Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Большой куш Кому сегодня принадлежат земли и недвижимость Лондона

Фото: Simon Dawson / Bloomberg / Getty Images / Fotobank

Век аристократов еще не прошел, по крайней мере, в Великобритании. Две трети земель в стране принадлежат 189 тысячам семей. Крупнейший землевладелец — герцог Баклю, которому принадлежат более 112 тысяч британских гектаров. Лондон тоже не исключение: до сих пор львиная доля земли и объектов недвижимости в столице Соединенного Королевства находится во владении знати, однако ситуация постепенно меняется по мере того, как в город вливаются «новые деньги» азиатских инвесторов.

Корпорация Сити

Много веков назад в Лондоне уже существовали два центра: один — экономический, в Сити, другой — политический и культурный, — в Вестминстере. Отсюда два старейших владения Лондона — владения короны, заложенные в 1066 году при Вильгельме Завоевателе, и владения Корпорации Сити.

Корпорация лондонского Сити (City of London Corporation) — это муниципальная администрация района. Ее истоки были заложены еще в XII веке. Территория, находящаяся сегодня под управлением Корпорации, представляет собой знаменитый квартал «Квадратная миля» (1,22 квадратной мили, или чуть больше трех квадратных километров), где расположены штаб-квартиры ведущих финансовых и страховых компаний.

В Сити Корпорация владеет и управляет двумя крытыми рынками — Смизфилд-маркетом и Ледэнхолл-маркетом. Корпорации принадлежит также земля за пределами Сити: парки общей площадью 40 квадратных километров в Большом Лондоне и его окрестностях, включая большую часть леса Эппинга, Хэмпстед-Хит и многие места общественного пользования в Северной Ирландии. Кроме того, эта организация владеет Старым Спитафилдским рынком и Биллинсгейтским рыбным рынком в соседнем лондонском боро Тауэр-Хэмлетс (боро — административная единица британской столицы).

Ответвлению Корпорации, Bridge House Estates, принадлежат мосты в Лондоне — Саутваркский, Миллениум, Лондонский мост, Блэкфрайерс и Тауэрский мост.

Корона

Королева лично не владеет землей. Имущество короны официально принадлежит организации Crown Estate (собственно, «Владения короны» и есть). The Royal Parks Agency управляет парками, Historic Royal Palaces — дворцами, не использующимися королевской семьей (это Тауэр, Хэмптон-Корт, Банкетинг-хаус, общественные места Кенсингтонского дворца), Royal Household — дворцами – королевскими резиденциями. Герцогство Корнуолльское принца Чарльза Уэльского владеет 15,7 гектара Большого Лондона, включая 39 жилых объектов и 18 коммерческих.

Британской королевской семье, включая Crown Estates, герцогства Корнуолльское и Ланкастерское, принадлежат около 274 тыс. га. Стоимость портфеля Crown Estates превышает 8 млрд фунтов стерлингов (на 2013 год), из них половина (4 млрд) — это городские объекты. Среди владений короны в Лондоне — Риджент-стрит и часть Сент-Джеймс-стрит в Вест-Энде. Ей также принадлежат многие торговые объекты в Оксфорде, Эксетере, Ноттингеме, Ньюкасле и Харлоу. Кроме того, корона владеет 144 тыс. га сельскохозяйственных и лесных угодий, Windsor Estate (6 300 га) и морскими территориями.

Церковь

Англиканской церкви сегодня принадлежит лишь десятая часть той земли, которая была ее собственностью в викторианскую эпоху. В частности, она владеет участком земли к северу от Гайд-парка, включая магазины и жилые здания, Royal Lancaster Hotel и несколькими сотнями парковочных мест.

Родовые владения

Родовые имения знати появлялись в результате раздела земель. Первый такой раздел пришелся на время Вильгельма Завоевателя (XI век), который захватывал земли и присваивал их себе и своим сторонникам. Второй раздел пришелся на время Генриха VIII (XVI век), распустившего монастыри и раздавшего десять миллионов акров освободившихся территорий баронам – сторонникам новой церкви, свободной от влияния Рима. Король и его наследники начали раздавать свободные земли верным подданным. Именно из бывших владений церкви начали формироваться родовые имения знати. Третье крупное перераспределение земли произошло во времена Кромвеля (XVII век).

«В Великобритании все квартиры продаются с правом собственности лизгольд. Что касается дома или же участка земли, у инвестора имеется право приобретения права собственности фригольд. Так как Лондон стремительно развивается, все больше и больше инвесторов приобретают землю под строительство или же готовые объекты, становясь при этом владельцем фригольда, что значит собственником земли»,— Оксана Салфали, управляющий директор London Relocation Consultancy

Большинство домов и объектов бизнеса, находящихся сегодня во фригольде (безусловное право собственности на недвижимость в английском праве), происходят из крупных владений собственников, продавших небольшие участки земли застройщикам недвижимости. Владения иногда объединялись, чаще всего в результате брака по расчету, а иногда, наоборот, дробились. Аристократы благоустраивали участки под проживание и сдавали в лизгольд (вид земельной аренды, второй из основных исторически сложившихся в стране видов владения недвижимостью) на длительный срок, например, на 99 лет, богатым арендаторам.

Сейчас в Лондоне выделяют четыре крупные семьи землевладельцев — Гровеноров, Кадоганов, баронов Уолденских Говардов и Портманов. Этим владениям насчитываются сотни лет. Землей родов управляют компании. The Portman Estate является менеджером земель и объектов Портманов, Cadogan — соответственно Кадоганов, The Howard de Walden Estate — Уолденских Говардов, Grosvenor Estate — Гровеноров.

Гровенорам принадлежат около 120 гектаров земли, включая территории в самых престижных районах Лондона. Джеральд Кавендиш Гровенор, шестой герцог Вестминстерский, обладатель состояния в 13 миллиардов долларов, владеет землей в фешенебельных лондонских районах Мейфэр, Белгравия и Найтсбридж и сельскохозяйственными угодьями в графствах Ланкашир, Чешир, а также в Шотландии.

В Мейфэре Гровернорам принадлежат объекты недвижимости на Маунт-стрит, Гровенор-стрит, Норт-Одли-стрит, Дьюк-стрит и Парк-стрит, в Белгравии — на Итон-сквер, Мотком-стрит, Элизабет-стрит, Пимлико-роуд и Эбери-стрит. Все арендаторы лондонских особняков и роскошных апартаментов регулярно платят Гровенору.

Кадоганам некогда принадлежала большая часть Челси. Сейчас Cadogan Estates владеет землей в окрестностях Кадоган-сквер, Слоан-стрит и Кингс-роуд в Челси, а также в Найтсбридже. Компании принадлежат жилые и коммерческие объекты. В Челси Cadogan Estates владеет несколькими сотнями квартир и домов, продолжая постоянно расширять свой портфель.

The Howard de Walden Estate владеет примерно 40 гектарами в Мэрилебоне, включая улицы от Порртленд-плейс до Мэрилебон-хай-стрит и от Мэрилебон-роуд до Вигмор-стрит. В портфель компании входят преимущественно здания георгианской эпохи — как жилые, так и торговые.

Конец прошлого года ознаменовался крупными покупками. В ноябре 2014 бразильский миллиардер Жозеф Сафра стал владельцем знаменитого «Корнишона» (здания 30 St. Mary Axe), заплатив 725 миллионов фунтов стерлингов. В декабре 2014 испанский миллиардер Амансио Ортега купил за 265 млмиллионовн фунтов стерлингов здание на Сент-Джеймс-сквер, где находится штаб-квартира горнометаллургического концерна Rio Tinto.

Данные Tranio.com

The Portman Estate принадлежит более 40 гектаров между Оксфорд-стрит, Эджвер-роуд и Мэрилебон-роуд, а также Чилтерн-стрит, Сеймур-Плейс и Нью-Квебек-стрит. Земля во владении The Portman Estate расположена к западу от Мэрилебон-хай-стрит.

Учитывая то, что недвижимость находится в собственности одних и тех же семей несколько веков, большое значение для родов приобретает долгосрочное видение. Краткосрочный горизонт — минимум 20 лет, среднесрочный — 50, долгосрочный — 80–100 лет.

Есть и новые большие владения в Сохо, Эрлс-Корте и Кэнэри-Уорфе, которым лишь несколько десятилетий. Например, компании Soho Estates принадлежит значительная часть Сохо. Во главе структуры — Джон Джеймс, зять покойного миллиардера Пола Рэймонда, которого называли «королем Сохо». Джеймс действует в интересах своих дочерей — Фон и Индии-Роуз Джеймс, наследниц Рэймонда.

Объекты развлечений нередко оказываются в руках частных лиц. Так, английскому композитору Эндрю Ллойду Уэбберу принадлежат шесть театров в Вест-Энде.

Иностранцы

Многие всерьез опасаются, что значительная часть Лондона перейдет в руки богатых иностранцев. Зарубежные инвесторы приобретают около трети элитной недвижимости в центре британской столицы. Им принадлежат даже многие известные достопримечательности.

У электростанции Баттерси малазийские владельцы, у One Nine Elms — китайские, у знаменитого «Корнишона» — бразильские. London City Hall, где находится офис мэра Лондона Бориса Джонсона, принадлежит Кувейту. Многие объекты на улице Сэвил-Роу находятся во владении Норвегии.

Только одной катарской королевской семье принадлежат: 95 процентов небоскреба Shard, часть Кэнери-Уорфа, фригольд в Chelsea Barracks и в олимпийском поселке, здание американского посольства на Гровернор-сквер, доля Camden Markets, универмаг Harrods, множество квартир в элитном жилом комплексе One Hyde Park и более четверти сети супермаркетов Sainsbury’s.

Все говорит о том, что Лондон становится все более космополитичным, и старый порядок, при котором вся земля принадлежала королеве и знати, уходит в прошлое.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше