Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Гибель «Иволги» Из-за чего в Одессе затонул пассажирский катер с рыбаками

Фото: Сергей Поляков / AP

Траурные выходные на Украине: вечером 17 октября у курортного поселка Затока в Одесской области перевернулся и затонул пассажирский катер с рыбаками; в результате этой трагедии минимум 14 человек погибли. Как получилось, что в самом «продвинутом» и динамично развивающемся (по мнению властей) регионе Украины произошел столь вопиющий случай, и почему было нарушено все, что только можно нарушить, разбирается «Лента.ру».

Трагедия, день первый

Первым о крушении катера заявил через социальные сети губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Выступив в своем типичном стиле, чиновник информировал о «нескольких погибших», больше сосредоточившись на фиксации того факта, что он прерывает свой рабочий визит во Львов и направляется на место происшествия. Далее к ситуации подключилось правительство Украины, и в частности, профильное министерство инфраструктуры.

Первое официальное сообщение содержало следующую информацию: днем 17 октября прогулочное судно «Иволга» вышло с частной базы для прогулки в акватории Черного моря в районе Белгород-Днестровского, на борту находились 36 человек при номинальной вместимости 12 (плюс три члена экипажа). При возвращении на базу примерно в 16:00 судно перевернулось, найдены 12 утонувших.

Позже Одесская облгосадминистрация, правда, уже в лице не Саакашвили, а его заместителя Владимира Жмака, уточнила, что катер вышел в море на ловлю бычков рано утром, на борту было 33 пассажира и три члена экипажа, а в 15:30, при возвращении по фарватеру в направлении Днестровского лимана, на расстоянии примерно километра от берега судно перевернулось.

В первые часы стало известно также, что из 36 человек, находившихся на борту, 23 удалось спасти, из них 18 отправили в больницу Белгород-Днестровского, а пятеро от госпитализации отказались.

Конкретизируются первые версии трагедии: шторм, перегруз судна, отсутствие спасательных жилетов.

Далее наступает период бюрократических решений: премьер-министр Украины Арсений Яценюк распорядился создать для расследования трагедии специальную комиссию, которую возглавил вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. В Одесской ОГА оперативно объявляют день траура, а в милиции — об открытии уголовного производства по признакам уголовного преступления, предусмотренного статьей 276 («Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта») Уголовного кодекса Украины, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

Согласно официальной характеристике, потерпевшая крушение «Иволга» — бывший водолазный катер проекта РН-376У «Ярославец», длина судна — 21 метр, ширина — 3,98 метра, максимальная скорость — 10,4 узла, мощность двигателя — 150 лошадиных сил. Как отмечают СМИ, один такой катер до сих пор находится на вооружении Военно-морских сил Украины, хотя специалисты говорят, что катера этого проекта предпочтительнее использовать в речном судоходстве, поскольку их устойчивость недостаточна для моря, а в шторм на них лучше вообще не выходить.

У «Иволги» есть свой сайт, из которого можно узнать, например, расценки на морскую рыбалку: фрахт судна в будние дни для компании до 20 человек — 7000 гривен (чуть более 20 тысяч российских рублей), фрахт судна в выходные дни для компании до 20 человек — стоимость 7500 гривен (22 тысячи российских рублей), стоимость одного билета — 350 гривен (одна тысяча рублей). Рекламируются камбуз, гальюн (большими буквами) и мангал на борту. При официальной вместимости судна 12 пассажиров официальный сайт приглашает группы в 20-25 человек.

В ночь на 18 октября в одесских СМИ также появляются первые подробности трагедии: на борту действительно были исключительно любители рыбной ловли; действительно целый день штормило; капитан спасся, уцепившись за табуретку (как позже уточнил Саакашвили, на момент задержания силовиками он «валялся пьяным в стельку»); остальные спаслись в основном благодаря надувному плоту, рассчитанному на 14 человек.

Трагедия, день второй

Утром 18 октября украинская госслужба по чрезвычайным ситуациям публикует вроде бы окончательные данные трагедии: спасены 22 человека, 14 погибли. Однако ближе к вечеру появляется новая информация — в ходе следственных действий (то есть допроса капитана) правоохранители установили, что на борту находились более 40 человек. Точное число обещают назвать позже, и восемь пассажиров теперь числятся пропавшими без вести.

Примечательно, что среди погибших есть достаточно известные в Одессе люди — например, бывший главврач одной из детских поликлиник города. Предварительный список погибших уже доступен, в основном это мужчины достаточно зрелого возраста, но понятно, что информация еще будет меняться. Новые данные о жертвах, видимо, появятся после подъема катера. Владелец судна до сих пор не подал заявку на его спасение (его имя пока не называется, известно однако, что он скрывается), но правительство поручило провести работы по поднятию затонувшего судна в кратчайшие сроки.

В милиции, кстати, опровергли заявление Саакашвили о «пьяном в стельку капитане» — согласно официальной информации силовиков, «по предварительным данным, явных признаков алкогольного опьянения у капитана судна на момент задержания не выявлено». Губернатор от ответных комментариев воздержался и сделал вид, что ничего подобного не говорил.

Зато стало все более или менее ясно с причинами аварии: было нарушено все, что только можно нарушить — все возможные инструкции и требования. Конкретные обвинения днем 18 октября выдвинул глава правительственной комиссии по расследованию причин трагедии — вице-премьер-министр Зубко: «Первое — было превышено количество лиц, которое может перевозить плавсредство данного типа. (...) Нарушая процедуру, судно вышло в море перегруженным, не со своего причала, без проведения предварительного осмотра, без записи в дежурном журнале. (...) Единственное, что было сделано, — извещена Государственная пограничная служба о выходе в море, остальные обязательные инструкции были нарушены».

Тем временем СМИ публикуют рассказы выживших после катастрофы, которые подтверждают, что главной причиной все же послужила сильная волна, боковой удар. При этом шторм не дал возможности пострадавшим удержаться на перевернутом корпусе судна.

И пока внимание всей Украины было приковано к событиям в Одесской области, еще одна «водная» трагедия, правда, не такого масштаба, произошла под Киевом. Здесь на буксирном теплоходе, пришвартованном на Днепре, во время перекачки топлива в емкость объемом 150-200 литров с помощью насоса, который не был для этих целей предназначен, произошла вспышка газовоздушной смеси без последующего горения. Человек, который осуществлял эту операцию, погиб на месте (позже его тело подняли со дна реки).

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше