Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Мигранты в гавани Поццалло (Италия), 20 апреля 2015

Море мертвых Устав от жизни в африканских странах, они тратят все свои сбережения на «билет в один конец»

Мигранты в гавани Поццалло (Италия), 20 апреля 2015

Фото: Alessandro Bianchi / Reuters

После того как более 800 человек погибли в трюме затонувшего у берегов Италии судна, вопрос противодействия незаконной миграции в ЕС снова оказался в центре всеобщего внимания. Генсек ООН сравнил эту трагедию с гибелью «Титаника». Однако лидеры европейских стран озабочены не столько вопросом предотвращения подобных инцидентов, сколько охраной морских рубежей. Граждане Евросоюза хоть и сочувствуют страданиям беженцев, видеть их у себя в городах не желают. Между тем уже в ближайшие дни из Ливии в Европу могут отправиться около миллиона мигрантов.

«Женщины из Сомали, Эритреи и других африканских стран громко плакали. В белом шатре возле госпиталя Богоматери в столице Мальты — Валлетте — проходила траурная церемония в честь 24 погибших в самой крупной из всех известных морских катастроф в Средиземном море, жертвами которой по разным данным стали от 800 до 900 человек. Из 24 деревянных гробов выделялся один — белого цвета. В нем лежал маленький мальчик. Его имени, как и имен сотен других утонувших, никто не знал: на гробе была надпись "тело №132". Всех жертв кораблекрушения похоронили в братской могиле на кладбище Malta's Addolorata», — так описывает траурную церемонию BBC News.

Выступая в штаб-квартире ООН, генсек организации Пан Ги Мун сравнил трагедию, произошедшую с мигрантами и беженцами в Средиземном море 19 апреля, с гибелью «Титаника». Как рассказал один из 28 выживших, рыболовецкое судно, на борту которого находились 950 человек из Алжира, Египта, Сомали, Нигерии, Сенегала, Мали, Замбии, Бангладеш и Ганы, столкнулось с португальским торговым судном, которое шло на помощь мигрантам. По словам пассажира, у многих людей не было возможности спастись: они были заперты в трюме.

«Общественное мнение это, судя по всему, не слишком беспокоит. Никто не хочет видеть ужасную катастрофу и думать о выловленных из моря сотнях тел. Одни говорят, что нужно лишь усилить охрану европейских границ от потока мигрантов. Другие призывают начать войну с торговцами людьми и перевозчиками, наживающимися на чужом горе. Третьи не хотят искать никаких решений, предлагая мигрантам остаться на родине. Как бы то ни было, нельзя не отметить безразличия, легкомысленности, если не сказать бесчувственности при виде такой масштабной катастрофы», — написал в журнале La Regle du Jeu французский писатель Бернар-Анри Леви.

Переправа, переправа

Несмотря на ужасающие масштабы катастрофы, нелегалов, желающих морским путем попасть в Европу, меньше не становится. «На следующий день после трагедии в Средиземном море из Ливии в Италию отправилась очередная лодка с беженцами на борту», — сообщает The Guardian.

Как заявил профессор криминалистики Кейптаунского университета, «Ливия превратилась в настоящий рай для контрабандистов». За один рейс «черные перевозчики» зарабатывают до 35,8 тысячи долларов. В неделю обычно отправляют по 20 лодок. Стоимость «билета в один конец», по словам контрабандистов, зависит от национальности мигрантов. Так, жители бедных африканских стран платят от 800 до 1000 долларов, марокканцы — около 1,6 тысяч долларов, сирийцы — около 2,5 тысячи долларов (при этом они занимают места на палубе, в то время как граждане Эритреи, Ганы, Сомали, Египта и многих других государств обычно сидят в трюмах). Граждане Сирии, к слову, также вынуждены переправляться в ЕС через Ливию — из-за того, что прибрежная территория и граница с Турцией находятся под контролем повстанцев и боевиков «Исламского государства».

Одна лодка длиной около 17 метров рассчитана на перевозку не более 300 пассажиров. Однако обычно на борту бывает до 800 человек. «Сирийцы доплачивают еще по 500 долларов, чтобы в лодке было фиксированное число пассажиров. Африканцы из бедных государств так не делают, у них нет денег», — рассказал один из перевозчиков по имени Хаджи. Обычно беженцев отправляют в Италию, Грецию или на Мальту на старых рыболовецких траулерах или надувных лодках. Однако за 4-5 тысяч долларов можно обеспечить себе место на более комфортабельном судне.

У беженцев есть возможность добраться до Италии по так называемой программе «все включено». За несколько десятков тысяч долларов (иногда стоимость доходит до сотни тысяч долларов) беженцев могут забрать из лагеря, привезти в порт, посадить на судно и посоветовать, к кому обратиться за помощью на новом месте. Однако такое путешествие — скорее исключение, чем правило.

Помимо того, что суда выходят в море перегруженными, порой с пробоинами и недостаточным количеством топлива, на них не хватает запасов воды, еды и спасательного снаряжения. Нередко во время плавания случаются конфликты между мигрантами. Как рассказал один из спасенных итальянской береговой охраной беженцев, на лодке, направлявшейся из Ливии в Италию, произошла ссора на религиозной почве. В результате всех находившихся на борту христиан бросили за борт. «Эти люди в отчаянии. Один из мигрантов сказал мне: "Мы были где-то между адом и дном синего моря"», — пишет журналист The Guardian.

После того как «черные перевозчики» улаживают все дела с береговой охраной (стоит это от полутора до 17 тысяч долларов), в лодку садятся пассажиры. Иногда перевозку осуществляют сами контрабандисты. Однако в последнее время возникла такая практика: членов экипажа и капитана выбирают из мигрантов. «Мы проводим инструктаж, даем капитану спутниковый телефон, GPS-навигатор. Тем, кто платит 10 долларов, выдаем спасательные жилеты. За еду и воду также необходимо выложить несколько десятков долларов. Мы предупреждаем пассажиров, что им нельзя двигаться или ходить, чтобы лодка не опрокинулась. Если у мигрантов затекают мышцы, они могут только медленно встать или сесть. Капитан не платит за перевозку, поэтому многие мигранты соглашаются встать к штурвалу, не умея при этом управлять лодкой. Иногда среди пассажиров встречаются рыбаки из Туниса и Египта, они нормально с этим справляются», — рассказал бывший контрабандист Амдиаз Аминзо.

При этом, как пишут итальянские СМИ, еще до начала плавания мигрантов в Ливии подстерегают опасности. Людей, ожидавших контрабандистов в назначенном месте, нередко избивали, грабили, насиловали. «В Ливии часто похищают беженцев», — заявил один из представителей организации «Врачи без границ». «Меня полгода держали в заключении в одном ливийском доме. Мой муж все это время работал на мойке, стараясь заработать деньги, чтобы выкупить нас обоих из рабства», — рассказала нигерийский декоратор Дженнифер Коллинс.

«Кладбище под открытым небом»

Мощный поток мигрантов хлынул в Европу в 2011 году с приходом «арабской весны». Бедность, политическая нестабильность и гражданские войны заставляют людей отправляться в Италию, Грецию и на Мальту в поисках лучшей жизни. Однако добраться до этих стран из Ливии по Средиземному морю удается далеко не всем. С начала года в Средиземном море погибли около двух тысяч мигрантов. При этом 1,7 тысячи из них утонули в апреле. Многие рыбацкие и гражданские суда не приходят на помощь тонущим лодкам. «Капитаны, опасаясь, что их сочтут причастными к контрабандным перевозкам, плывут дальше, не обращая внимания на крики погибающих людей», — пишут итальянские СМИ.

Приток беженцев вызывает у европейцев раздражение. Жители Италии и Мальты жалуются, что их города буквально забиты мигрантами. По словам граждан ЕС, африканцы зачастую не знают европейских языков, у них нет никаких профессиональных навыков. В условиях экономического кризиса мигрантам не могут обеспечить нормальные условия проживания, а отправить их на родину также невозможно — из-за нехватки денег. В результате беженцы вынуждены жить в антисанитарных условиях на окраинах городов.

Mare Nostrum vs Tritone

Раньше в Италии существовала военно-гуманитарная миссия Mare Nostrum. Ее создали в 2013 году после того, как у берегов Лампедузы затонуло судно, перевозившее более 400 беженцев из Африки. В распоряжении участников миссии было пять кораблей и 14 вертолетов. Ежемесячно эта операция обходилась итальянским властям в девять миллионов долларов.

По предварительным оценкам, в результате этой операции всего за год удалось спасти более 150 тысяч человек. «Их доставляли в Италию, там им предлагали медицинскую помощь, давали еду и кров. Вместо того, чтобы тут же выдворять их из страны, итальянцы разрешали им официально попросить убежище», — писали итальянские СМИ.

Эту операцию не раз критиковали в ЕС. Летом 2014 года лидер оппозиционного итальянского движения «Лига Севера» Маттео Сальвини назвал миссию «такси для мигрантов», заявив, что эта операция на руку контрабандистам, которые лишь увеличивают число перевозок. Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер в свою очередь заявил: «Только поиск и спасение утопающих мигрантов не поможет». Впоследствии Mare Nostrum было решено заменить на Tritone, целью которой стала защита границ ЕС от наплыва беженцев, а не спасение мигрантов.

Наибольшие экономические потери от притока беженцев несут Греция, Италия и Мальта. Они жалуются на то, что засилье мигрантов делает их менее привлекательными для туристов. При этом недовольство государств Южной Европы вызывает и то, что никто из соседей по ЕС не помогает им решать этот вопрос. Попытки Рима и Афин разделить проблему с другими европейскими странами заканчивались дипломатическими скандалами. Так, в 2011 году Франция отказалась впускать на свою территорию африканских беженцев, прибывших из Италии. Тогда Рим обвинил Париж в незаконном восстановлении пограничного контроля внутри шенгенской зоны. Французы высказали недовольство тем, что итальянцы, стремясь выпроводить мигрантов из своей страны, стали без разбора выдавать шенгенские визы. В 2013 году похожий скандал разразился между Римом и Берлином: итальянцы выдали по 500 евро и визы нескольким сотням беженцев из Ливии при условии, что те уедут в Гамбург.

Европейский подход

После очередной трагедии лидеры ЕС решили провести саммит, чтобы обсудить миграционную политику. «У Евросоюза больше нет оправданий. Нам необходимы немедленные действия и решения», — заявила главный дипломат ЕС Федерика Могерини.

Мигранты и беженцы, ожидая возобновления программы Mare Nostrum (целью этой миссии, просуществовавшей с 2013 до декабря 2014 года, было спасение тонущих мигрантов), возлагали на эту встречу большие надежды. «Я плыл на лодке в течение трех дней без еды и питья. Я едва не умер. Но тысячи людей, таких же, как и я, погибнут в этом году, если Евросоюз им не поможет», — сказал один из 28 беженцев, оставшихся в живых. По подсчетам европейских чиновников, порядка миллиона мигрантов собираются в ближайшее время отправиться из Ливии в ЕС. Из них около полумиллиона — сирийские беженцы, еще несколько сотен — ливийцы.

Однако главы европейских стран решили не возобновлять Mare Nostrum, а договорились усилить патрулирование вод Средиземного моря и бороться с «черными перевозчиками». Беженцев договорились распределять по всем 28 странам Евросоюза, а у мигрантов брать отпечатки пальцев и как можно скорее отправлять их на родину. Ради реализации этого плана почти в три раза было увеличено финансирование действующей программы Tritone («Тритон»), теперь она будет обходиться ЕС примерно в 120 миллионов евро в год. Также решено увеличить количество задействованных в программе кораблей, вертолетов и самолетов.

Впрочем, независимые эксперты отнеслись к этим мерам со скепсисом. «Учитывая то, насколько драматична сложившаяся ситуация, эта инициатива Евросоюза не более чем шутка, она ничем не поможет ежедневно гибнущим людям», — констатировал представитель немецкой правозащитной организации Pro Asyl Карл Копп.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15