Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Господдержка в одни руки Как Счетная палата вмешалась в банковские игры правительства

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Государственный аудитор решил проверить программу докапитализации банков, что может помешать амбициозным планам банкиров и правительства. Эта программа и без того пробуксовывает, а объемы кредитования малого и среднего бизнеса остаются незначительными.

ОФЗ на пересчет

Эхо бюджетных битв докатилось до банков. Размеры и формат антикризисной поддержки финансовых институтов вызвал нарекания у Счетной палаты (СП). «Система докапитализации банков пока не начала работать в полную силу и еще не оказывает того оздоровляющего влияния на экономику, которое от нее ожидалось» — отмечает коллегия СП. И ссылается на единственный отчет первого получателя госпомощи — Совкомбанка.

В конце апреля Агентство по страхованию вкладов (АСВ) передало Совкомбанку облигаций федерального займа (ОФЗ) на 6,2 миллиарда рублей. Согласно представленному СП отчету, этот банк увеличил объемы кредитования строительства, малого и среднего бизнеса в среднем на 12 процентов. В то же время объемы финансирования Совкомбанком субъектов федерации выросли почти в 11 раз — с 900 миллионов до 9,7 миллиарда рублей.

«На основании одного отчета рано делать окончательные выводы. Однако, если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего запускали программу докапитализации», — предупреждают государственные аудиторы.

Между тем с формальной точки зрения Совкомбанк сложно упрекнуть в нецелевом использовании привлеченных у государства ресурсов. Дмитрий Медведев называл именно 12-процентный рост кредитования реального сектора в числе ключевых условий участия финансовых институтов в соответствующей госпрограмме. А источник «Ленты.ру» в аппарате правительства не видит ничего крамольного и в том, что докапитализированный за счет ОФЗ банк ссужает деньги субъектам федерации.

В начале июня международное рейтинговое агентство Standard & Poor's предупредило, что многие российские регионы находятся в критичной финансовой ситуации. По мнению аналитиков S&P, возросшие негибкие социальные расходы не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, финансируя текущие расходы за счет заемных средств.

Дабы избежать региональных дефолтов, вероятность которых, по мнению рейтингового агентства, заметно возросла, федеральный центр должен брать часть расходов на себя. Либо (что фактически одно и то же) — увеличивать размеры бюджетных трансфертов. Либо — мотивировать банки на более мягкую кредитную политику по отношению к таким заемщикам.

Политика Совкомбанка вполне отвечает третьему варианту. Банк, получивший ОФЗ, в качестве антикризисного государственного взноса в свой капитал, закладывает эти бумаги в ЦБ, заключая сделку РЕПО, и на привлеченные таким образом «живые деньги» покупает региональные облигации. Причем, эти бонды новоиспеченный владелец тоже может «зареповать» у регулятора, и лишь после этого направить наличность на кредитование реального сектора. Или — на расчеты с кем-либо. Например, с предыдущими собственниками. Показательно, что бывший совладелец Совкомбанка девелопер Павел Фукс закрыл сделку по продаже чуть более 20 процентов акций кредитного учреждения в марте этого года. То есть буквально за месяц до того, как АСВ капитализировало банк.

Странная любовь

Вмешательство Счетной палаты рискует осложнить кабмину реализацию такой удобной и сравнительно необременительной схемы по кормлению одним «хлебом» сразу нескольких страждущих. Причем на кону суммы, которые намного превышают 9 миллиардов рублей, предоставленные Совкомбанку.

Еще в начале февраля АСВ опубликовало список 27 банков, допущенных к программе докапитализации через ОФЗ. На момент публикации в этом перечне уже было три группы кредитных учреждений, аффилированных между собой. Одна группа — ВТБ, ВТБ 24 и Банк Москвы. Вторая — ФК «Открытие» и ХМБ «Открытие». Третья — «Глобэкс» и Связь-банк.

С той поры к потенциальным получателям господдержки добавились новые «семейства». Или точнее — «помолвленные». Владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев вступил в переговоры о приобретении «Уралсиба». Акционеры Бинбанка покупают МДМ-банк. А на банк «Возрождение» появилось сразу два претендента — Абсолют-банк и Промсвязьбанк.

Банковский бизнес сегодня не относится к числу сверхприбыльных и привлекательных. «На конец 2014 года на три крупнейших банка (государственных) приходилось более 50 процентов всех активов банковского сектора, в то время как в руках 20 крупнейших банков находилось 75 процентов всех активов системы. Кредитование в высокой степени сосредоточено в руках 10 крупнейших банковских групп, в то время как примерно на 850 банков приходилось лишь
15 процентов совокупного кредитования. Некоторые показатели эффективности, в том числе спред между ставками по кредитам и депозитам, близки к средним по группам сопоставимых стран. Однако большинство других показателей эффективности, в частности отношение непроцентных доходов к совокупным доходам и отношение накладных расходов к совокупным активам, показывает, что банковская система является существенно менее эффективной в своей деятельности, чем банки в сопоставимых странах», — так эксперты МВФ характеризуют текущее состояние финансовой отрасли в вышедшем на днях докладе, посвященном России.

В свою очередь опросы ВЦИОМ показывают, что банки лишаются такого важного источника заработка, как население. 80 процентов респондентов считают, что ситуация в экономике не располагает к тому, чтобы брать банковские кредиты. А почти 40 процентов отказываются нести накопления на банковские депозиты.

Иными словами, сейчас можно найти немало аргументов для продажи кредитного учреждения и почти никаких — для его покупки. Если рассчитывать исключительно на рыночное фондирование, не прибегая к господдержке.

Один удар без двух зайцев

В этом смысле список АСВ можно рассматривать как своеобразный инвестиционный меморандум, поскольку фигурирующие в нем банки вправе рассчитывать на докапитализацию за счет казны. Максимальный размер ОФЗ, который может быть предоставлен одному соискателю, не превышает 25 процентов его капитала по состоянию на 1 января 2015 года. Значит, «пары» или «тройки» гарантировано получат больше, чем «одиночки». Синергетический эффект, возникающий при любом слиянии, в данном случае сводится к аккумулированию более значительных объемов господдержки в руках банковских собственников.

Казалось бы, все логично. В кризис банки берутся за руки, «чтоб не пропасть по одиночке». А государство им в этом помогает.

Но демарш Счетной палаты может внести в реализацию этого плана серьезные коррективы. Допустим, банкиры-покупатели собираются рассчитаться за вновь приобретенные активы после того, как будут получены облигации от АСВ. Для этого им точно надо заключить с ЦБ сделку РЕПО. Причем дважды. Сначала, чтобы приобрести какие-нибудь региональные облигации и продемонстрировать правительству: госресурсы ушли на полезное дело. А затем, «зареповав» уже эти бумаги, обзавестись наличностью для расчетов с предыдущими владельцами купленных банков.

Если замечания СП будут услышаны, игра с бондами регионов становится, мягко говоря, не совсем легитимной. Возможно, это далеко не единственный способ, позволяющий конвертировать ОФЗ в кеш, не навлекая на себя обвинения в финансовых спекуляциях на господдержке. Но как минимум одна заинтересованная сторона — правительство — точно окажется в проигрыше.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше