Лента добра
Бизнес
Больше интересного — в нашем Telegram

Дышите ровно

Московский НПЗ в процессе модернизации может обойти Европу
Фото: «Газпром нефть»

Москва — не единственный европейский город, в черте которого работает крупный нефтеперерабатывающий завод. Есть свой НПЗ, например, на окраине Вены и в самом центре немецкого Людвигсхафена. В порту, расположенном в центре Роттердама, функционируют сразу пять крупных НПЗ. Понятно, что все городские нефтезаводы находятся под особо пристальным вниманием общественности и контролирующих инстанций.

Чтобы добиться европейских стандартов, а в чем-то и обойти их, новый владелец Московского НПЗ (МНПЗ) компания «Газпром нефть» в 2011 году начала масштабную программу модернизации завода стоимостью более 200 миллиардов рублей. Программа рассчитана до 2020 года и даст не только экономический, но и существенный экологический эффект. Стоит вспомнить, что МНПЗ начал свою работу в 1938 году, а последняя техническая и экологическая модернизация предприятия датируется концом 1970-х, когда страна готовилась к московской Олимпиаде.

Меньше серы

Модернизация МНПЗ разделена на три этапа. Первый уже позади. Ликвидированы открытые очистные сооружения, включая крупные резервуары-накопители, среди которых известный жителям Капотни «буферный пруд». Построены новые закрытые очистные. Практически удалось решить проблему, доставшуюся новому собственнику завода «в наследство», — накопленные до 1991 года отходы производства. За последние три года объем этих отходов сокращен в 23 раза, в течение 2015 года они будут полностью ликвидированы.

Реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива и бензина и строительство установки изомеризации легкой нафты позволило заводу уже в 2013 году, раньше сроков, установленных государством, перейти на выпуск топлива стандарта «Евро-5». МНПЗ обеспечивает около 40 процентов потребностей московского региона в топливе.

Управляющий директор Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Элмурод Расулмухамедов отмечает, что переход МНПЗ на выпуск автомобильного топлива экологического класса «Евро-5» значительно улучшает экологическую ситуацию: «Подавляющую долю вредных выбросов в атмосферу Москвы дает именно транспорт, а не технологические выбросы промышленных объектов».

Действительно, 93 процента вредных выбросов в атмосферу в Москве приходится на автотранспорт, и лишь оставшиеся семь процентов — на промышленность. В выхлопных газах автомобилей, заправленных Евро-5, в пять раз меньше соединений серы по сравнению с «Евро-4» и в пятьдесят раз — по сравнению с «Евро-2». Содержание соединений серы в столичном воздухе уже снизилось на 32 процента, — многие это почувствовали.

Завод не только способствует сокращению вредных выбросов, но и сокращает свое воздействие на окружающую среду. «Когда мы разрабатываем мероприятия по модернизации с экологическим эффектом, мы ориентируемся на современные европейские технологии. Постоянно сравниваем как нынешние, так и будущие показатели с западными аналогами. Так порой приходят неожиданные с точки зрения устоявшихся отечественных практик, но эффективные решения.

Строительство закрытых механических очистных сооружений позволило нам снизить выбросы в атмосферу при очистке на 97 процентов, а содержание нефтепродуктов в сточных водах — в шесть раз. Реконструкция битумной установки обеспечила снижение воздействия на атмосферу при производстве битума на 90 процентов. И жители близлежащих районов Москвы сразу почувствовали разницу: стало легче дышать», — говорит генеральный директор МНПЗ Аркадий Егизарьян.

Москва подрастет

Сигналом к началу второго и третьего этапов реконструкции МНПЗ фактически можно считать полученное совсем недавно согласование Роспотребнадзором разработанного под «модернизацию-2020» проекта расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия. Подтверждено соответствие проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В расчете СЗЗ отражены все новые, современные технологические установки, которые будут построены на заводе в ближайшие пять лет.

«Получив согласование Роспотребнадзора, мы можем с соблюдением всех законодательных норм начать следующие этапы обновления производства, — поясняет Аркадий Егизарьян. — Положительный экологический эффект будет еще более заметным».

Ключевые с экологической точки зрения проекты второго и третьего этапов модернизации — монтаж системы газоочистки механических очистных сооружений, строительство к 2017 году комбинированной установки переработки нефти (КУПН) и самых современных биологических очистных. Это позволит довести степень очистки сточных вод до 98-99 процентов, то есть до показателей качества, соответствующих государственным нормативам рыбохозяйственных водоемов, а также снизить общие объемы атмосферных выбросов на каждую тонну перерабатываемой нефти более чем на 11 процентов.

До 2020 года на заводе также появятся новые установки очистки сернисто-щелочных стоков и технологического конденсата, локальные очистные на пяти основных технологических потоках, автотерминал налива бензина и дизельного топлива с системой рекуперации паров углеводородов.

«Согласование Роспотребнадзором разработанного специалистами Московского НПЗ проекта расчетной СЗЗ предприятия подтверждает, что модернизация, которую ведет завод, несет положительный экологический эффект, — пояснила председатель Комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко. — Мы рассчитываем, что в результате модернизации техногенная нагрузка Московского НПЗ на окружающую среду будет значительно снижена. Через несколько лет часть территории нынешней СЗЗ будет высвобождена. Город сможет использовать эти земли в интересах жителей района — например, создать новые зеленые зоны. Важно, что за пределами СЗЗ гарантированно не допускается превышения предельно допустимых концентраций по опасным веществам».

«Тот факт, что завод начал задумываться об экологизации, реконструкции очистных сооружений, химической и механической очистке — безусловно, плюс предприятию, но на этом нельзя останавливаться, — говорит директор природоохранных программ ВОО «Зеленый патруль» Роман Пукалов. — Планы по запуску биологической очистки я приветствую, запуск системы постоянного мониторинга качества выбросов и сотрудничество с «Мосэкомониторингом» — плюс для руководства МНПЗ. Но это лишь ступеньки на пути к идеалу, до которого еще далеко».

«Нам известно, что "Газпром нефть" на обновлении производства не экономит, цивилизованно и качественно подходит к модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода», — отмечает Элмурод Расулмухамедов. Однако, по его мнению, жители московского региона недостаточно осведомлены о реальном обновлении производства завода.

Догнать и перегнать

Завод уже внедрил комплексную систему мониторинга состояния воздуха, воды и геологической среды на территории предприятия и в окрестностях. Оснащена и аккредитована испытательная лаборатория МНПЗ, работают два поста контроля атмосферы в зоне влияния МНПЗ — на территории больницы номер 49 и в Кузьминском лесопарке. Два раза в сутки в пяти точках промышленной зоны и в шести точках санитарно-защитной зоны завода берутся пробы воздуха, в 95 точках — пробы воды, из 36 скважин — ежеквартальные пробы геологической среды.

С апреля текущего года к контролю подключилась уникальная для российских нефтеперерабатывающих заводов автоматическая система мониторинга воздействия на атмосферный воздух (АСМВ). Данные информационно-аналитических приборов, смонтированных на источниках воздействия предприятия на атмосферный воздух, поступают на автоматизированные посты контроля и в автоматическом режиме каждые 20 минут передаются в «Мосэкомониторинг». Кроме того, в сентябре 2015 года предприятие установит в 1-м Капотненском проезде интерактивное табло с актуальными данными по основным экологическим параметрам.

Стоит вспомнить, что в ноябре прошлого года МЧС указало на МНПЗ как на источник запаха сероводорода, который ощущался в разных районах Москвы. После проверок обвинения с завода были сняты, однако истинный виновник выброса так и не найден, под подозрением остаются три десятка столичных предприятий. Установка систем, подобных АСМВ Московского НПЗ на других городских производствах позволило бы в будущем оперативно выявить источник загрязнения воздуха.

«Завод заинтересован в том, чтобы быть прозрачным, — уверен заместитель директора «Мосэкомониторинга» Евгений Никитич. — Приборы установлены на объектах, которые определили мы. Вокруг завода также достаточно систем, контролирующих качество воздуха. Факт установки подобной системы на предприятии нефтепереработки уникален для России. Даже в Европе далеко не все нефтезаводы оснащены подобными системами, анализирующими состав воздуха».

Так что не исключено, что в процессе модернизации Московский НПЗ обойдет аналогичные европейские предприятия в плане соответствия самым современным экологическим стандартам. Москвичи, во всяком случае, будут только за.

< Назад в рубрику