Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Жилец в стиле Хичкока Как арендаторы квартир в Москве доводят собственников до белого каления

Кадр из фильма Альфреда Хичкока «Птицы», 1963 год

Людей, снимающих квартиры в столице, принято жалеть: почти всю зарплату они отдают «зажравшимся москвичам», которые так и норовят подороже сдать в аренду незаслуженно полученные метры, а на вырученные деньги купить очередной «Порше» или банальную путевку на Мальдивы — в очередной стотысячный раз, естественно.

Неисправная сантехника, «бабушкины» ковры, внезапные повышения арендной ставки, постоянные поиски добросовестного риэлтора — это далеко не весь список несчастий, преследующих нанимателей. Но у медали есть и обратная сторона — собственникам, как ни странно, тоже несладко: иные жильцы будто сошли с киноэкрана, причем они — явно не герои фильма о Матери Терезе. Скорее наоборот.

Ты помнишь, как все начиналось

Некоторых не вполне адекватных арендаторов можно распознать с первого взгляда — проблемы с ними начинаются еще на этапе поиска подходящей квартиры. Самый распространенный грех таких людей — излишняя придирчивость и, мягко говоря, неумение общаться с риэлторами и собственниками жилья.

«Нередко наниматель удивляет своими запросами, пожеланиями и представлениями о рынке, и должно пройти время, пока он поймет реалии, — рассказывает и.о. руководителя департамента аренды компании "НДВ-Недвижимость" Роман Зеленский. — Случается, когда клиент в заявке на поиск жилья указывает необычные параметры желаемого жилья и его расположения. К примеру, расстояние до стен соседнего дома должно быть не более 50 метров, собственник должен быть доброжелательным человеком в возрасте от 37 до 52 лет. Или — одно из самых интересных пожеланий — "чтобы было мое". Однако столь расплывчатая формулировка оборачивается долгими поисками нужной квартиры».

В период этих самых поисков коварный арендатор резвится, от души критикуя чужое жилье. Причем зачастую делает это не в одиночку, а с друзьями — так веселее. «Некоторые арендаторы на просмотр приводят друга, коллегу, родственника или знакомого, который откровенно ругает обстановку, качество ремонта, вкус собственника, бытовую технику и все в квартире с целью снизить стоимость, — сетует Анна Карпова, руководитель департамента элитной недвижимости Est-a-Tet. — Особенно чувствительные собственники при этом могут войти в ступор».

Еще одно любимое развлечение будущих жильцов — торг. «Самые мягкий пример — когда люди, готовые платить по 10 тысяч долларов в месяц за аренду, в течение часа с упоением торгуются с собственниками квартир стоимостью несколько миллионов долларов, кто будет платить две тысячи рублей за аренду ячейки в банке», — говорит Елизавета Некрасова, генеральный директор бюро элитной недвижимости Must Have.

Не менее распространено и откровенное попрошайничество, когда арендатор просит собственника докупить в квартиру мебель, бытовую технику, пару картин Веласкеса или «умный» унитаз со встроенной Wi-Fi-точкой. «Недавно у нас был случай: молодой человек посмотрел квартиру, ему все понравилось, и он дал согласие ее снимать, — рассказывает руководитель отдела аренды компании "Азбука Жилья" Роман Бабичев. — Однако при подписании договора начал говорить, что ему в квартиру нужно купить ЖК-телевизор, поменять дверные ручки. Хозяйка согласилась. Но на этом список был не закончен. Следующим его пожеланием было застекление балкона и заселение без выплаты депозита. Хозяйка не выдержала и попросила молодого человека удалиться».

А еще арендаторы любят с пристрастием допрашивать собственников, и интересовать их может все — родословная, род деятельности, семейное положение, хобби хозяев, соседей и вообще всех, кто живет в радиусе одного-двух километров от дома, а также просто случайно проходил мимо. Есть и чрезмерно въедливые наниматели, которым не дает покоя слава Генриха Падвы, — они очень долго изучают договор. Наконец, есть хитрецы, «уводящие» квартиры у риэлторов. «Порой клиенты пытаются передать собственникам визитки, причем как незаметно, так и в демонстративной форме», — жалуется руководитель департамента городской аренды компании «Ника Эстейт» Кирилл Непомнящий.

Вообще, как отмечают риэлторы, в кризисный период наниматели стали и более изворотливыми, и более избирательными — их требования все чаще удивляют своей уникальностью. Иными словами, люди «отрываются» вовсю, пользуясь моментом: предложений на рынке аренды стало заметно больше, цены снизились, борьба за клиента усилилась. Можно покапризничать.

Ура, у нас живет герой в квартире семьдесят второй

Впрочем, плохое поведение на просмотрах — это «цветочки». Гораздо хуже, когда вполне нормальный с виду человек заселяется в квартиру и лишь потом показывает свое истинное лицо — не как у Ганнибала Лектера, конечно, но тоже малоприятное.

«В моей практике был случай, когда молодой человек с достаточно высокооплачиваемой работой буквально завалил съемную квартиру мусором, — рассказывает первый заместитель директора компании "МИЭЛЬ-Аренда" Мария Жукова. — К собственнику стали поступать жалобы от соседей на невыносимый запах, распространяющийся из квартиры, после чего обнаружилось, что арендатор просто складировал мешки с мусором в доме».

Мешки можно рано или поздно вынести, надев противогаз. А вот порча имущества — более серьезная проблема. По словам Кирилла Непомнящего, виды порчи бывают самыми разными — от банальных (но, тем не менее, несанкционированных) отверстий в стенах до затоплений и пожаров, когда вся обстановка квартиры уничтожается полностью.

«В процессе найма к плохому поведению арендатора можно отнести: запоздалую арендную плату, беспорядок в квартире, отвратительное отношение к чужому имуществу, — перечисляет Роман Бабичев. — Многие без разрешения хозяев курят в съемном помещении».

Особый класс жильцов — вечно недовольные. «Уже после заселения есть ряд арендаторов, которые любят вызывать собственника по любым мелочам — вкрутить лампочку, настроить температуру на радиаторе, включить горячую воду на период отключения, — жалуется Анна Карпова. — Если соседи сверху вздумают прикрутить полку, такие квартиросъемщики сразу звонят арендодателю и жалуются, что они живут в "вечном" ремонте и арендную ставку надо снизить. В подъезде или на площадке такие арендаторы требуют разогнать все курильщиков».

Наконец — проблема «котэ». Заведение домашних животных без ведома наймодателя — грех наипопулярнейший. И еще хорошо, если любимцем арендатора действительно оказывается кот или собака. «Во время проживания происходят разнообразные казусы, вплоть до заселения в съемную квартиру диких животных, — отмечает Ольга Тараканова, руководитель отдела городской недвижимости ORDO Group Moscow. — Такой случай произошел несколько лет назад в одном жилом комплексе бизнес-класса на улице Академика Пилюгина. Здесь в квартиру поместили дикую ящерицу варана».

Приезжайте, доктор, в Бутово скорей

«Полная клиника» на рынке аренды тоже присутствует в избытке. «Бывает, что клиент приходит на просмотр квартиры с металлическими прутиками и специальными устройствами для измерения энергетики, — рассказывает Роман Зеленский. — Не всегда ответ положительный, и можно услышать что-то в духе "здесь север заблокирован". А владелица квартиры после этого переживает, что же ей сделать, чтобы разблокировать север».

В агентстве Kalinka Group вспоминают странного клиента, который приезжал на просмотры элитных квартир на дорогих автомобилях, а внешне выглядел не слишком обеспеченным человеком. «В результате оказалось, что мужчина арендовал автомобили специально для просмотров квартир, а его основная деятельность заключалась в том, что он читал лекции по искусству позитивного мышления, — поясняет руководитель отдела аренды городской недвижимости агентства Юлия Ковалева. — В дорогих квартирах он делал селфи и выкладывал их на своей странице в Facebook с таким посылом: не бойтесь своих желаний, потому что визуализация и аффирмации непременно приводят к их осуществлению».

«Был интересный арендатор в элитном доме в Зачатьевском переулке. Мужчина два года снимал дорогую квартиру площадью 180 квадратных метров для хранения личных вещей и одежды. Он жил за городом и ему было удобно иметь такую "гардеробную" в центре Москвы», — делится опытом Ольга Тараканова.

Еще один пример «клинического» поведения арендаторов, а также страшную правду о процессе производства корейской капусты раскрывает Кирилл Непомнящий: «Несколько лет назад на рынке засветились корейцы, которые в арендуемом жилье организовывали цех по производству острых национальных блюд. Буквально искали квартиры с большой и новой ванной. Говорят, капусту в ней мариновали».

Нам пора и вам пора заключать договора

Полностью нивелировать риск столкновения с неадекватным арендатором, увы, практически невозможно. «Неадекватное поведение арендатора никак не обусловлено внешними параметрами, предсказать его заранее очень сложно, — говорит Оксана Дивеева, руководитель блока по реализации жилья бизнес- и элит-класса компании "БЕСТ-Новострой". — Все зависит от человека. Например, восточная многодетная семья может стать для собственника идеальным арендатором, а одинокий славянин без домашних животных — попросту "убить" квартиру».

Поэтому эксперты рекомендуют поменьше внимания уделять поиску визуальных признаков ненормальности квартиросъемщика и побольше — договору, который с ним заключается. «Хочу дать совет арендодателям — читайте договор, который вы подписываете, — подчеркивает Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED. — Один мой знакомый не сумел продать квартиру и на время сдал ее в аренду. Но при этом он не прочитал бумаги внимательно и подписал арендный договор, который расторгнуть в одностороннем порядке невозможно. Когда нашелся покупатель, который был готов приобрести эту квартиру, арендатор заявил: "Не уеду никуда". Пришлось заплатить ему колоссальные отступные».

Мария Жукова дает еще один ценный совет — страховать объекты, сдаваемые в аренду, ведь это поможет собственникам уберечь имущество от возможных рисков. Не исключено, что и север при этом как-нибудь сам разблокируется.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше