Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Балахнинский ЦБК (ОАО «Волга»)

Бумага все стерпела ЦБК разрешили резко повышать цены в случае форс-мажора

Балахнинский ЦБК (ОАО «Волга»)

Фото: Николай Цыганов / «Коммерсантъ»

В мае ведущие российские целлюлозно-бумажные комбинаты при участии властей договорились с издателями не повышать цены на газетную бумагу выше уровня инфляции. Но двое из четырех крупнейших производителей не направили в Минпромторг соответствующие декларации, а для одного из них — Балахнинского бумкомбината — сдерживание цен грозит полной остановкой производства. В сами соглашения по настоянию ФАС России внесены изменения, позволяющие ЦБК повышать цены выше оговоренного уровня в случае резкого роста издержек. Издатели сомневаются, что стоимость газетной бумаги останется на уровне начала года при повторении ситуации с девальвацией рубля.

Обогнали Европу

В начале 2015 года целлюлозно-бумажные комбинаты на фоне девальвации рубля подняли цены на бумагу, поставив газетчиков на грань рентабельности. В марте гендиректор крупнейшего производителя газетной бумаги — ЦБК «Волга» Дмитрий Донченко признался, что комбинат вынужден был повысить цены на 6-15 процентов. ЦБК стали переориентироваться на экспортные поставки — резко подешевевший рубль позволил увеличивать валютную выручку. Из-за создавшегося дефицита поползли вверх цены на бумагу для российских полиграфистов и издателей.

По словам президента Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергея Моисеева, с начала года газетная бумага подорожала на 10-15 процентов в зависимости от ее качества и объема заказа, что он считает «критичным уровнем». Офсетная и мелованная бумага в конце прошлого и начале 2015 года подорожала еще сильнее — как минимум на треть, рассказал «Ленте.ру» гендиректор Можайского полиграфического комбината Евгений Фельдман. Цены на офсетную бумагу подскочили в среднем с 48 рублей за кило до 65 рублей и обновляли максимумы «буквально каждый месяц». Российские издатели журналов закупают бумагу преимущественно в Финляндии за евро, поэтому девальвирующийся рубль сделал ее очень дорогой. Но бумага местных ЦБК дорожала еще быстрее: «Весной дошло до того, что отечественная бумага стоила дороже, чем европейская. Особенно это было видно по плотной бумаге производства "Илим"».

И все это — на фоне падения подписных тиражей, сокращения доходов газет и журналов от рекламы, добавляет Моисеев. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), подписка резко снизилась у всех изданий, от развлекательных до деловых. Подписка на газету «Ведомости» упала на 20 процентов, на издания РБК — почти на 84 процента, подписной тираж «Русского репортера» сократился на 83 процента, «Российской газеты» — на 11 процентов, газеты «1000 советов» — на 14 процентов. Экономить на газетах и журналах вслед за подписчиками стали и рекламодатели. По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламного рынка в первом квартале 2015 года сократился на 17 процентов относительно прошлого года, составив около 63,5 миллиарда рублей (более свежих данных в АКАР «Ленте.ру» предоставить не смогли). И больше всего пострадали рекламные бюджеты печатных СМИ, уменьшившись на треть до 4,8-5 миллиардов рублей. Снижение объема рекламы на телевидении и радио было скромнее.

Привязали к инфляции

В Минкомсвязи посыпались жалобы издателей и полиграфистов, вынудившие министра связи Николая Никифорова в феврале обратиться с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву. «ЦБК пытаются максимально конвертировать в валюту подешевевшие ресурсы и выравнять внутренние цены с европейскими по текущему курсу», — цитировала документ газета «Коммерсантъ». Никифоров прогнозировал «коллапс печатной отрасли»: сокращение редакций СМИ, снижение тиражей и проблемы с закупкой учебной литературы. Цены повысили практически все крупнейшие российские целлюлозно-бумажные комбинаты: Архангельский ЦБК, группа «Илим», Кондопожский ЦБК (ОАО «Кондопога»), ЦБК «Волга», Сыктывкарский комбинат, Светогорский ЦБК и другие.

Найти выход из ситуации поручили вице-премьеру Аркадию Дворковичу совместно с Минпромторгом, МЭР и Минкомсвязи. Не осталась в стороне и ФАС России, приступившая к проверке по факту завышения цен на газетную бумагу и направившая запросы в Архангельский ЦБК и группу «Илим» (последняя, к слову, газетную бумагу не производит). В антимонопольное ведомство также поступили жалобы о необоснованно резком повышении цен, в которых фигурировали ЗАО «Элопак» (принадлежит норвежской Elopak), International Paper (владеет Светогорским ЦБК и долей в группе «Илим»), Сыктывкарский комбинат (Монди СЛПК).

Издатели журналов могли лавировать, закупая «меловку» и в России, и за рубежом в соотношении примерно 70 на 30 процентов. Кроме того, стоимость мелованной бумаги, по словам Фельдмана, в настоящее время вернулась на уровень около 52 рублей за килограмм вслед за укреплением рубля. В группе «Илим» подтвердили «Ленте.ру», что с апреля постепенно снижали цены на мелованную бумагу и по итогам второго квартала они упали примерно на 20 процентов. «По офсетной бумаге в соответствии с принятыми на себя обязательствами перед Минпромторгом цены на нашу продукцию мы не повышали», — добавил представитель группы.

В более сложной ситуации газетчики, бумага для которых производится исключительно в России. По данным МЭР, импорт составляет менее 1 процента, на завезенной бумаге печатаются единицы (например, газета «Ведомости»). Многие издатели газет из-за роста стоимости бумаги вкупе с оттоком прибыли от рекламы балансируют на грани рентабельности. На помощь пришли чиновники Минкомсвязи, пригрозившие ввести экспортные пошлины на газетную бумагу и снизить или отменить ввозную пошлину на нее (составляет 8,3 процента от стоимости). Под давлением ГИПП и чиновников ЦБК договорились с издательствами не повышать цены выше инфляции, которую МЭР по итогам года прогнозирует на уровне 11,9 процента (в июне инфляция в годовом выражении составила 15,3 процента). Соблюдать это условие пообещали три из четырех российских производителей газетной бумаги — ЦБК «Волга», «Кондопога» и «Соликамскбумпром», писали «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания рабочей группы в Минпромторге от 13 мая. Четвертый производитель — «Монди СЛПК» ситуацию не комментировал. В документе сообщалось, что крупные издательства закупают газетную бумагу по 22-27 тысяч рублей за тонну.

Защитили конкуренцию

Замминистра промышленности и торговли Георгий Каламанов сообщил «Ленте.ру», что в феврале и мае при участии Минпромторга прошло два совещания с представителями крупнейших производителей бумаги и целлюлозы. На последнем, подтвердил он, речь шла исключительно о ценах на газетную бумагу. «Крупнейшие производители действительно пообещали не повышать ее стоимость выше уровня инфляции. Присутствовали "Кондопога", "Волга", "Соликамскбумпром", "Монди СЛПК", "Илим" и более мелкие производители. Они взяли на себя обязательства, и то, что не повышают сейчас цены — это факт», — сказал Каламанов. В Минкомсвязи «Ленте.ру» подтвердили подписание протокола крупнейшими российскими производителями, добавив, что министерство держит данный вопрос на контроле.

Но лишь два из четырех крупнейших производителей газетной бумаги подписали декларации, фиксирующие достигнутые в мае договоренности и направили их в Минпромторг, сообщается в материалах министерства, имеющихся у «Ленты.ру». «Соликамскубпром» и «Кондопога» письмами в Минпром от 25 и 28 мая подтвердили готовность удерживать цены. «С целью поддержки отечественных СМИ "Соликамскбумпром" готов обеспечить издательства, газеты и полиграфические предприятия России качественной газетной бумагой в необходимом объеме по ценам, увеличенным не более чем на 11 процентов в среднегодовом исчислении по отношению к ценам, действовавшим в декабре 2014 года», — говорится в документе. «Кондопога» пообещала не повышать цены при поставках газетной бумаги на внутренний рынок больше чем на 15 процентов, а также проинформировала Минпромторг о том, что «планируемый уровень повышения цены в 2015 году составляет 6 процентов». По данным Минпромторга, «Кондопога» готова продавать газетную бумагу за 21 тысячу рублей за тонну (цена без НДС непосредственно на комбинате), аналогичная средняя цена у Соликамского ЦБК. По словам гендиректора одного из крупных российских издательств, в данном случае речь может идти о бумаге низкого качества и без 5-процентной надбавки оптовиков (ЦБК работают напрямую только с крупнейшими издательствами уровня «Эксмо»).

Вместе с тем «Монди СЛПК» декларации в Минпромторг не представило, а ЦБК «Волга» (Балахнинский бумкомбинат) известил письмом от 27 мая об изменении технологии производства в связи с падением курса рубля, снижением цен на газетную бумагу на мировом рынке ниже себестоимости и ростом цены на целлюлозу. С 13 апреля в качестве сырья предприятие использует термомеханическую бумажную массу собственного производства, которой производится всего 220 тысяч тонн при потребности комбината 550 тысяч тонн. «В связи с недостаточностью данного полуфабриката остановлены три бумагоделательные машины. На фоне произошедшего сокращения объема производства "Волга" терпит убытки и вынужденно сокращает 850 сотрудников (общая численность персонала комбината около 2000 человек — прим. «Ленты.ру»)», — говорится в письме ЦБК. В материалах Минпромторга отмечается, что подписание «Волгой» декларации об ограничении роста цен на выпускаемую бумагу в пределах 11 процентов в 2015 году «представляется преждевременным и невыполнимым обязательством в связи с угрозой полной остановки комбината».

В недавнем интервью газете «Время Волги» директор по экономике и финансам комбината Александр Хоничев говорил, что предприятию нужен кредит на 2 миллиарда рублей для проведения срочной модернизации цеха по производству термомеханической массы. ЦБК рассчитывает на содействие Минпромторга и не исключает обращения за госгарантиями. По оценкам Минпромторга, мощностей «Соликамскбумпром» и «Кондопога» достаточно для обеспечения потребностей российского рынка — 450-500 тысяч тонн в год. Совокупные мощности двух предприятий в 950 тысяч тонн с лихвой перекрывают эту потребность, но первое экспортирует около 70 процентов выпускаемой газетной бумаги, второе — 80.

Кроме того, в доработанные декларации о ценовой политике этих ЦБК, направленные 30 июня на согласование в ФАС, по настоянию антимонопольного ведомства внесены изменения «исключающие возможность ограничения конкуренции». В ФАС «Ленте.ру» подтвердили получение скорректированных документов. «В декларации внесен пункт, предусматривающий возможность повышения цены на товар выше декларируемого уровня, в случае значительного роста издержек производства по отношению к планируемому уровню инфляции», — сообщила замначальника управления контроля промышленности ФАС Елена Филашина. В ведомстве не стали комментировать, одобрены ли эти меморандумы. Источник в антимонопольной службе пояснил, что ФАС не поддерживает такого рода соглашения, поэтому «никакого согласования не проводилось, но письма приняты к сведению».

В компании «Соликамскбумпром» заявили, что не могут предоставить комментарий, поскольку уполномоченный спикер находится в отпуске, в ЦБК «Волга» — что ждут санкции гендиректора, «Монди СЛПК», «Кондопога», Архангельский ЦБК на запросы «Ленты.ру» не ответили.

Договорились на словах

При этом чиновники де факто отказались от идеи введения экспортных пошлин и снижения ввозных на газетную бумагу. По словам Каламанова, данный вопрос рассматривался 8 апреля на заседании рабочей группы подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию в МЭР, на котором Минкомсвязь заявило о нецелесообразности таких мер.

Президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев отметил, что ГИПП больше не лоббирует идею введения пошлин: «Мы не стали настаивать, чтобы не разбалансировать достаточно сложный рынок газетной бумаги. Не хотелось бы создать прецедент, когда производители газетной бумаги начнут разоряться». Однако Моисеев признал, что сами ЦБК наравне с издателями оказались в непростом положении, поскольку заграничный рынок «перенасыщен». И добавил, что российским издательским домам невыгодно везти газетную бумагу из-за границы в связи с высокими расходами на логистику. По словам источника в отрасли, ГИПП стремилась не возложить на ЦБК дополнительные издержки, а лишь договориться о правилах игры. Собеседник также обратил внимание, что подписанные при участии Минпромторга документы не являются юридически обязывающими.

Фельдман говорит, что не верит в обещания ЦБК, а подписанные письма и меморандумы считает формальностью. «Все будет зависеть от курса рубля. Если рубль упадет, то европейская бумага подорожает. И наши производители начнут играть на повышение», — полагает издатель. Гендиректор издательского дома «Версия» (издает одноименную газету) Константин Зятьков также ожидает повышения стоимости бумаги до конца года. «Статистика Росстата о снижении ее стоимости не соответствует картине, которую мы реально наблюдаем. Типография регулярно поднимает цены как из-за повышения стоимости иностранных расходных материалов, так и в связи с подорожанием бумаги», — говорит он. В этом году стоимость услуг типографий выросла на 5-7 процентов. Тем не менее, полагает Зятьков, возможности сдерживать цены на газетную бумагу у российских ЦБК есть: они производят бумагу из российского сырья, на российском оборудовании, платят зарплаты в рублях.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше