Культура
08:55, 17 ноября 2015

«Кому нужна музыка, которая пишется в стол?» Художественный руководитель фестиваля VivaCello — о перспективах виолончели

Борис Андрианов
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В Концертном зале имени Чайковского 18 ноября открывается международный виолончельный фестиваль VivaCello. Его художественный руководитель — Борис Андрианов, один из лучших российских виолончелистов своего поколения. Среди участников — виолончелисты Кристина Блаумане, Иван Монигетти, скрипачи Никита Борисоглебский, Алена Баева, пианист Яков Кацнельсон и многие другие. О программе форума Борис Андрианов рассказал музыкальному обозревателю Илье Овчинникову.

«Лента.ру»: Как происходит выбор участников и сочинений для каждого фестиваля? Много ли времени занимает cоставление программ и переговоры с исполнителями?

Борис Андрианов: В идеале, надо бы начинать готовить фестиваль за два-три года, как это происходит во всем мире. Чтобы иметь возможность пригласить всех, кого хочется. Но, как правило, мы беремся за новый фестиваль только по окончании предыдущего. К этому моменту у кого-то из наших коллег следующий ноябрь всегда уже занят. Что касается выбора исполнителей, то у меня много друзей, которых я всегда могу попросить приехать. Приглашение не передается через какого-либо агента, я делаю это лично. Обычно это те, с кем хочется общаться, те, с кем я играл в ансамбле, замечательные инструменталисты. Для меня встреча с ними — счастье и человеческое, и профессиональное. Мы всегда стараемся сочетать традиционные программы с новаторскими, и один концерт фестиваля проходит в экспериментальном формате.

Вероятно, речь о концерте Штефана Брауна 20 ноября в «Мультимедиа Арт Музее»?

Совершенно верно. Он играет на виолончели, но нетрадиционным способом. Это трудно описать словами. Он и импровизатор, и композитор одновременно… Представьте себе: сидит человек абсолютно один и в течение полутора-двух часов творит на виолончели чудеса. Невозможно оторваться. Я и сам не чужд импровизации, но для меня это нечто запредельное! У нас огромное желание донести музыку до слушателя и немного изменить ситуацию с программами концертов в России, опираясь на опыт игры на фестивалях в разных странах, где неизменно видишь, какая там богатая музыкальная жизнь.

В программах прошлых лет экспериментальный формат был еще более заметен: например, твои совместные выступления с «Терем-квартетом» или Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема, или когда самые что ни есть классические сочинения звучали в сопровождении видеоинсталляций. Чем обогащают программу фестиваля такие скрещения жанров?

Поскольку наша задача — привлечь внимание публики к виолончели, хочется показать ее в разных контекстах, чтобы были видны и слышны возможности инструмента. Делать одни только симфонические и камерные концерты было бы скучно. В мире много музыкантов, экспериментирующих с нашим инструментом очень искусно, новаторски, которые впервые придумывают для него то, чего больше никто никогда не делал. Тот же Джованни Соллима, не раз приезжавший на наш фестиваль: это всегда сенсация, это всегда свежее дыхание, это всегда ни на что не похожая музыка. Не зря его называют «Джими Хендриксом виолончели». И концерт Штефана Брауна на нынешнем фестивале в чем-то даже более экстремальный эксперимент, чем прошлогодний концерт с видеоинсталляцией. У нас на фестивале в качестве диджея выступал и композитор Габриэль Прокофьев с мультимедийным проектом Nonclassical. Это было очень интересно, красиво, талантливо. Все, что связано с виолончелью, нашему фестивалю подходит, в любом виде.

На фестивале каждый год звучат российские и даже мировые премьеры. Что для этого необходимо: личный контакт с композиторами, поддержка меценатов, желание представить новое сочинение первым?

Самым важным событием фестиваля остается премьерное исполнение произведений. Конечно, важную роль играют мои контакты с композиторами. У нас есть очень удачный опыт прошлогоднего фестиваля, для которого написана пьеса Павла Карманова Musica con Cello для виолончели, камерного оркестра и фонограммы. Я с самыми разными оркестрами ее играю, она всегда имеет огромный успех. Действительно, наша главная миссия — премьерные сочинения, написанные специально для VivaCello. И нынешний год не исключение: Александр Розенблат написал для нас в своем фирменном стиле Jazz Rockoco Variations — очередную фантазию на известную тему. В данном случае его внимание привлекла музыкальная тема, которая легла в основу «Вариаций на тему рококо» Чайковского, только теперь ее продолжают уже новые вариации в стилях танго, буги-вуги и других. Все это сделано очень искусно, сам автор будет дирижировать оркестром «Виртуозы Москвы». Мне кажется, Jazz Rockoco Variations просто обречены на успех! Мы ее уже репетируем, это очень эффектная пьеса. Надеюсь, все сочинения, написанные для нашего фестиваля, будут иметь долгую творческую судьбу.

Как возникла идея сделать программу концертов для скрипки и виолончели с оркестром, которая откроет фестиваль?

Я всегда стараюсь искать интересную форму концертной программы, чтобы это не было просто чередой более или менее популярных сочинений. Классических концертов для скрипки и виолончели не так много, а составлять программу только из современных произведений — рискованно. Так возникла идея программы из сочинений разных эпох, которые не так часто звучат, будь то Вивальди или Сен-Санс. Ну а «Двойной концерт» Брамса мы намеренно не играем — он звучит много раз в сезон во всех залах. Поиски интересной программы, мне кажется, удались, у нас даже вначале получалось так, что имена и фамилии всех солистов начинались на А или Б. Но потом одни музыканты не смогли участвовать, появились другие, иначе было бы очень красиво. В программе, помимо сочинений Сен-Санса и Вивальди, прозвучат Канчели и Шнитке, чей «Виолончельный концерт» я сыграл на фестивале год назад.

На что еще следует обратить внимание в афише фестиваля?

22 ноября — концерт в Третьяковской галерее с более или менее традиционной программой: Бетховен, Брамс, Шуман. А 24 ноября в Малом зале консерватории наконец-то исполнится моя мечта: наряду с сочинениями Грига и Бетховена, мы сыграем «Октет для струнных» Джордже Энеску. Мне удалось собрать отличную команду для этого сочинения, энергетический заряд вечера будет очень сильный. Сочинение красивое, эффектное, потрясающая музыка и, как ни странно, редко исполняемая.

А появились за последние годы сочинения для виолончели, которые по важности можно было бы сравнить с концертами Шостаковича, Прокофьева, Лютославского, Бриттена? Можно ли их ждать сегодня?

Я бы начал с того, что пишет Джованни Соллима. У него есть прекрасный двойной концерт Antidotum Tarantulae XXI для двух виолончелей с оркестром, который мы очень хотим сыграть все вместе и обязательно сыграем. Для виолончели все время что-то пишется — может быть, даже больше, чем требуется! Я еще не добрался до сочинения Александра Кнайфеля «Восьмая глава» для четырех хоров и виолончели — надеюсь со временем его исполнить. Габриэль Прокофьев написал крупный виолончельный концерт, его играл Александр Ивашкин. Новой музыки пишется много, надо, чтобы ее играли: кому нужна музыка, которая пишется в стол? Поэтому современной музыке необходимо больше внимания, чтобы звучало больше премьер, чтобы больше исполнителей хотели ее играть. Есть прекрасные композиторы, например, Алексей Курбатов: у него много виолончельной музыки, и он для нее находит исполнителей. Главное — соединить музыку с исполнителями и организаторами концертов. А у нас все еще боятся ставить в программу новые сочинения, вдруг публика не придет? И дальше концертного зала Дома композиторов эта музыка не уходит, к сожалению. Новая музыка должна звучать, только тогда она найдет своего слушателя. И это еще одна задача VivaCello.

< Назад в рубрику