Культура
16:17, 9 июня 2015

Как искусство опередило кинематограф Что именно Александр Колдер сделал для всего челочечества

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась первая в России ретроспектива Александра Колдера, пионера кинетического искусства. Именно Колдер впервые сделал скульптуру подвижной, тем самым повлияв на развитие художественной мысли XX века и опередив кинематограф. «Лента.ру» и журнал «Искусство» объясняют, что именно сделал Колдер для человечества.

— А это что за штука такая?
— Это мобиль. Это очень модно в Европе. Знаете, оформляют интерьеры подобными вот…. Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею мобиля. Вы знаете, наш XX век — такой ритм, суматоха, приходишь с работы — успокаивает нервы.
— Забавно.
к/ф «Служебный роман»

Неспециалистам имя Александра Колдера обычно ни о чем не говорит, но для знатоков и ценителей он — абсолютный классик ХХ столетия, чьи идеи лежат в основе чуть ли не всех художественных экспериментов с пространством второй половины века. При нем скульптура, повсеместно воспринимавшаяся сквозь призму классических форм и материалов, обрела принципиально новые возможности, адекватные современности. А вопрос о движении в искусстве, который художники пытались преодолеть при помощи самых разнообразных средств, в том числе кинематографа, вдруг обрел решение в самом статичном из видов художественного творчества.

Александр Колдер — американский скульптор, основоположник кинетического (подвижного) искусства и яркий представитель абстрактного направления в скульптуре. Его творческую биографию можно представить в трех словах: «объекты», «мобили» и «стабили», что очень удобно — каждый термин представляет собой определенный период поисков и обретения новых выразительных возможностей скульптуры. Если описать их максимально просто, то получится примерно так. «Объекты» — это преимущественно скульптуры из проволоки, «мобили» — скульптуры, которые приводятся в движение ветром или водой, а «стабили» — наоборот, скульптуры, которые невозможно сдвинуть с места.

Например, любая огромная конструкция из стали, похожая на опору моста, фрагмент завода и одновременно на оригами гигантского размера — это скульптура Колдера или его последователей. Флюгерообразные конструкции из железа, реагирующие на дуновение бриза или поток воды — это Колдер или его последователи. Арт-объекты из проволоки — это тоже наследие Колдера. Однако в узнаваемой манере скрыт невероятной силы импульс, запустивший в свое время процесс переосмысления скульптуры как жанра. Оказалось, что в ней заложен огромный потенциал для экспериментов на том уровне знания и видения мира, который открылся искусству ХХ века.

Своей внешней функциональностью работы Колдера во многом обязаны его учебе в Технологическом институте Стевенса на инженера-механика. Пространственное воображение и живописные навыки он приобрел намного раньше: его мать — художница, а отец и дед — скульпторы, поэтому в детстве у него была даже небольшая мастерская. Родители не хотели для сына трудной судьбы художника, но, получив высшее образование, Колдер сразу же забросил инженерное дело и вернулся к творчеству. Подкрепив усвоенные в детстве навыки вечерними курсами рисования в Нью-Йорке и обучением в художественной школе «Арт стьюдентс лиг», он в 1926-м переехал в Париж, где познакомился с сюрреалистами, конструктивистами, модными философами и литераторами, составлявшими культурную элиту своего времени. В частности, подружился с Миро, Кокто, Ман Рэем и Мондрианом.

В это же время, 1920-х годах, Колдер нащупывает новую форму скульптуры — объекты из проволоки, отличительная особенность которых — невероятная гибкость материала и, как следствие, подвижность фигур. Отказавшись от традиционных материалов скульптуры — глины, мрамора и бронзы — Колдер начал создавать трехмерные рисунки в пространстве. Вероятно, в детстве в мастерской деда или отца он видел, как те складывали из проволоки каркасы фигур, которые потом покрывали слоями глины. Сам же Колдер посчитал глину избыточной и тем самым совершил прорыв: доказал, что можно создать объем в пространстве, но этот объем не будет отягощен физической массой материала. Кроме того, проволока открывает ряд других возможностей для скульптуры, например, делает ее проницаемой: даже если фигуры расположены друг за другом, вы можете увидеть их, не совершая кругового обхода. Проволочный объем материален и бесплотен одновременно.

В 1930 году Колдер по-приятельски зашел в мастерскую к Мондриану, где лишний раз убедился, что окружающий мир можно моделировать посредством обобщенных структур. Проблема заключалась в том, что реальность пребывает в постоянном движении, а работы Мондриана были статичны. Следовательно, для отображения естественной изменчивости природы нужно так же естественно оживить эти обобщенные структуры. Так в 1930-х годов возникли «мобили» — абстрактные динамические конструкции, где движение выражает самую суть замысла художника. В большинстве случаев «мобиль» — это конструкция из легких пластинок, подвешенных на металлических стержнях к потолку, что выглядело весьма необычно для своего времени и произвело фурор не только в художественной среде, но и в дизайне: на фоне минималистических прямоугольных форм и «бедности» материалов архитектуры 1950-х мобили казались полными цвета и жизни.

В 1960-х годах Колдер переключается с движения на статику, с «мобилей» на «стабили» — монументальные скульптуры, украшающие архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки. Стабили Колдера всегда похожи на арки, опоры мостов или фрагменты заводов. Но то, что должно нести в себе преимущественно утилитарную функцию, у Колдера начисто ее лишено: он делает ставку на эстетическую сторону своих объектов, слегка видоизменяя их, играя с органическими формами. Так, в нагромождении железных листов постепенно прорисовываются очертания животных, а в стальных пластинах можно увидеть силуэты людей. Играет Колдер не только с органическими формами, но и с историей искусства. Когда вы идете по центру города и вдруг натыкаетесь на его скульптуру, может показаться, что это современная руина — остаток разрушенного завода или другого сооружения производственного мира.

Бесспорное достоинство выставки Колдера в Пушкинском музее — в ее четкой хронологической структуре и последовательной научности. Можно посмотреть все и сразу: и мобили, и стабили, и объекты, и архивные фотографии, и даже рисунки скульптора. Чтобы продемонстрировать, как работал художник, его творческий метод, представлены макеты будущих масштабных сооружений с подписями, демонстрирующими последовательность сборки. То есть, если вы ничего о Колдере до этого не знали, то получите максимум доступной и полезной информации, а если художник вами горячо любим, насладитесь его знаковыми работами, что нечасто удается в российской столице: последний раз его работы в Москве видели в 1959 году, да и то всего две штуки.

< Назад в рубрику