Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вячеслав Николаев

«Снижение тарифов должно быть экономически обоснованным» Директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев о «справедливом роуминге»

Вячеслав Николаев

Фото: пресс-служба МТС

Тема справедливых тарифов на услуги операторов сотовой связи в роуминге традиционно возникает в разгар или сразу после сезона отпусков. «Ленте.ру» удалось поговорить об этом и о возможности операторов снижать роуминговые тарифы с директором по маркетингу массового рынка МТС Вячеславом Николаевым.

«Лента.ру»: Прошло лето. Есть ли у вас своя статистика изменения туристического потока в условиях девальвации рубля и санкций?

Вячеслав Николаев: Если смотреть на трафик наших абонентов, можно констатировать, что прогноз Ассоциации туроператоров России о росте внутреннего туризма в целом оправдался: этим летом в России у наших абонентов примерно на четверть выросло потребление услуг связи за пределами домашнего региона. Это значит, что люди стали больше ездить по стране. При этом голосовой трафик наших абонентов, находившихся за границей, этим летом упал по сравнению с летом прошлого года на десятки процентов, а по некоторым странам снижение еще более драматичное. Такая впечатляющая динамика напрямую свидетельствует о сокращении количества жителей России, выехавших в этом году на отдых за границу.

В условиях роста внутреннего туризма в начале июня мы решили полностью отменить плату за так называемый внутрисетевой роуминг на ряде новых тарифов, а для пользователей действующих тарифов предложили бесплатную опцию, которая обнулила стоимость всех входящих вызов при поездках по России.

Это не та ли рекламная акция под слоганом «Мы отменили роуминг в России», за которую ФАС России оштрафовала МТС?

Да, у нас было разбирательство в ФАС по жалобе одного из операторов. В нашей рекламе говорилось о новых возможностях экономить в поездках: пользователи ряда тарифных планов линейки SMART могут не только бесплатно получать входящие вызовы, но и совершать исходящие звонки, выходить в интернет и отправлять СМС по тарифам домашнего региона, без дополнительных расходов на внутрисетевой роуминг. В отношении абонентов, которые пользуются такими тарифными планами, плата за внутрисетевой роуминг действительно была отменена. А новая опция «Единая страна» в поездках по России обнуляла стоимость входящих вызовов при звонках внутри сети МТС. Эту опцию можно было бесплатно подключить на действующих тарифных планах, что существенно снижало расходы абонентов в поездках по России.

А что с тарифами на основных туристических направлениях за рубежом?

Мы провели большую работу по снижению стоимости роуминговых услуг как в рамках базовых тарифов, так и с помощью опций. В среднем за прошедший год средняя цена вызова в роуминге у нас сократилась на семь процентов.

Еще весной мы снизили стоимость звонков в странах Скандинавии и Прибалтики на 60-70 процентов и оказались на тот момент единственным оператором в России, который, несмотря на тотальный рост тарифов на многие социальные услуги в различных сферах, использовал взвешенный подход к ценообразованию и смог снизить цены на популярных туристических направлениях — таких как Турция, Египет, Испания, Кипр, Болгария, Черногория и других. Но из-за снижения курса рубля по отношению к доллару и евро и роста себестоимости услуг роуминга в некоторых странах, куда поток туристов не так велик, мы были вынуждены изменить цены в сторону повышения.

Планируете ли вы снижать стоимость мобильного интернета в роуминге? Если да, то каких направлений коснется это снижение?

Уже сейчас у нас существует опция «БИТ за границей», которая позволяет снизить стоимость интернета в роуминге в среднем более чем в десять раз от базового тарифа.

Из чего вообще формируется цена на стоимость услуг в роуминге? Какие составляющие могут корректироваться, а какие менять невозможно?

В основе роумингового тарифа лежат затраты оператора связи. Поскольку все платежи нашим партнерам осуществляются в иностранной валюте, существенное влияние на цены оказывают курсовые изменения. И это объективная реальность, с которой в равной степени вынуждены считаться все участники рынка.

На стоимость абонентского тарифа в роуминге непосредственное влияние также оказывает размер ставок на завершение международного вызова, так называемого интерконнекта, доля которого в структуре тарифа растет по мере снижения абонентских тарифов в роуминге. И если на стоимость международных вызовов российские операторы связи практически не могут влиять, поскольку они устанавливаются либо непосредственно иностранными регуляторами, либо — в отдельных странах — крупнейшими операторами связи — госкорпорациями (это в первую очередь относится к странам СНГ), то договариваться о снижении оптовых цен с роуминговыми партнерами можно.

Как раз сейчас антимонопольное ведомство предлагает российским операторам снизить тарифы в роуминге по ряду туристических направлений, в первую очередь — в странах ближайшего зарубежья, в том числе входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Возможно ли это в нынешних экономических условиях?

Да, такая инициатива у ФАС России есть, и мы работаем над ее реализацией. Вместе с ФАС в этом направлении активно работает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая этим летом попросила всех операторов связи стран-членов ЕАЭС представить информацию о мерах, которые предпринимаются для снижения тарифов на роуминг. Первые обсуждения с регуляторами дают уверенность, что предлагаемая нами экономическая логика формирования роуминговых тарифов, о которой я только что говорил, найдет у партнеров понимание и поддержку.

Для реализации инициативы ФАС в июле 2015 года мы направили многим операторам конкретные предложения о снижении межоператорских тарифов и ведем с ними переговоры. И нужно отметить, что эта работа уже дала определенные результаты.

И каковы эти результаты?

Первая договоренность о снижении межоператорских роуминговых тарифов достигнута с одним из крупнейших операторов в Белоруссии. Как результат — с 18 сентября МТС снижает стоимость для абонентов, находящихся в этой стране, на все услуги — голосовую связь, СМС и доступ в интернет. Следует отметить, что снижение базовых тарифов влечет за собой уменьшение и стоимости наших опций (например, «Ноль без границ»), которые пользуются большой популярностью у абонентов.

Следующие две страны, в которых переговоры с роуминговыми партнерами находятся в завершающей стадии, — это Казахстан и Киргизия. В ближайшее время мы сможем порадовать наших абонентов, которые отправятся в эти страны. Так что даже в нынешних сложных экономических условиях существуют определенные возможности для снижения роуминговых тарифов. Для этого наши партнеры должны быть заинтересованы следовать предлагаемой экономической логике. Важную роль здесь играет ФАС России и ЕЭК, которые способствуют выстраиванию конструктивного переговорного процесса.

Вы имеете в виду предлагаемые ФАС и ЕЭК принципы «справедливого роуминга»? Насколько, на ваш взгляд, справедливы эти принципы — в первую очередь в странах ЕАЭС?

МТС поддерживает создание благоприятных условий для абонентов, в том числе с учетом интеграционных экономических процессов в ЕАЭС. Вопрос в том, какими механизмами обеспечивать эти условия. Безусловно, исключительно рыночными. Принципы справедливого роуминга в целом как раз и являются таким механизмом.

Мы неоднократно говорили о факторах, которые влияют на тарифообразование в роуминге, на необходимость гармонизации межоператорских тарифов на международное завершение вызовов. В странах ЕАЭС сейчас существует значительная разница в тарифах на международный интерконнект, что приводит к искажению конкуренции на телекоммуникационных рынках и в конечном итоге отражается на наших абонентах. И здесь в рамках полномочий ЕЭК есть возможности повлиять на эту ситуацию.

Одним из принципов справедливого роуминга является взаимность мер со стороны партнеров и обеспечение баланса интересов операторов и абонентов. Снижение тарифов в роуминге должно быть экономически обоснованным. Абонентские тарифы снижаются, если между операторами достигнуто взаимное согласие о снижении межоператорских тарифов в роуминге. И абоненты должны напрямую это чувствовать и понимать причины. Мы следуем этому принципу и через оферты транслируем этот подход всем партнерам в странах ЕАЭС. Белоруссия — как раз пример того, как абонентские тарифы снижаются, когда стороны достигли согласия. С операторами в других странах ЕАЭС мы продолжаем переговоры и надеемся на положительный результат.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше