Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
5 июня 2015 год. Родственники четырехлетнего Ивана Нестерука, погибшего в результате обстрела в поселке Тельманово, во время похорон

Ничто не отбито Новая война в Донбассе накануне 22 июня на руку всем, кроме Москвы

5 июня 2015 год. Родственники четырехлетнего Ивана Нестерука, погибшего в результате обстрела в поселке Тельманово, во время похорон

Фото: Михаил Соколов / ТАСС

Депутаты Госдумы ожидают накануне 22 июня военных провокаций на границе Украины с непризнанными Донецкой и Луганской республиками. Определенный символизм в этом есть, но дело вовсе не в очередной годовщине гитлеровского вторжения. В этот день Евросоюз, как ожидается, примет решение о продлении экономических санкций против России в рамках встречи глав министров иностранных дел в Люксембурге. В преддверии этого любая эскалация конфликта сыграет против Москвы, а вот Киев и ДНР с ЛНР будут даже рады сдвинуть ситуацию с мертвой точки, куда ее завели невыполняемые Минские соглашения.

Своими мрачными ожиданиями провокаций на Донбассе депутаты Госдумы поделились с «Лентой.ру». «Я всегда обращал внимание на то, что Запад не успокоился, и через три дня после "Минска-1" принял первые санкции, — заявил зампред комитета ГД по международным делам Александр Романович, попавший под первую волну санкций в марте 2014 года. — Точно так же было и после "Минска-2" — через пять дней приняли очередной пакет санкций. Просто специально происходят провокации, когда людям хочется накалить обстановку. Поэтому возможны обстрелы, военные действия».

«Это не военные действия с целью захватить Донбасс, а провокации, — уточняет его коллега, первый зампред того же комитета Леонид Калашников. — Может быть, подтянут катастрофу "Боинга", может, объявят очередной иск на имущество Российской Федерации. Скорее всего, это произойдет — уже сложилась череда событий, которая подтверждает это правило».

Череду событий можно проследить по новостям в СМИ. 18 мая Киев заявил о задержании на юго-востоке Украины в зоне боевых действий двух офицеров ГРУ — прямо накануне официального визита в Москву заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд. Последняя даже официально на пресс-конференции сообщила, что приветствует гуманное обращение с пленными, что на дипломатическом языке означает: новость заметили. А перед саммитом G7, открывшимся 7 июня, украинская армия начала выступление под Марьинкой. Серьезность этого вооруженного столкновения зафиксировала ООН, сообщившая о 34 погибших и 180 раненых за один только день, 3 июня.

Высказывания лидеров ДНР-ЛНР свидетельствуют о том, что на Донбассе от затянувшегося противостояния устали и хотят перемен. Глава МИД ДНР Александр Кофман заявил о готовности добиваться признания независимости республики — это нарушило бы «Минск-2», но сдвинуло бы ситуацию с мертвой точки. «Видя, как Украина "соблюдает" Минские соглашения и видя настроение наших жителей, думаю, Минские соглашения скоро уйдут в прошлое, — сказал Кофман. — Тогда будем активизировать усилия, направленные на признание ДНР международным сообществом». Первое обращение за признанием последует к России.

Это вариант мирного, без единого выстрела, выхода Донбасса из Минских соглашений. Но есть и те, кто готов к более «горячему» повороту событий. «Успех ополчения в Марьинке можно было развить, но приняли решение этого не делать, что даже вызвало негативную реакцию со стороны бойцов, — рассказывает «Ленте.ру» источник, близкий к руководству ДНР. — При новом наступлении Украины результат может быть как в Дебальцево». Это же настроение охватывает и жителей региона, в том числе на российской стороне границы. «Сейчас очень серьезная поддержка со стороны населения возобновления военных действий в Донецке, в приграничных зонах — те социологические данные, которые я видел, говорят, что эта идея пользуется большой популярностью», — признает в беседе с «Лентой.ру» руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Обстановка накаляется. Замначальника штаба ополчения ДНР Эдуард Басурин заявил на днях, что украинцы стягивают силы к линии разграничения в Донбассе. Сосредоточение войск к югу от Донецка зафиксировали и беспилотники наблюдательной миссии ОБСЕ. А сообщения о перестрелках на линии разграничения поступают каждый день. Полпред ДНР Денис Пушилин уже заявил о том, что регион находится «на грани большой войны», а глава ЛНР Игорь Плотницкий призвал немедленно заканчивать войну, причем «заканчивать однозначно нашей победой». «Что бы там ни происходило в Минске, я стоять буду на одном: Донецкая народная республика — самостоятельное государство, между нами (и Украиной — прим. «Ленты.ру») встала кровь», — заявил на митинге в Донецке глава ДНР Александр Захарченко, фактически отказываясь от выполнения «Минска-2».

Минские соглашения, на которые возлагалось столько надежд, не сработали. Обстрелам они не мешают, а содержательную их часть, касающуюся статуса ДНР и ЛНР, Киев не торопится выполнять. При этом политическая вина за происходящее возлагается на Россию. «Возьмите текст соглашений, — предлагает «Ленте.ру» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Кроме первых трех пунктов, по которым Россия должна повлиять на своих друзей в Луганской и Донецкой народных республиках — в части прекращения огня, отвода вооружений, обмена пленными, больше никаких обязательств Москвы не найти, все остальные — Киева. Но сейчас все равно звучит мантра: Россия не выполняет Минские соглашения». В результате, не имея возможности напрямую влиять на ситуацию в Донбассе, Москва получает от этой ситуации все внешнеполитические минусы — изоляцию от Запада, продление санкций. Так не исполняемый Украиной «Минск-2» стал ловушкой и для России, и для ДНР-ЛНР.

Противостояние на Донбассе превращается в войну на измор, выиграть которую без прямого вмешательства России республики не имеют шансов. Выйти из «Минска-2» в этой ситуации выгоднее, чем ждать от Киева выполнения его обязательств. А Киев со своей стороны тоже готов эти соглашения нарушить. Почему? Во-первых, изматывающая война на противостояние чревата брожениями в украинской армии, куда и так-то не все призывники по повестке являются. Во-вторых, мириться с ДНР-ЛНР в Киеве никто по-прежнему не хочет. «Если бы умеренные силы на Западе додавили неумеренных товарищей в Киеве и те бы согласились на содержательную часть «Минска-2», то ДНР и ЛНР реинтегрировались в состав Украины в рамках предоставленного им права на самоуправление, — объясняет «Ленте.ру» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Это "нулевой вариант", и он выгоден России. Но сейчас Киев, крича о единстве страны, выпихивает ДНР и ЛНР из политического и экономического пространства Украины. Потому что с ЛНР и ДНР Украина не вступит ни в НАТО, ни в ОДКБ, ни в ЕС». А вот сбросив балласт пророссийских «горячих» регионов, Украина останется более прозападной и проамериканской. При этом вся моральная ответственность за развал страны ляжет на Москву. «Киев под давлением из Вашингтона уже давно относится, на мой взгляд, к «Минску-2» как к некой формальности, которую вот-вот придется нарушить окончательно, — говорит «Ленте.ру» член комитета Госдумы по делам СНГ Роберт Шлегель. — Это игра на полный разрыв политических, культурных и экономических связей между Россией и ЕС. Естественно, что как только ВСУ будут готовы, американцы используют их как инструмент для обострения».

Поэтому не исключено, что гордиев узел «Минска-2» разрубит сама же Украина, инициировав столкновение в преддверии 22 июня. Дата символическая, но на Донбассе к этому символизму относятся всерьез. «Я часто слышал, что те же американцы начинают военные наступления под религиозные праздники, например, Белград силы НАТО бомбили на Пасху, — говорит источник «Ленты.ру», близкий к руководству ДНР. — Как советский человек, родившийся при научном атеизме, всегда считал это глупостью, а потом смотрю — работает!»

Впрочем, помимо символизма, есть и чисто прагматические соображения. Любая эскалация конфликта накануне решения о продлении санкций сыграет против России. К тому же 18 июня в Санкт-Петербурге открывается экономический форум, на который, несмотря ни на что, приедут видные деятели из Европы и Америки. И при любых активных действиях с российской стороны или с территории ополчения российскому руководству придется в рамках ПЭФ не обсуждать отмену санкций, а отвечать на неудобные вопросы о ситуации на Донбассе. Именно поэтому в случае атаки со стороны ВСУ у ополченцев будут связаны руки — как под Марьинкой, где бойцы так и не дождались «развития оперативного успеха».

Объективно разрыва «Минска-2» и перехода к активным действиям жаждут обе стороны — и ДНР-ЛНР, надеющиеся на новые, выполнимые условия компромисса с Киевом, и сам Киев, рассчитывающий либо «додавить» республики, либо выбросить их из состава страны, обвинив в этом Москву. А вот Москва получит от этого и позор, и войну. Во всяком случае, экономическую.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше