Мир
10:33, 2 мая 2015

Документ дня: Политический кризис или жажда перемен? Что выводит миллионы протестующих на улицы бразильских городов

Антиправительственные протесты в Бразилии
Фото: Xu Zijian / Xinhua / Zumapress / Global Look

В апреле минуло сто дней второму президентскому мандату Дилмы Русеф. Эта традиционно значимая для глав государств дата отмечалась в условиях усиливающихся коррупционных скандалов, массовых акций протеста, ухудшающейся экономической ситуации и обострения разногласий внутри правящей коалиции. О том, чем все это чревато для самой Русеф, Бразилии и ее внешней политики, читайте в статье эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Збигнева Ивановского.

Причины протестов

В марте и апреле Бразилию вновь охватили массовые акции протеста. По данным полиции, 15 марта на центральную улицу Сан-Паулу вышли более миллиона, а по всей стране — около двух миллионов человек. 12 апреля число митингующих сократилось до 700 тысяч (в Сан-Паулу — до 275 тысяч) человек, однако география протестных акций заметно расширилась, охватив 150 городов.

Акции были организованы представителями средних городских слоев, объединенными в сетевые социальные движения. В сообществе Facebook «Восставшие в сетях» (Revoltados Online) 769 тысяч пользователей, в «Выходите на улицу» (Vem Pra Rua) — 493,3 тысячи, в «Свободной Бразилии» (Movimento Brasil Livre) — 132 тысячи. Большинство из них — противники правительства Дилмы Русеф, выступающие за изменение принятой модели развития, либерализацию экономики и политики, ограничение вмешательства государства в экономику и создание более благоприятных условий для предпринимателей. Незначительное меньшинство — в частности, движение «Долой всех» (Fora Todos) — представлено левыми радикалами, выступающими за «власть трудящихся». По данным влиятельного социологического агентства Datafolha, 95 процентов манифестантов из Сан-Паулу не принадлежат к политическим партиям, при этом 34 процента относят себя к центристам, 26 процентов — к правым, 20 процентов — к правому центру, и только 7 процентов — к левым.

Хотя, как показывают опросы, 75 процентов бразильцев поддерживали антиправительственные выступления, представители контрэлиты заняли осторожную позицию. Как основатель Партии бразильской социальной демократии, экс-президент Фернанду Энрике Кардозу, так и ее нынешний лидер, бывший кандидатом на президентских выборах 2014-го Аэсиу Невес, поддержали акции протеста. Невес, однако, заявил, что оппозиция не должна использовать выступления гражданского общества в своих целях и не заинтересована в дестабилизации страны.

На массовых выступлениях июня 2013-го требовали улучшения качества социальных услуг и протестовали против нерационального расходования бюджетных средств, в первую очередь — на проведение чемпионата мира по футболу-2014 и летних Олимпийских игр 2016-го. На этот раз граждане возмущены неэффективностью борьбы правительства с коррупцией.

Нынешний коррупционный скандал получил широкий общественный резонанс еще в ходе избирательной кампании 2014-го. В его эпицентре оказалась контролируемая государством нефтяная компания Petrobras, обвиняемая в нецелевом использовании средств, непрозрачных тендерах и заключении контрактов со строительными и другими фирмами по завышенным ценам в обмен на взятки. По ходу расследования прокуратура выдвинула обвинения против ста с лишним человек, среди которых были пятеро представителей руководства самой компании. Политическую окраску процессу придали обвинения в отмывании денег и сомнительных связях, затронувшие 50 политических деятелей, в том числе — пятерых бывших министров и председателей обеих палат Национального конгресса. После ареста казначея Партии трудящихся Жуана Вакари Нету тень пала не только на руководство партии, но и лично на президента, поскольку оппозиция заявила о незаконном финансировании за счет Petrobras избирательной кампании 2014 года. Одновременно Партия бразильской социальной демократии подняла вопрос о расследовании деятельности Национального банка экономического и социального развития, предоставившего предприятиям, вовлеченным в коррупционный скандал, кредиты на сумму 800 миллионов долларов. Это требование поддержали депутаты от других оппозиционных партий и часть парламентариев из правящей коалиции. По данным Datafolha, 57 процентов респондентов считают, что Дилма Русеф знала о незаконном использовании средств и никак этому не препятствовала, 26 процентов придерживаются мнения, что президент знала о проблеме, но ничего не могла сделать, и только 12 процентов полагают, что глава государства непричастна к скандалу. В результате 63 процента бразильцев выступили за отставку президента, 33 процента — против, и 4 процента воздержались.

Реакция правительства

Президент Русеф не стала называть своих оппонентов пятой колонной и заявила, что современная демократия должна учитывать как итоги выборов, так и голос улиц. Разработанный правительством план бескомпромиссной борьбы с коррупцией, который должен еще получить одобрение Национального конгресса, предлагает рассматривать в качестве уголовного преступления сокрытие средств, получаемых партиями на избирательные кампании, и допускает конфискацию и продажу с аукциона имущества, добытого незаконным путем. Коррупционерам не только запрещается заниматься политикой, но и работать в качестве государственных служащих. Все чиновники обязаны подтвердить соответствие своих расходов доходам, также ужесточаются меры наказания предпринимателей за незаконное использование общественного достояния.

Глава государства сообщила, что после кадровой чистки из Petrobras уволены все коррупционеры, а компания добилась рекордного уровня рентабельности, и вскоре в США ей вручат премию за эффективность. В свою очередь в Партии трудящихся известили, что из ее рядов будут исключаться все лица, запятнавшие себя коррупцией. Благодаря договору, подписанному со Швейцарией, Бразилия уже смогла вернуть 120 миллионов незаконно вывезенных долларов; еще 400 миллионов заморожены на швейцарских счетах до завершения аудита Petrobras и ее контрагентов.

Экономический фон коррупционных скандалов

Начало второго президентского срока Дилмы Русеф пришлось на ухудшение экономической ситуации, характеризуемое как стагфляция. По официальным данным, в 2014 году экономический рост не превысил 0,1 процента; по предварительным расчетам, в 2015-м ВВП сократится на 1,3 процента. Ожидаемая инфляция в годовом исчислении достигнет 8,23 процента (это самый высокий показатель после 2003 года). Сохраняется тенденция к ослаблению национальной валюты — бразильского реала.

Новый министр финансов Жуакин Леви взял курс на сокращение расходов за счет урезания социальных программ, что фактически означает пересмотр традиционной для Бразилии социально ориентированной модели развития. Ради бездефицитного бюджета правительство предполагает в текущем году сэкономить 80 миллиардов реалов (26,4 миллиарда долларов), в стране повышаются налоги и ставки по потребительским кредитам, растут цены на энергоносители. Моральным ударом стала утрата достигнутого Бразилией шестого места в мировой экономике: в 2014-м Великобритания вновь обогнала латиноамериканского гиганта по объему ВВП, а по прогнозам, в 2015-м Индия вытеснит Бразилию и с седьмого места.

Противоречия в правящей коалиции

Политические позиции Дилмы Русеф с самого начала не отличались особой прочностью. Действующий президент победила на выборах с минимальным преимуществом в 3,28 процента, набрав во втором туре 51,64 процента голосов. Правящая Партия трудящихся получила всего 70 из 513 мест в нижней и 12 из 100 — в верхней палате парламента. Благодаря альянсу с центристской Партией бразильского демократического движения (ПБДД) и другими умеренными политическими силами удалось создать относительное проправительственное парламентское большинство, однако в результате коррупционных скандалов и других разногласий отношения между основными союзниками испортились. В составе предвыборной коалиции представитель ПБДД Мишел Темер стал кандидатом в вице-президенты, а при формировании правительства дружественная на тот момент партия обрела шесть министерских постов. Тем не менее выполнение обязательств было достаточно формальным, поскольку представители этой партии возглавили второстепенные министерства, лишившись министерств обороны, социального обеспечения и секретариата стратегических проблем. В предыдущем кабинете ПБДД контролировала 15 процентов бюджета, в нынешнем — только два процента.

Кроме того, Русеф поддержала создание Либеральной партии, которая включила в себя, наряду с Социал-демократической партией, диссидентов из ПБДД, ослабив тем самым ее ряды. Интересы союзников по коалиции столкнулись и во время выборов председателя Палаты депутатов, когда Эдуарду Кунья из ПБДД с разгромным счетом (267 голосов против 136) победил представителя Партии трудящихся Арлиндо Киналья. После того как руководители обеих палат, принадлежащие к Партии бразильского демократического движения, попали в черный список подозреваемых в коррупционном скандале с Petrobras, правящая коалиция оказалась на грани распада. Для восстановления контроля над Национальным конгрессом Дилма Русеф совершила нетривиальный шаг, назначив вице-президента Темера координатором по связям между правительством и парламентом. В последние десятилетия ПБДД традиционно не выдвигает собственных кандидатов на пост главы государства, предпочитая присоединиться к партии, реально претендующей на победу. Если учесть это обстоятельство, нельзя исключить, что на выборах 2018 года прагматичная ПБДД, наконец, выступит самостоятельно или пойдет на альянс с оппозиционной ныне Социал-демократической партией, как это было в 2002-м.

Возможные перспективы политического развития

Бразилия переживает стагнацию, и вряд ли ситуация значительно улучшится к концу президентского мандата Дилмы Русеф. В условиях жесткой экономии политический маятник неизбежно сдвинется к центру. Во внешней политике при сохранении дружественных связей с другими членами БРИКС и латиноамериканскими соседями будут нормализованы отношения с США, изрядно подпорченные разоблачениями Эдварда Сноудена. Соединенные Штаты уже выразили интерес к укреплению торговых связей и расширению сотрудничества в сфере обороны между двумя крупнейшими экономиками Западного полушария, что будет обсуждаться во время официального визита президента Русеф в Вашингтон 30 июня 2015 года. Глава Бразилии также приветствовала курс на нормализацию отношений между США и Кубой, способной положить конец пережиткам холодной войны в регионе.

Несмотря на крайне низкий рейтинг президента (13 процентов в апреле), для импичмента нет формальных оснований, а сама процедура отставки достаточно сложная и длительная. Тем не менее очевидно, что в сложных экономических условиях протесты средних слоев продолжатся, к ним могут присоединиться и представители профсоюзов, недовольные новой системой найма и отсутствием гарантий занятости. Не исключено, что за четыре президентских мандата Партия трудящихся уже исчерпала свой ресурс. Массовые акции протеста в Бразилии показали, что длительное пребывание у власти одной партии, даже в случае успешности проводимой политики, вызывает стремление к переменам, а без политической конкуренции и сменяемости власти эффективная борьба с коррупцией маловероятна. В новых исторических условиях меняются формы социального протеста, политические партии и профцентры отходят на второй план, а основные мобилизационные функции возлагаются на сетевые технологии и мобильную связь. Децентрализация и отсутствие видимого контрагента затрудняет диалог с правительством, в чем одновременно и сила, и слабость протестного движения нового типа.

< Назад в рубрику