Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Евгений Федоров

«Приближаются новые девяностые» Евгений Федоров из Tequilajazz о возрастных кризисах и ответственности за эпоху

Евгений Федоров

Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»

19 ноября в Москве и 21 ноября в Петербурге состоятся концерты, посвященные юбилею Евгения Федорова — знаковой фигуры российской альтернативной музыки. За один вечер можно будет услышать три группы Федорова — Tequilajazzz, Zorge и Optymistica Orchestra. Накануне концертов «Лента.ру» побеседовала с музыкантом о возрастных кризисах, 1990-х и пользе путешествий в дальние страны.

Во-первых, объясните, пожалуйста, для непосвященных, почему концерты называются «150 планетарных колец»?

Евгений Федоров: Здесь никакой загадки нет. Всем отцам-основателям группы Tequilajazzz — мне, Александру Воронову, Косте Федорову — в этом году исполнилось по 50 лет. Отсюда 150 лет на троих — довольно симпатичная цифра. Тем более что она хорошо срифмовалась с нашим альбомом «150 миллиардов шагов».

Вы вообще этим цифрам какое-то значение придаете? Или 50 лет — ну и 50 лет?

Я бы наверное даже и не вспомнил о том, что это юбилей. Мой внутренний возраст, по собственным ощущениям, — 36-37 лет. Я исхожу из того опыта, что у меня есть, дури в голове, проблем, которые я не только не решил, но и запутал. В общем, пока я не чувствую себя мудрым человеком. Это же не так, что ты жил себе до какого-то дня, а потом — бац! — пятьдесят лет, и все вокруг поменялось.

Я вот переживал очень из-за тридцатилетия — мне казалось, что это какой-то переход в новое качество. А у вас такие моменты были?

Безусловно были, неоднократно. Они зафиксированы в пластинках Tequilajazzz — у нас же была большая пауза из-за моего кризиса среднего возраста, настоящего, тяжелого и всепоглощающего. Но это все в далеком прошлом, со времени выхода альбома «Журнал живого».

Как вы с этим кризисом боролись?

Никак. Просто уезжал в Непал, Тибет и так далее. Я понимаю, что это звучит банально — но тем не менее. Я просто исчезал из публичного пространства, и со мной начинали происходить какие-то вещи, которые выливались в песни, альбомы.

Кому принадлежит идея сделать концерт сразу трех ваших групп: Tequilajazzz, Zorge, Optymistica Orchestra?

Одному промоутеру, который впоследствии «сошел с дистанции» — честно скажу, сам бы я до этого никогда не додумался.

Организовать такой концерт, наверное, очень сложно?

Сложно, но не сложнее, чем собрать музыкантов Optymistica Orchestra, которые играют по разным коллективам: «Сплин», Spitfire, Markscheider Kunst.

Optimystica Orchestra «Маленькая Хонда»

Как, кстати, складываются дела у Optymistica Orchestra? В начале года вы говорили, что собираетесь осенью выпустить новый альбом.

Мы его практически закончили — но отложили выпуск на весну. Более того, мы снимаем большой фильм-концерт в музее «Эрарта» — правда, пока непонятно, каков будет его хронометраж и как мы представим его. Но мы решили, что к осени не успеваем, и отложим выпуск альбома и фильма на март-апрель. Кстати, мы собираем деньги на Planeta.ru, и каждый желающий может эту нашу затею поддержать.

Хотите вы того или нет, Tequilajazzz — группа из девяностых. Десятилетия, интерес к которому со временем только возрастает: вновь собираются и оказываются востребованными рок-группы того времени, устраиваются флешмобы с фотографиями из 1990-х. Вы с чем это связываете?

Я, кстати, фотки не выкладывал. Мне кажется, что приближаются новые девяностые. Что-то такое произойдет, и это десятилетие вернется вновь — надеюсь, без братков и прочего ужаса. Дело в чем: в 90-е мы чувствовали себя абсолютно ненужными. Необязательно музыканты — филологи, учителя, профессура. Все мои интеллигентные собутыльники так или иначе оказались на обочине. И сейчас они тоже чувствуют себя в подвешенном состоянии. Только раньше это было связано с тем, что у людей просто не было денег, а теперь весь этот класс, издевательски называемый креаклами, вытесняют как чуждый идеологически. Но у всех нас есть что спеть и сказать.

А как вы объясняете такой интерес к 1990-м у 20-летних — зачем им сейчас ходить на питерскую группу «Машнинбэнд», например?

Возможно, закончилось время легкомысленного мимимишного искусства, и пришло время лозунга, плаката… (пауза). Не знаю, сложный вопрос.

Вам самому жить интереснее было тогда или сейчас?

Мне все равно — я практически никогда не вспоминаю прошлое. Заставляю себя не вспоминать его. Было — и прошло.

А зачем тогда вновь проводить концерты Tequilajazzz?

Нам просто нравится играть. Нравятся песни — они живут своей жизнью, но хотят из нас вырваться еще раз. Перед нами не стоит никаких глобальных задач — мы ничего не декларируем. Удивительно только вот что: эти песни были написаны в фантазийном ключе, мы писали о войне, геополитике, ничего конкретного не имея в виду. А сейчас мы видим, что все это было неспроста, что мы очень многое предугадали. Поскольку мы чувствуем себя в ответе за то, что мы эту ситуацию раскачали, нам кажется важным все это завершить.

Tequilajazz «Авиация и артиллерия»

Вы говорили, что концерты Tequilajazzz будут редким развлечением, но собираетесь достаточно регулярно. Нет мыслей воссоздать группу, записать новый альбом?

Нет, нам просто нравится играть старые песни — они всякий раз звучат по-новому. Мы встречаемся с Дусером (барабанщик Александр Воронов — прим. «Ленты.ру») и говорим: «Вот это да! Мы же никогда не думали, что вещи, о которых мы писали в песнях, начнут сбываться». Мы воображали себя героями комиксов в придуманном мире — а теперь Захар Прилепин пишет об этих вещах как о сложившейся данности.

Помимо трех групп, вы продолжаете писать музыку к сериалам.

Я пишу музыку к «Тайнам следствия» — и делаю это уже 15 лет. Это абсолютно нестыдный продукт, очень хорошая режиссерская работа — к сожалению, ее мало кто замечает, поскольку сделано все на столь хорошем уровне, что простому глазу это незаметно. Самое главное — я добился в телевидении полной свободы, меня никто не ограничивает. Какую музыку хочу — такую и пишу.

Надо бы ее, наверное, издать. Вероятно, немногие ваши поклонники смотрят сериал.

Мы думаем об этом. Потому что музыки накопилось очень много, и мне бы очень хотелось, чтобы ее услышали. В фильме она часто пропадает за титрами, диалогами. Столько было потрачено энергии, сил, времени. Хочется сказать режиссеру: «Сделайте погромче!» Но условия жанра диктуют свое.

Телевизор с этой работой не стали чаще смотреть?

Я иногда шучу, что смотрю телевизор за деньги. Дома у меня его нет, я смотрю несколько зарубежных сериалов: «Во все тяжкие», «Игра престолов» — как и все. Хотя я уверен, что и у нас что-то интересное снимают. Просто о наших сериалах разговаривают пренебрежительно, через губу.

Zorge «Тайна»

Раньше вы практиковали зимовки в разных далеких странах. В этом году отправитесь когда-нибудь?

На самом деле давно не практиковал, потому что ребенок был маленький. Я вообще предпочитаю называть это творческой командировкой, потому что именно после этих длительных отъездов появляются песни Tequilajazzz, Zorge или Optymistica Orchestra. Я всегда беру с собой микростудию — так что хоть в непальской деревне, хоть в индийском мегаполисе могу что-то записать. В этом году я тоже отправлюсь в путешествие, но куда именно, пока не скажу. Боюсь сглазить.

Вы как-то структурируете свое время, строите планы на длинный срок?

Планы я зарекся строить, потому что всегда вторгаются какие-то силы небесной красоты. Так что планов нет. Вообще. Никаких. Разве что дать интервью, сыграть концерты, собрать вещи и уехать. Стать обычным, никому не известным человеком на регистрации авиабилета. С чем я вернусь, пока не знаю, но то, что вернусь, полный сил и идей, — это сто процентов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15