Мир
08:03, 17 июля 2015

Коротышка сделал ноги Полтора километра под землей, или Как мексиканский наркобарон сбежал из тюрьмы

Хоакин Гузман Лоэра после задержания в феврале 2014 года
Фото: Zuma / Global Look

После того как американский спецназ ликвидировал Усаму бен Ладена, одной из наиболее колоритных фигур в списках самых разыскиваемых преступников стал мексиканский наркобарон Хоакин Гузман Лоэра по кличке Эль Чапо (Коротышка). Однако в феврале 2014 года он был задержан и помещен в тюрьму особо строгого режима Альтиплано. Казалось бы, на этом криминальная карьера главаря картеля «Синалоа» завершилась. Но в ночь на 12 июля Коротышка исчез из своей одиночной камеры. Причем сделать это ему удалось в лучших традициях голливудских блокбастеров.

Для побега наркобарона на глубине почти 20 метров прорыли туннель длиной полтора километра, высотой под два метра и шириной около 80 сантиметров. Освещение, система вентиляции. Проложены рельсы — по ним сообщники Коротышки на переделанном мотоцикле с вагонеткой вывозили грунт. На этом импровизированном поезде беглец и выбрался за пределы тюремной территории. По деревянной лестнице поднялся в подвал недостроенного амбара. Еще шесть ступенек — и преступник, который, как обещало мексиканское правительство, не повторит побег 2001 года, вдохнул прохладный ночной воздух свободы.

Власти распространили видео c последними моментами пребывания Эль Чапо в камере. В конце записи видно, как Коротышка идет от санузла к кровати, садится на нее, вроде бы переобувается, возвращается к туалету и исчезает за перегородкой. После этого его в тюрьме уже никто не видел.

По словам экспертов, с которыми пообщались корреспонденты Associated Press, на планирование побега и строительство туннеля могло уйти больше года. Примерно к тому же выводу о сроках подготовки (около 300 дней) пришли специалисты, опрошенные порталом Mexico News Daily: из расчета, что самосвал, вывозящий грунт, совершал один рейс в день, и непосредственно в прокладке туннеля были заняты два человека, работающие от 8 до 10 часов в сутки, продвигаясь вперед на 4,3 метра. Объем извлеченного грунта должен был составить две тысячи кубометров (чтобы его перевезти, понадобилось бы 100 поездок таких самосвалов).

Побег не удался бы, если бы Эль Чапо не помогал кто-то из персонала тюрьмы. Это признал и министр внутренних дел Мексики Мигель Анхель Осорио Чонг. 13 июля он заявил, что трое сотрудников исправительного учреждения, включая директора, уволены. Уже допрошены около 50 человек, более 30 из них — работники тюрьмы, а также адвокаты Гузмана и владелец сарая. По результатам этих допросов 22 тюремщика перешли в статус задержанных. Правительство пообещало четыре миллиона долларов за сведения, которые приведут к поимке наркобарона. Интерпол разослал информацию о нем в десять стран. По горячим следам поймать его не удалось, и к полудню 13 июля поиски Гузмана в районе Альтиплано почти свернули, блокпосты на дорогах убрали, а полицейские патрули ослабили. Ближайший к тюрьме международный аэропорт Толука возобновил работу (после известия о побеге Эль Чапо все рейсы там отменили).

Тюрьма, в которой, по словам главы мексиканского МВД, такие же стандарты безопасности, как в тюрьмах США и Канады, оборудована 750 камерами слежения. За Гузманом был установлен особый контроль: на него надели электронный браслет, фиксирующий передвижения (впрочем, работает это устройство только на территории исправительного учреждения).

Операцию по освобождению Эль Чапо оценили примерно в 50 миллионов долларов. Такую сумму назвал Йон Хайро Веласкес Васкес — бывший киллер, работавший на Пабло Эскобара, главу колумбийского Медельинского кокаинового картеля. Это расходы не только на строительство туннеля, но и на взятки сотрудникам тюрьмы. Сам Васкес, на счету которого около 250 убийств, в 2014 году вышел из тюрьмы (попал он туда в 1992-м).

AP, цитируя специалиста по организованной преступности, отмечает, что если кто-нибудь и мог устроить такой побег, то только Гузман: у него большой опыт в сооружении туннелей для транспортировки наркотиков через мексиканско-американскую границу, а его подручные умеют входить в контакт с представителями властных структур, способных обеспечить прикрытие. По словам другого эксперта, туннель, который вырыли для Коротышки, длиннее всех подземных ходов, когда-либо обнаруженных на границе с США. Скорее всего, связи с сотрудниками тюрьмы были налажены помощниками Эль Чапо еще до того, как он туда попал. Сообщники Коротышки явно имели на руках схемы расположения камер наблюдения и поэтажный план Альтиплано. Кроме того, ее сотрудники не могли не слышать шум, которым сопровождались последние метры рытья подкопа, но тревогу не подняли. В свое оправдание они могут сказать, что не разобрали посторонних звуков, ведь на территории рядом с тюрьмой ведутся активные строительные работы (прокладывают водопроводные трубы). Хотя вряд ли такие слова будут убедительными.

После побега в блоге, посвященном проблеме наркотрафика, опубликовали фотографии, на которых, как утверждается, изображен обретший свободу Эль Чапо. На одном снимке наркобарон сидит в вертолете (по словам очевидца, именно на вертолете Коротышка покинул место, до которого добрался по туннелю), на другом — держит в руке бутылку. Как сообщает International Business Times, фото могли быть присланы одним из сыновей преступника, однако власти скептически относятся к этим публикациям, справедливо полагая, что вряд ли семья Гузмана будет выкладывать в открытый доступ его снимки и тем самым подвергать его опасности. СМИ, тем не менее, обратили внимание на размещенный за несколько дней до побега твит, предположительно, сына наркобарона Ивана Гузмана. «Все приходит к тому, кто умеет ждать», — написал он, видимо, цитируя Франсуа Рабле. Пресса, естественно, интерпретировала данный пост как намек на предстоящее освобождение Эль Чапо.

Гузман, чье состояние оценивается в миллиард долларов, входил в список самых влиятельных людей американского журнала Forbes c 2009-го по 2013 год. Его признали самым могущественным наркоторговцем в мире. На долю картеля «Синалоа» приходится четверть всего объема наркотиков, попадающих в США с территории Мексики. Годовой доход синдиката достигает трех миллиардов долларов. В 2013 году Гузман был объявлен «врагом номер один» в Чикаго (до этого такой «чести» удостаивался лишь Аль Капоне).

Коротышка получил свое прозвище из-за роста (168 сантиметров). Возраст Эль Чапо доподлинно не известен, считается, что ему около 60 лет. Из школы Хоакина отчислили после третьего класса. Несколько раз он был женат, у него около десяти детей (точной информации об этом тоже нет). Его нынешняя супруга — Эмме Коронель, победительница конкурса красоты в Канеласе. Считается, что завоевать корону ей помог как раз Эль Чапо. Он просто отправил в город пару сотен вооруженных мотоциклистов, которые и «пролоббировали» победу его подружки. Познакомились они в 2006 году, когда ей было 17 лет. Через год поженились. В 2011-м Коронель родила в Калифорнии двух девочек-близняшек.

В 1993 году Гузман был задержан в Гватемале. Оттуда его экстрадировали в Мексику, где осудили по обвинениям в наркоторговле и убийствах, приговорив более чем к 20 годам тюрьмы. В правоохранительных органах считали, что даже из-за решетки он продолжал руководить картелем, действуя через своего брата. Из тюрьмы особо строгого режима Коротышка сбежал в 2001 году, спрятавшись в тележке с грязным бельем и подкупив множество людей. Задержали его только через 13 лет в штате Синалоа. Трудно сказать, сколько понадобится времени и сил, чтобы поймать его снова.

Исчезновение Коротышки сделало куда менее убедительными заверения Мексики в том, что она способна самостоятельно справляться с наиболее влиятельными наркобаронами, не экстрадируя их в Соединенные Штаты, которые добивались выдачи Эль Чапо. В США его обвиняют в незаконном обороте наркотиков, вымогательстве, отмывании денег, похищениях и убийствах. «Этот побег свел на нет все похвалы, звучавшие в адрес Мексики за ее усилия по противодействию наркомафии», — сетует Майкл Виджил, бывший руководитель международного отдела федерального Управления США по борьбе с распространением наркотиков.

По данным, обнародованным исследовательской службой Конгресса США, в 2012-м, в последний год правления президента Мексики Фелипе Кальдерона, предшественника Энрике Пеньи Ньето, Мехико выдал Вашингтону 115 подозреваемых, а в 2014-м число переданных США преступников составило всего 66.

После побега Эль Чапо скептики укрепились во мнении, что судебная и правоохранительная системы Мексики насквозь коррумпированы. Это может заставить Вашингтон кардинально урезать финансовую помощь, предоставляемую соседнему государству для совместной борьбы с организованной преступностью. Эти проекты уже обошлись американским налогоплательщикам более чем в миллиард долларов.

Мексиканские власти, по сути, расписались в собственной беспомощности не только в плане борьбы с наркобаронами, но даже в осуществлении контроля над теми лидерами наркомафии, которых удалось упрятать за решетку. А ведь беспощадная борьба с наркокартелями, арест и ликвидация членов таких группировок как Zetas, Beltran Leyva и Knights Templar были среди главных предвыборных обещаний Ньето. Впрочем, побег Коротышки и последствия этого события никак не повлияют на шансы Ньето быть переизбранным: по мексиканским законам, пост главы государства можно занимать лишь один срок.

Евгения Аронова

< Назад в рубрику