Среда обитания
12:31, 23 апреля 2015

Большой куш Кому сегодня принадлежат земли и недвижимость Лондона

Фото: Simon Dawson / Bloomberg / Getty Images / Fotobank

Век аристократов еще не прошел, по крайней мере, в Великобритании. Две трети земель в стране принадлежат 189 тысячам семей. Крупнейший землевладелец — герцог Баклю, которому принадлежат более 112 тысяч британских гектаров. Лондон тоже не исключение: до сих пор львиная доля земли и объектов недвижимости в столице Соединенного Королевства находится во владении знати, однако ситуация постепенно меняется по мере того, как в город вливаются «новые деньги» азиатских инвесторов.

Корпорация Сити

Много веков назад в Лондоне уже существовали два центра: один — экономический, в Сити, другой — политический и культурный, — в Вестминстере. Отсюда два старейших владения Лондона — владения короны, заложенные в 1066 году при Вильгельме Завоевателе, и владения Корпорации Сити.

Корпорация лондонского Сити (City of London Corporation) — это муниципальная администрация района. Ее истоки были заложены еще в XII веке. Территория, находящаяся сегодня под управлением Корпорации, представляет собой знаменитый квартал «Квадратная миля» (1,22 квадратной мили, или чуть больше трех квадратных километров), где расположены штаб-квартиры ведущих финансовых и страховых компаний.

В Сити Корпорация владеет и управляет двумя крытыми рынками — Смизфилд-маркетом и Ледэнхолл-маркетом. Корпорации принадлежит также земля за пределами Сити: парки общей площадью 40 квадратных километров в Большом Лондоне и его окрестностях, включая большую часть леса Эппинга, Хэмпстед-Хит и многие места общественного пользования в Северной Ирландии. Кроме того, эта организация владеет Старым Спитафилдским рынком и Биллинсгейтским рыбным рынком в соседнем лондонском боро Тауэр-Хэмлетс (боро — административная единица британской столицы).

Ответвлению Корпорации, Bridge House Estates, принадлежат мосты в Лондоне — Саутваркский, Миллениум, Лондонский мост, Блэкфрайерс и Тауэрский мост.

Корона

Королева лично не владеет землей. Имущество короны официально принадлежит организации Crown Estate (собственно, «Владения короны» и есть). The Royal Parks Agency управляет парками, Historic Royal Palaces — дворцами, не использующимися королевской семьей (это Тауэр, Хэмптон-Корт, Банкетинг-хаус, общественные места Кенсингтонского дворца), Royal Household — дворцами – королевскими резиденциями. Герцогство Корнуолльское принца Чарльза Уэльского владеет 15,7 гектара Большого Лондона, включая 39 жилых объектов и 18 коммерческих.

Британской королевской семье, включая Crown Estates, герцогства Корнуолльское и Ланкастерское, принадлежат около 274 тыс. га. Стоимость портфеля Crown Estates превышает 8 млрд фунтов стерлингов (на 2013 год), из них половина (4 млрд) — это городские объекты. Среди владений короны в Лондоне — Риджент-стрит и часть Сент-Джеймс-стрит в Вест-Энде. Ей также принадлежат многие торговые объекты в Оксфорде, Эксетере, Ноттингеме, Ньюкасле и Харлоу. Кроме того, корона владеет 144 тыс. га сельскохозяйственных и лесных угодий, Windsor Estate (6 300 га) и морскими территориями.

Церковь

Англиканской церкви сегодня принадлежит лишь десятая часть той земли, которая была ее собственностью в викторианскую эпоху. В частности, она владеет участком земли к северу от Гайд-парка, включая магазины и жилые здания, Royal Lancaster Hotel и несколькими сотнями парковочных мест.

Родовые владения

Родовые имения знати появлялись в результате раздела земель. Первый такой раздел пришелся на время Вильгельма Завоевателя (XI век), который захватывал земли и присваивал их себе и своим сторонникам. Второй раздел пришелся на время Генриха VIII (XVI век), распустившего монастыри и раздавшего десять миллионов акров освободившихся территорий баронам – сторонникам новой церкви, свободной от влияния Рима. Король и его наследники начали раздавать свободные земли верным подданным. Именно из бывших владений церкви начали формироваться родовые имения знати. Третье крупное перераспределение земли произошло во времена Кромвеля (XVII век).

Большинство домов и объектов бизнеса, находящихся сегодня во фригольде (безусловное право собственности на недвижимость в английском праве), происходят из крупных владений собственников, продавших небольшие участки земли застройщикам недвижимости. Владения иногда объединялись, чаще всего в результате брака по расчету, а иногда, наоборот, дробились. Аристократы благоустраивали участки под проживание и сдавали в лизгольд (вид земельной аренды, второй из основных исторически сложившихся в стране видов владения недвижимостью) на длительный срок, например, на 99 лет, богатым арендаторам.

Сейчас в Лондоне выделяют четыре крупные семьи землевладельцев — Гровеноров, Кадоганов, баронов Уолденских Говардов и Портманов. Этим владениям насчитываются сотни лет. Землей родов управляют компании. The Portman Estate является менеджером земель и объектов Портманов, Cadogan — соответственно Кадоганов, The Howard de Walden Estate — Уолденских Говардов, Grosvenor Estate — Гровеноров.

Гровенорам принадлежат около 120 гектаров земли, включая территории в самых престижных районах Лондона. Джеральд Кавендиш Гровенор, шестой герцог Вестминстерский, обладатель состояния в 13 миллиардов долларов, владеет землей в фешенебельных лондонских районах Мейфэр, Белгравия и Найтсбридж и сельскохозяйственными угодьями в графствах Ланкашир, Чешир, а также в Шотландии.

В Мейфэре Гровернорам принадлежат объекты недвижимости на Маунт-стрит, Гровенор-стрит, Норт-Одли-стрит, Дьюк-стрит и Парк-стрит, в Белгравии — на Итон-сквер, Мотком-стрит, Элизабет-стрит, Пимлико-роуд и Эбери-стрит. Все арендаторы лондонских особняков и роскошных апартаментов регулярно платят Гровенору.

Кадоганам некогда принадлежала большая часть Челси. Сейчас Cadogan Estates владеет землей в окрестностях Кадоган-сквер, Слоан-стрит и Кингс-роуд в Челси, а также в Найтсбридже. Компании принадлежат жилые и коммерческие объекты. В Челси Cadogan Estates владеет несколькими сотнями квартир и домов, продолжая постоянно расширять свой портфель.

The Howard de Walden Estate владеет примерно 40 гектарами в Мэрилебоне, включая улицы от Порртленд-плейс до Мэрилебон-хай-стрит и от Мэрилебон-роуд до Вигмор-стрит. В портфель компании входят преимущественно здания георгианской эпохи — как жилые, так и торговые.

The Portman Estate принадлежит более 40 гектаров между Оксфорд-стрит, Эджвер-роуд и Мэрилебон-роуд, а также Чилтерн-стрит, Сеймур-Плейс и Нью-Квебек-стрит. Земля во владении The Portman Estate расположена к западу от Мэрилебон-хай-стрит.

Учитывая то, что недвижимость находится в собственности одних и тех же семей несколько веков, большое значение для родов приобретает долгосрочное видение. Краткосрочный горизонт — минимум 20 лет, среднесрочный — 50, долгосрочный — 80–100 лет.

Есть и новые большие владения в Сохо, Эрлс-Корте и Кэнэри-Уорфе, которым лишь несколько десятилетий. Например, компании Soho Estates принадлежит значительная часть Сохо. Во главе структуры — Джон Джеймс, зять покойного миллиардера Пола Рэймонда, которого называли «королем Сохо». Джеймс действует в интересах своих дочерей — Фон и Индии-Роуз Джеймс, наследниц Рэймонда.

Объекты развлечений нередко оказываются в руках частных лиц. Так, английскому композитору Эндрю Ллойду Уэбберу принадлежат шесть театров в Вест-Энде.

Иностранцы

Многие всерьез опасаются, что значительная часть Лондона перейдет в руки богатых иностранцев. Зарубежные инвесторы приобретают около трети элитной недвижимости в центре британской столицы. Им принадлежат даже многие известные достопримечательности.

У электростанции Баттерси малазийские владельцы, у One Nine Elms — китайские, у знаменитого «Корнишона» — бразильские. London City Hall, где находится офис мэра Лондона Бориса Джонсона, принадлежит Кувейту. Многие объекты на улице Сэвил-Роу находятся во владении Норвегии.

Только одной катарской королевской семье принадлежат: 95 процентов небоскреба Shard, часть Кэнери-Уорфа, фригольд в Chelsea Barracks и в олимпийском поселке, здание американского посольства на Гровернор-сквер, доля Camden Markets, универмаг Harrods, множество квартир в элитном жилом комплексе One Hyde Park и более четверти сети супермаркетов Sainsbury’s.

Все говорит о том, что Лондон становится все более космополитичным, и старый порядок, при котором вся земля принадлежала королеве и знати, уходит в прошлое.

Юлия Кожевникова

< Назад в рубрику