Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Александр Клевицкий

«Часы-то нашлись, но осадок остался» Композитор Александр Клевицкий о скандале вокруг РАО

Александр Клевицкий

Фото: Наталья Логинова / Russian Look

Российское авторское общество (РАО) оказалось под прицелом критики. СМИ сообщили, что работа общества свернута, счета заблокированы, а правоохранительные органы ведут расследование его деятельности. Руководство РАО все это решительно опровергает. О том, что же на самом деле происходит, «Лента.ру» попросила рассказать вице-президента Авторского совета РАО Александра Клевицкого — известного композитора, заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя и главного дирижера Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева.

«Лента.ру»: Александр Леонидович, то, что происходит вокруг РАО — настоящий скандал. Говорят, что деятельность организации приостановлена, банковские счета заморожены… Как вы можете прокомментировать эти сообщения?

Александр Клевицкий: Мне это напомнило известный анекдот про пропажу золотых часов — часы-то потом, конечно, нашлись, но осадок остался. Специально был сделан такой вброс. Российское авторское общество как работало, так и работает. Не далее как вчера я лично как автор получил рапортичку с отчетом о полученных роялти — авторских вознаграждениях. РАО спокойно функционирует, выплачивает деньги, но кому-то, видимо, был выгоден этот вброс, поэтому его и сделали.

Игорь Матвиенко, на заявление которого о происходящем в РАО активно ссылались СМИ, входит в Авторский совет. Он присутствовал на заседаниях, был в курсе работы РАО?

Я очень давно в этом обществе. Я был еще членом ВААП с конца 70-х, на моих глазах ВААП превратился в РАО. Много лет я являюсь членом Авторского совета и за все это время видел Игоря на заседаниях считанные разы. За много-много лет, понимаете? Видимо, кто-то вступил в конкурентную борьбу. А как еще это можно объяснить?

Вчера, уже после официального опровержения, сделанного руководством РАО, опубликовали интервью с Юрием Антоновым. Он ведь вице-президент Авторского совета, должен был видеть все цифры и документы?

Со стороны Юрия Михайловича Антонова это было весьма странное, на мой взгляд, высказывание, потому что на каждом заседании Авторского совета, подчеркиваю — на каждом, руководство РАО отчитывается перед советом. Нам выдают огромнейшие таблицы с данными о доходах, расходах, потраченных деньгах, объяснениями. Мы все эти цифры видим. Конечно, не все музыканты в этом хорошо разбираются, но, как правило, всегда присутствует и кто-то из финансистов, на уровне замгендиректора. Они объясняют каждую копеечку, заработанную, израсходованную на нужды Общества, зарплату, техническое оснащение. Более того, РАО ежегодно публикует бюллетень со своими достижениями за год, где не только члены Авторского совета, но и вообще все заинтересованные и даже незаинтересованные лица могут посмотреть, что РАО удалось сделать за год.

Заявление Юрия Антонова настолько неожиданно, что, например, первый заместитель председателя Совета директоров РАО Вера Федотова даже не поверила в то, что он так сказал. Мы буквально вчера обсуждали с ней сложившуюся ситуацию. «С Юрием Михайловичем у нас давняя дружба. На каждом авторском совете мы раздаем плановые сметы, фактическую отчетность о деятельности общества, всегда обсуждаем эти документы и затем все решения подписываем. Мы работаем в цивилизованных рамках, откуда взялись эти сомнения и подозрения, я просто не понимаю. Как будто это не Юрий Антонов говорил», — сказала она мне.

Что на самом деле происходит в РАО сегодня?

Я могу сказать, что у Авторского общества за последние годы очень большие достижения. Когда молодая команда во главе с Сергеем Федотовым только пришла к нам, РАО собирало всего несколько десятков миллионов рублей. Сегодня это миллиарды. Пока было мало денег, РАО никому не было интересно, но как только Федотов превратил общество в серьезную организацию, собирающую для авторов миллиарды… Естественно, теперь это такой лакомый кусочек. Вот такие у меня, к сожалению, печальные думы.

Всех нас смутили пасквили, заказные статьи в прессе, направленные против Сергея Федотова. Почему-то считают, что Федотов просто увел деньги у авторов, но это полная чушь. Он молодой успешный человек, у него свой бизнес. Когда он пришел в РАО, он уже был далеко не бедный. Никто не хочет понять, что деньги, которые РАО собирает, — это авторские деньги, никто на них не имеет права покушаться. Я уверен, что Федотов это прекрасно понимает. Так что публикации, о которых мы говорим, — это просто какие-то рейдерские заказы, к сожалению.

Как относятся к происходящему руководители РАО?

Что может чувствовать человек, когда на его ребенка кто-то нападает? Для руководства РАО — это любимый ребенок. Много лет понадобилось, чтобы организация стала успешной. И вдруг, на пустом месте, когда ничто не предвещало… Здесь можно провести аналогию со всей Россией. Пока Россия была под кем-то в политике — она всем была мила и хороша. Но как только Россия превратилась в мощную державу, повысился уровень жизни — это кому-то в мире пришлось очень не по вкусу. Вот то же самое, но в меньших масштабах, происходит с РАО. Общество добилось успеха, значит, его надо прибрать к рукам.

Как музыкант, дирижер с мировым именем, вы довольны деятельностью общества?

Я могу сказать, что РАО замечательно справляется со своими функциями. Тут два основных направления. Первое — собирать авторские отчисления и распределять их среди авторов. Второе — помогать в защите авторских прав, то есть представлять нас в судах и так далее. Ведь бывает, что авторов обижают. РАО не отказало на моем веку практически ни одному автору. Общество всегда живо откликалось, когда например, не дай Бог, у кого-то было плохо со здоровьем. Ведь у нас много уже достаточно пожилых авторов, так вот, РАО никогда не отказывало ни в медицинской помощи, ни в оплате операций.

Авторское общество всегда помогает музыкальным фестивалям. Вот «Московская осень» и «Санкт-Петербургская весна», например, где исполняется огромное количество новых произведений, созданных нашими авторами. Два известнейших международных фестиваля в двух столицах проходят при поддержке РАО, то есть поддерживается отечественная музыкальная культура.

Многим именитым авторам общество помогает в проведении творческих вечеров. Тому же Юрию Антонову. Я бы хотел пожелать руководителям РАО в этой непростой ситуации выстоять и доказать свою правоту на благо всех музыкантов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше