Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«По старой накатанной колее…» Как Коломойский перестал быть губернатором

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

Конфликт, в который был вовлечен совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский, завершился победой его оппонентов — по крайней мере, частичной. В ночь на 25 марта стало известно, что миллиардер подал в отставку с поста губернатора Днепропетровской области. Президент Украины Петр Порошенко уже подписал указ о его увольнении. Из областной администрации уйдет и один из ближайших соратников Коломойского, его заместитель Геннадий Корбан.

В Киеве при этом попытались смягчить удар. Порошенко, фактически признав заслуги администрации Днепропетровской области, подчеркнул, что регион должен «оставаться бастионом Украины на Востоке, защищать мир и покой граждан». Советник главы МВД Антон Геращенко выступил с не менее пафосным заявлением, отметив, что Коломойский и его команда год назад «совершили настоящий подвиг, когда не дали пророссийским силам устроить шабаш» в Днепропетровской области.

«Игорь Валерьевич Коломойский в трудное для государства время встал на эту должность, он выдержал этот удар», — отметил депутат от входящего в парламентское большинство «Народного фронта» Сергей Пашинский, высказав мнение, что лично к Коломойскому как губернатору у президента претензий нет.

Примирительные заявления последовали и со стороны окружения Коломойского. Его бывший заместитель, депутат Борис Филатов, еще недавно рассуждавший в Facebook об «иезуитской политике Порошенко» и критиковавший президента за борьбу против людей, «на горбу которых он фактически въехал на трон», теперь пишет, что увольнение губернатора прошло «максимально корректно». И призывает показать всему миру, «что мы можем быть цивилизованными людьми, для которых наша страна выше амбиций».

О проведении «народного веча» в Днепропетровске, анонсированного сторонниками Коломойского (и воспринятого некоторыми как потенциальный Майдан), речь уже не идет. Вместо этого в городе состоится митинг «За единую Украину», на котором, как выразился один из заместителей губернатора Святослав Олийнык, «наша команда будет прощаться».

Тем не менее остается вопрос, станет ли увольнение Коломойского завершением конфликта — по крайней мере, его активной фазы. И чем уже бывший губернатор может ответить, если это не так.

У Коломойского имеются рычаги, которые он в ходе противостояния практически не задействовал: от экономических до силовых. Помимо прочего, речь идет о его влиянии в Днепропетровской области. И если к радикальным мерам в конфликте с Киевом команда Коломойского, по большому счету, прибегать не стала, то есть и другие варианты.

«Меня в этой ситуации по-настоящему интересуют лишь два вопроса: ушел ли уволенный Коломойский из АП (администрации президента) с мыслью "Ах так? Ну я вам, ****, сейчас покажу!", или увольнение сопровождалось мешком вкусных пряников для амортизации ударов», — рассуждает журналист «Цензор.Нет» Евгений Кузьменко. Иначе говоря, готов ли он (Коломойский) и дальше поддерживать Днепропетровскую область своими деньгами и авторитетом или же «предоставит украинской власти выгребать самой».

Игорь Коломойский возглавил администрацию Днепропетровской области весной 2014 года — вскоре после смены власти на Украине. На должность был назначен временным президентом Александром Турчиновым. Деятельность на посту губернатора способствовала росту его влияния и популярности, созданию образа региона как «украинского форпоста» на границе с мятежным Донбассом.

Противники обвиняли олигарха, что он использует патриотический имидж в личных целях, а создаваемые при его участии батальоны превращает в «личную армию». Однако даже критики в Киеве положительно отзывались о работе администрации Коломойского. «Он и его команда реально много сделали для слома сепаратизма и патриотического возрождения Днепропетровщины. Второй заслугой Коломойского стало превращение Днепропетровска в центр логистики АТО (антитеррористической операции), — констатировал один из соратников Порошенко, лидер пропрезидентской фракции в Верховной Раде Юрий Луценко. — Отсюда вылетала авиация, шли конвои с горючим и едой. Все это требовало круглосуточного тяжелого труда Коломойского и его заместителей».

«Говорят, что в Днепропетровске не было штурмов ОГА (областной государственной администрации) в отличие от Донецка, Луганска, Харькова, потому что ряд российских агентов… сразу после назначения Коломойского были вывезены на прогулку в лес, где с ними была проведена разъяснительная работа на предмет того, как надо любить Украину, — вторил советник главы МВД Антон Геращенко. — И угрозу сепаратизма в Приднепровье как рукой сняло».

Советник министра признавал, что некоторые методы региональной власти были незаконны. И что на защиту Днепропетровска, ввиду паралича правоохранительной системы, привлекались «граждане с мягко говоря сомнительным прошлым, но готовые стрелять в диверсантов и террористов». Однако заявлял, что именно команда Коломойского показала пример, «как надо не сдаваться перед лицом врага».

В России при этом на Коломойского еще летом прошлого года было заведено уголовное дело. Его обвинили в организации убийств, применении запрещенных методов ведения войны и похищении людей. Среди прочего, в вину ему поставили гибель оператора «Первого канала» Анатолия Кляна.

Еще недавно казалось маловероятным, чтобы Коломойский, которого украинский журнал «Фокус» в прошлом году назвал вторым по влиянию человеком в стране, мог проиграть в противостоянии с Киевом. И чтобы Киев, со своей стороны, пошел с ним на серьезный конфликт.

Однако всего за неделю по интересам Коломойского были нанесены чувствительные удары. Сначала Верховная Рада, голосами парламентского большинства (в том числе представителей пропрезидентского Блока Петра Порошенко) ограничила влияние «Привата» на «Укрнафту» — крупнейшую нефте- и газодобывающую компанию страны. Затем был отстранен от должности председатель правления «Укртранснафты» (оператора магистральных нефтепроводов), которого считали близким к Коломойскому (отставка, по сведениям ZN.ua, была инициирована министерством энергетики в связи с завышенными расходами компании на хранение нефти на мощностях «Привата»).

Уже позднее министерство энергетики объявило, что средства подведомственных ему компаний будут переведены из частных банков в государственные. Было подчеркнуто, что это касается, в том числе, и «Укртранснафты», которая располагает в «ПриватБанке» Коломойского депозитом на несколько миллиардов гривен.

Не остались в стороне и силовики. Служба безопасности Украины обвинила представителей Днепропетровской областной администрации в причастности к бандитской группировке, которую считают виновной в недавнем убийстве сотрудника СБУ. Глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что бизнесменам, включая Коломойского, не будет позволено иметь частную вооруженную охрану. А президент Украины собрал совещание с командирами батальонов, на котором подчеркнул, что «ни у одного губернатора не будет своих карманных вооруженных сил» (что было расценено как прозрачный намек на формирования, ассоциируемые с Коломойским).

Ответ Коломойского и его команды был эффектным, но, как оказалось, не особенно эффективным. Визит губернатора в «Укртранснафту» (по некоторым данным, в сопровождении автоматчиков) вызвал большой резонанс, однако отстоять близкого ему руководителя Коломойский не смог. Несколько депутатов от Днепропетровской области покинули пропрезидентскую фракцию в Раде, тем не менее на расклад сил в парламенте это, в общем, не повлияло. Сторонники Коломойского анонсировали «народное вече» (как выразился один из депутатов, выступление против «перерождения этого демократического режима в авторитарный»). Однако затем мероприятие отложили, сменив формат на «митинг за единство Украины».

В распоряжении Коломойского оставались более серьезные средства. В частности, «ПриватБанк». «Это системный банк, — отмечал политолог Александр Кочетков. — Стоит ему на три дня остановить работу филиалов — упадет банковская система Украины». Кроме того, «Приват» контролирует значительную долю заправок на Украине. Как полагал политолог Кость Бондаренко, олигарх мог воспользоваться возможностью игры на энергорынке, «где можно влиять на цену бензина и даже на его наличие на заправках». Не стоило списывать со счетов и близкие к Коломойскому СМИ. И, разумеется, батальоны, которые, как считается, находятся под его влиянием.

Однако украинская власть, как считает Бондаренко, была готова к ответным шагам (в частности, по отношению к «ПриватБанку»). А попытка использовать батальоны стала бы для миллиардера последним средством, не гарантирующим успех. В подразделениях «Азов» и «Днепр-1», ассоциируемых с днепропетровским губернатором, дали понять журналистам, что не горят желанием поддерживать Коломойского в противостоянии с Киевом. Уже после его отставки командир «Днепра-1» Юрий Береза заявил, что подразделение подчиняется, прежде всего, президенту Украины.

Коломойский, как отмечал военный эксперт Борис Рожин (блогер Colonel Cassad), при всем своем влиянии не мог тягаться с финансовыми и военными ресурсами государства. «В целом все это выглядит как чрезвычайно авантюрная игра с очень плохими картами, где Коломойский, с высокой долей вероятности, либо потерпит полное поражение, либо будет вынужден заключить унизительный мир с массой уступок Порошенко и Ко», — рассуждал он за день до отставки губернатора.

Возможно, сам бизнесмен и не собирался переводить конфликт в открытую плоскость. Некоторые считают, что на резкие шаги — вроде похода в «Укртранснафту» — его спровоцировали оппоненты. Как полагает «День», причиной конфликта изначально стали призывы бизнесмена к пересмотру итогов приватизации на Украине (с соответствующими заявлениями он выступил на заседании парламентской контрольной комиссии, рассказав о нарушениях, которыми сопровождалась в свое время продажа государственных активов). «Признание и предложения днепропетровского губернатора вызвали шок и ошеломление даже в самых либеральных групп общества. А вот "система", на которую дал показания Коломойский, похоже, расценила это как вызов. И быстро (буквально за две недели) придумала, как дезактивировать "смельчака"», — пишет издание.

В день скандала вокруг «Укртранснафты», по его сведениям, Коломойский находился в Киеве не случайно: шли переговоры о судьбе другого предприятия («Укрнафты») «между властью и заинтересованными бизнесменами». «И тут вдруг "государство" решило поменять менеджмент на "Укртранснафте". Коломойский расценил это как личное оскорбление. И на эмоциях бросился защищать "свой интерес"», — рассуждает источник.

Сам Коломойский и его окружение утверждали, что, в частности, за событиями вокруг «Укртраснафты» стоят замглавы пропрезидентской фракции в Раде Игорь Кононенко и лидер одной из депутатских групп Игорь Еремеев. «Его же люди сегодня контролируют НАК "Нефтегаз" и, вполне возможно, поскольку Еремеев имеет интересы в нефтяном бизнесе, сеть заправок, переработку, покусился на этот лакомый кусок государственной собственности», — говорил заместитель днепропетровского губернатора Геннадий Корбан.

В истории с Коломойским, как полагает политолог Андрей Золотарев, ситуация пошла «по старой накатанной колее внутренней борьбы», которая, как можно предположить, будет продолжаться под лозунгом «борьбы с олигархами». В случае с Коломойским, однако, не стоит забывать, что украинская власть долгое время мирилась с пребыванием одного из этих олигархов на государственной должности.

«У госслужащего не может быть пакетов акций, интересов и своих людей в любой сфере предпринимательской деятельности», — констатирует украинский дипломат Богдан Яременко. Тем не менее представители украинской власти это допускают. «Логика их действий и мышления ничем не отличается от логики Коломойского, — считает Яременко. — Потому что никакой борьбы с олигархией и олигархом Коломойским не происходит, а происходит банальная… попытка отобрать у Коломойского для себя что-то, что, с их точки зрения, не должно ему принадлежать».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше