Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Пожар в Новодевичьем монастыре в Москве

Почему горят объекты культуры в Москве Эксперты о причинах пожаров в московских храмах и библиотеках

Пожар в Новодевичьем монастыре в Москве

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря не нанес ей существенного ущерба, но сдвинул сроки реставрационных работ. «Лента.ру» выяснила, почему ремонтом бесценных объектов культуры занимаются фирмы-однодневки, отчего пожары случаются так часто и как можно этого избежать.

Пожары на объектах культуры в последнее время происходят в Москве с пугающей регулярностью. 30 января 2015 года сгорела одна из лучших российских библиотек — Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). 24 ноября 2014-го огонь фактически уничтожил городскую усадьбу Константина Мейера, а 5 августа 2014-го в Ворошиловском парке неожиданно вспыхнул дом Нарышкиных. В воскресенье, 15 марта, на колокольне Новодевичьего монастыря пожар охватил площадь 300 квадратных метров. Пожарные боролись с огнем в течение трех часов. Причиной возгорания сочли неисправность оборудования реставраторов.

Как рассказал «Ленте.ру» руководитель «Центра правовой защиты объектов культурного наследия», консультант-эксперт Общественной палаты РФ Сергей Бакиров, пожары на таких объектах возникают в основном из-за недобросовестного отношения подрядчиков, осуществляющих ремонтные или реставрационные работы: «Вся проблема в тендерной системе выбора подрядчиков на выполнение работ по реставрации и установке систем противопожарной безопасности. Принцип тендера прост: кто предложит меньшую цену, тот и выиграл. А что это за фирма, каков уровень профессионализма ее сотрудников — это почему-то никого не волнует».

С ним согласен член экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Роман Цеханский: «Мы часто сталкиваемся с тем, что работы по установке систем противопожарной безопасности и реставрации выполняют фирмы, не имеющие достаточного опыта в работе с такими объектами. Они просто не понимают, что к ним нужно относиться с особым вниманием. Если сгорит офисное помещение, его можно восстановить, а восстановить памятник архитектуры не всегда возможно». Эксперт подчеркнул, что, например, возгорание на колокольне чрезвычайно опасно: «Хорошо, что в колокольне Новодевичьего монастыря не было колоколов, ведь при пожаре они могли упасть и проломить все перекрытия».

По его мнению, необходимо, чтобы компаниям, работающим с памятниками архитектуры, выдавалась специальная лицензия, например министерством культуры. «Вокруг памятников архитектуры очень много баталий, но их сохранность гарантируется Конституцией России, поэтому любые работы должны осуществляться все-таки госструктурами, а не фирмами-однодневками», — поддержал эксперта Бакиров. По его словам, все правила и нормы уже прописаны, главное — чтобы они соблюдались.

Советник председателя центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества Денис Себенцов рассказал «Ленте.ру», что основная ответственность в обеспечении пожарной безопасности объекта лежит на руководителе или собственнике этого учреждения. Он считает, что каждый управленец обязан проходить 40-часовой курс по противопожарной безопасности и это не шутки. «Например, возгорания в религиозных учреждениях представляют большую опасность. В дни праздников в храме могут быть сотни тысяч посетителей, в том числе много престарелых людей, которые легко впадают в панику и физически не могут быстро эвакуироваться. Ответственность на руководителе на самом деле колоссальная», — подчеркнул эксперт.

По мнению Себенцова, «пожарная безопасность — это и использование соответствующих материалов при закладке и ремонте здания, и дисциплинарные меры (определенные места для курения, всегда расчищенные выходы на пожарные лестницы), и взаимодействие с противопожарными службами». Он добавил, что ситуацию осложняет коррупция: «С 90-х годов представители бизнеса привыкли, что, когда приходит пожарный инспектор и выявляет нарушения, проблему всегда можно решить коррупционными методами. Такие традиции имеют плачевные последствия». Чтобы исключить подобные ситуации, объясняет эксперт, необходимо включить в систему общественные организации. Так, если бы вместе с инспектором в проверке участвовал общественный деятель, это снизило бы коррупционную составляющую.

Министерство культуры Москвы рассматривает возможность установить видеокамеры на объектах культурного наследия, которые находятся на реконструкции. Как сообщил замминистра культуры РФ Григорий Пирумов, камеры могут сократить срок прибытия пожарных, а также точнее определить время возгорания. Кроме того, это усилит охрану объектов и поможет уберечь их от вандализма. Он добавил, что выявить точную причину пожара камеры вряд ли помогут, поскольку обычно они устанавливаются на некотором расстоянии от объекта наблюдения.

В настоящее время технологии тушения пожаров и уровень профессионализма пожарных в Москве находятся на очень высоком уровне, говорит Себенцов. «Если возгорание уже произошло, пожарные сделают все необходимое, чтобы, во-первых, спасти людей, а во-вторых, сохранить все культурные ценности. Сейчас существуют "щадящие" методы тушения, например при помощи очень плотной пены и без воды. В вопросах тушения мы находимся на высоком уровне, а вот с профилактикой еще предстоит поработать», — резюмировал эксперт.

Наиболее эффективным способом профилактики пожаров на объектах культуры Себенцов считает страхование. «Эта система прекрасно работает на Западе. Страховые компании очень внимательно относятся к соблюдению всех норм, поскольку в случае пожара им придется платить», — пояснил эксперт.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15