спортзал в Гольяново и к 11:00 приезжает на работу — в офис в центре Москвы. Маршрут и время удобны для поездок еще и тем, что Сергей движется в противоход автомобильных пробок, тратя на всю дорогу не более двух часов.

— В принципе, Кирилл мог бы добраться до тренировки и сам, у него большая семья и есть кому помочь, — говорит Сергей. — Но главная трудность в том, что он везет две коляски: обычную и спортивную. Спортивная коляска — не складывается. Кириллу нужна машина с большим багажником. А у меня как раз джип, в который все легко загрузить.

Надо ли говорить, что люди с ограниченными возможностями очень благодарны волонтерам за доброе отношение.
— Я был просто потрясен, когда за мной приехала девушка на «Хонде» и отвезла меня на тренинг «Путь в карьере», — рассказывает Дмитрий Лавров, инвалид с рождения. — И мне было очень приятно, что она отнеслась ко мне не как к инвалиду, а как к равному. Мы общались, и я чувствовал, что я не просто пассажир, я — попутчик. Такого простого и легкого отношения к себе я давно не встречал.

— Идея создать волонтерскую группу для помощи маломобильным людям — очень крутая, — поддерживает Дмитрия Нурсина Галиева, студентка Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Нурсина профессионально занимается спортивно-бальными танцами на колясках и даже выступала на церемонии открытия и закрытия Паралимпийских игр в Сочи. Ей ежедневно нужно ездить на тренировки. До этого года она обычно пользовалась метро, однако на эти поездки уходило слишком много времени и нервов.

— Люди просто не знают, как подступиться к инвалиду, как спустить его по лестнице, — рассказывает Нурсина. — Бывало, что помогать мне вызывались мужчины в состоянии алкогольного опьянения и едва меня не роняли. К близким же людям обратиться за помощью я не могу. Я приехала в Москву из Татарстана, родных у меня здесь нет, а друзей постоянно обременять собой тоже неловко. Поэтому эта группа «ГУСИ» — крайне нужное дело для всех инвалидов.

В настоящее время проект помощи маломобильным людям «ГУСИ» прошел первый, и самый трудный этап — становления. Наталья думает, как организовать работу дальше. В ее ближайших планах — расширить круг волонтеров за счет тех людей, у которых нет машины или времени на пешее сопровождение, но которые готовы оплатить поездку инвалида, например, на такси.

Но жизнь и сама подсказывает неожиданные решения. 17 ноября на стене группы появился вот такой пост: «Viktor Schastliviy: Друзья! Необходима волонтёрская помощь! Нужно 19 ноября в семь утра встретить девушку с ребенком и вещами на Ленинградском вокзале и проводить их на Казанский вокзал...» Активисты «ГУСИ» сначала удивились, но потом поддержали!

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше