Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Юрий Мамлеев

Тяга к запредельности Юрий Мамлеев о параллельных мирах, внутренней тьме и познании Абсолюта

Юрий Мамлеев

Фото: Сергей Соболев / Фотобанк Лори

Умер писатель и философ Юрий Мамлеев. Ему как мало кому подходила формула «парадоксов друг». В нем, кажется, все вступало в противоречие со всем. Он был интеллигентным и вежливым в беседе человеком, любил рассуждать о важности веры в Бога — при этом написал один из самых страшных романов ХХ века «Шатуны». Такой жуткий, что ему даже не нашлось определения. Пришлось придумать странное: «метафизический реализм». В середине 1970-х он уехал в эмиграцию и именно там (важное видится издалека) начал разрабатывать философскую доктрину «Вечной России» — но был одним из первых, кто вернулся. Юрий Мамлеев подчеркивал, что его концепция — вовсе не смесь православия с социализмом, она не имеет ничего общего с патриотизмом и уж тем более национализмом. И даже написал ее популярное изложение в романе «Русские походы в тонкий мир». Но нет сомнений, что многим захочется истолковать идеи философа в том ключе, который ему бы не понравился. «Лента.ру» собрала цитаты из интервью Юрия Мамлеева, проясняющие его художественные и философские идеи.

***

«Это реальная история про женщину, у которой действительно мальчик ножницами испортил ковер. Какой-то дорогой. И она в ярости стала бить его ножницами, в месиво. Потом она пришла в ужас, утащила к врачам. А врачи говорят, что у него уже все косточки переломаны, уже ничего не сделаешь. Только рубить. Ну, отрубили ему руки. И она пришла домой и повесилась».

«"Христос воскрес" — этот случай нам рассказал священник. Была Пасха. Бандюк пришел и порубил отца и мать, а маленький был в другой комнате, он ничего не знал, ничего не понял. И когда он вышел, он еще не видел этот ужас, говорит дяденьке: "Христос воскрес". И убийцу это поразило».

«Мой отец и некоторые родственники были психиатрами. Я прекрасно знал психиатрию, интересовался пограничными, психопатическими состояниями человека и использовал их. Как Достоевский использовал криминал и убийство для объяснения состояний человеческой души».

«Мои произведения часто не полностью открыты для меня самого. Это как состояние созерцания при медитации. При первых опытах было довольно трудно войти в это состояние, но когда я входил в него, сразу менялся язык».

«Когда я после читал свои произведения, я порой сам ужасался, особенно когда работал над "Шатунами". Я сам не верил, что это написал, потому что был в другом состоянии. Когда я из него выходил, то просто приходил в ужас. Потом это состояние стало более привычно».

«Сторона нечистой силы меня мало интересовала. Меня интересовали прежде всего Бог и человек. Но сдвиги, которые там описываются, — это сдвиги, когда человек хочет выйти за свои пределы, и то, что лежит за пределами человеческого разума. На этом основаны "Шатуны", там описаны фантастические души, поскольку они хотят выйти за пределы возможного».

«Однажды два человека сказали мне, что роман "Шатуны" спас их от самоубийства. Сквозь кромешную тьму прорывается свет. Он — в подтексте. Получилось так, что даже в "Шатунах", самом страшном моем произведении, нет смерти, но есть бессмертие. И многие замечали это. Многие говорили мне, что реальность при всех ее страшных сторонах настолько фантастична, что все-таки хочется жить: ведь всегда интересно, что будет потом».

«Не познав природу своего темного, можно и темноту принять за свет. Человеку надо познать самого себя».

***

«Наша цивилизация основана на лжи о человеке. Якобы человек — лишь рациональная обезьяна, и никакого будущего после смерти у него нет. Это материалистическая цивилизация, в которой важны нажива, социальный дарвинизм и пропаганда животного происхождения человека. Все это мировоззрение рухнет как карточный домик в ближайшие 100-200 лет».

«Человек создан по образу и подобию Божьему, значит, внутри него есть Бог. Но он находится в потенциальном состоянии. Крещение — это мистический акт, который дает дорогу света при жизни».

«Я рос в советской семье. Родители, хоть и были крещеные, боялись говорить о Боге в 30-е годы, но я с самого детства осознавал, что есть Бог. Главной причиной моего отвращения к коммунистическому строю был именно атеизм. И когда я стал юношей, я пришел к вере в Бога».

«В религии открывается далеко не все, то есть только то, что необходимо человеку для спасения. А познание невидимой Вселенной, познание Абсолюта — это уже другое. Бог дал свободу, и человеческий разум может участвовать в процессе познания».

«Существуют так называемые параллельные миры — кто в это не верит, пожалуйста. Но доказательства этому есть, люди всегда в это верили и знали это из опыта — контакт с этими мирами был. И материализм, который пытался это отвергнуть, потерпел полное крушение».

«До конца света еще очень далеко. Многие пророчества еще не исполнились, не выявлены все силы добра и зла. Но то, что цивилизация голого чистогана, золотого тельца, любая чисто материалистическая цивилизация агонизирует, — для меня несомненно».

***

«Существуют национальные государства, которые весьма различны по менталитету, духу, религии. Есть такое немецкое философское положение — каждый народ представляет собой мысль Бога о человеке. Как отдельные индивидуумы неповторимы, так и народы — исключительны, неповторимы и представляют собой какую-то глобальную мысль. Эту глобальную мысль народ вырабатывает сам...»

«Еще Бердяев сказал, что русская душа парадоксальна. И действительно, у нас очень сильная тяга к запредельности. И хаос присутствует. Тут такое сочетание, что при тяге к хаосу абсолютно необходим порядок, иначе распад».

«Наши отцы погибли в ГУЛАГе, Машин (жена Юрия Мамлеева — прим. «Ленты.ру») и мой, они были профессорами и погибли в ГУЛАГе».

«(В эмиграции — прим. «Ленты.ру») меня обуяла такая невиданная тоска по России. И не только меня — многих. И тогда я задумался о причинах этого даже не чувства, а явления, которым всегда отличалась русская эмиграция. Начал перечитывать русскую классику — до Серебряного века. Именно в ней, мне казалось, изложены таинственные начала, которые могут объяснить мою тоску. И мне открылось то, что в самом существовании России заключена какая-то великая тайна, что она к чему-то предназначена. Я использовал философские методы изучения этого, опирался на русскую культуру и на мой опыт жизни в России. Так родилась "Россия вечная"...»

«Русским я называю того, кто любит Россию, кто живет в ее языке и культуре».

«Моя философия "России вечной" НЕ является, во-первых, национализмом. Потому что национализм часто основан на вражде к другим народам. Вообще современный национализм родился во время Французской революции, как известно... Во-вторых, она НЕ является патриотизмом, потому что "патриотизм" — слишком узкое, банальное, затасканное слово. Она несоизмеримо шире. И в-третьих, она НЕ является религией. Она является русской идеей как мировоззрением. Одним из ее учителей является Бердяев».

«Я жажду восстановления единства всей великой русской культуры. Россия — это самостоятельная цивилизация. Поэтому мы интересны всем и чужды всем. Противоречия есть между всеми цивилизациями мира, но есть разница между западной духовностью и русской духовностью. Есть между нами и некая тайна».

«Есть в России такая великая формула: Бог, царь, Отечество. Она поддерживается столетиями, но сейчас эта формула не может работать. Царя у нас нет, ситуация совсем другая. Однако Бог и Родина остались. И вот это — фундамент, но между ними есть еще одна вещь — это личность человека».

***

«Реализм предполагает изображение действительности. Но! "Реальность" — это такое широкое понятийное поле! Одно дело натуральный реализм, в котором выражается буквально все, — "сидим, едим, разговариваем" и т.д. А "метафизический реализм" предполагает соединение реализма не с фантастикой, а с наличием метафизических знаний или с прозрением, с визионерством».

«Были проведены исследования, которые совершенно ясно доказывали существование потустороннего мира. Ученые уловили голоса умерших. Они были зафиксированы не на слух, а на приборах».

«Я не очень пристально изучал личность Сталина, но знаю, что в разговорах с де Голлем он, например, часто употреблял слово "смерть", касаясь жизни, человеческого существования. Он понимал, что смерть все земное уничтожает, что главный победитель — смерть. То есть Сталин, по крайней мере, относился к этому явлению серьезно. А с этого и начинаются религиозные переживания. Представить Хрущева, задумывающегося о жизни и смерти, невозможно».

При подготовке материала использованы тексты следующих изданий: «Российская газета», «Известия», Colta.ru, «Московский комсомолец», независимый альманах «Лебедь», веб-журнал «Перемены».

Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше