Силовые структуры
16:05, 12 марта 2015

Безумен, но вооружен Как развивалась история о первом российском школьном стрелке

Арест Сергея Гордеева
Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

На днях Бутырский суд Москвы вынес постановление по делу старшеклассника Сергея Гордеева, убившего двух человек в столичной школе №263 в феврале прошлого года. Первый в российской истории «школьный стрелок» отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Опасный прецедент за год несколько подзабылся. «Лента.ру» решила о нем напомнить и еще раз проанализировать трагедию в Отрадном.

В убийстве не виновен и заложников не захватывал

Комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза, проведенная в институте Сербского, установила невменяемость Сергея Гордеева. Соответственно, из состава преступления был исключен важнейший субъективный признак — виновность. Парень «не ведал, что творил». Нести уголовную ответственность он не может.

Точку в этом деле не позволил пока поставить адвокат потерпевших Игорь Трунов. Он обжаловал решение Бутырского суда. «В сегодняшнем постановлении суда очень много грубых нарушений, в частности экспертиза, имеющая признаки фальсификации. Поэтому мы, конечно, обратимся в Мосгорсуд», — заявил он журналистам. Решение о принудительном лечении Гордеева в стационаре не устраивает Трунова и тем, что неизвестно, как долго он пробудет взаперти. Может быть, подростка уже через полгода переведут на амбулаторный режим. Возмущена и мать убитого подростком учителя Андрея Кириллова. Она полагает, что «через год-два он выйдет со справкой и продолжит свои действия».

К слову, минимальный срок лечения в клинике действительно составляет шесть месяцев. Затем, при соответствующем решении врачей, пациенту может быть назначено переосвидетельствование.

Не стоит, конечно, думать, что Гордееву создадут курортные условия — его поместили в особую лечебницу. «В указанный стационар направляются лица, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя и окружающих и требуют постоянного и интенсивного наблюдения, — сообщает пресс-служба СК России. — Помещенные в психиатрические стационары данного типа находятся под охраной, чтобы исключить возможность совершения ими новых общественно опасных деяний».

Обвинение в «захвате заложников» было с Гордеева снято также из-за отсутствия состава преступления, только уже по причине неверной трактовки закона следователем. Парень, мол, никаких требований за освобождение однокашников никому не выдвигал. А переквалифицировать деяние на «незаконное лишение свободы» нельзя. Закон запрещает изменять первоначальную квалификацию в отношении несовершеннолетних.

Сопровождали дело школьного стрелка и гражданские иски с требованиями материальной компенсации. Однако семья убитого полицейского Сергея Бушуева и его выживший коллега Владимир Крохин от своих исковых требований отказались.

Мамина шуба и папины ружья

Ключи от сейфа с отцовскими ружьями лежали в верхнем ящике комода. Подросток выбрал два из четырех: малокалиберные Browning и Tikka T3. Завернул их в тряпку. Патроны положил в простой пакет, туда же на всякий случай бросил нож.

Сергей зачем-то надел мамину тонкую и длинную шубу с капюшоном. Сначала говорили, что под ней он прятал ружья. Однако на камерах видеонаблюдения хорошо видно, что оружие он нес в свертке, а капюшон не надевал. Возможно, мамина шуба придавала парню уверенности.

Через школьный двор подросток шел спокойно и быстро. На пороге не мешкал. Тряпку, в которую он завернул оружие, выбросил; одно ружье повесил на плечо, второе нес в руках. Его нисколько не беспокоил пост охраны, оборудованный на входе. Точно установить так и не удалось, но, скорее всего, в тот момент там никого не было. Через турникет стрелок проходил бочком, держа ружье одной рукой за цевье, прижимая другой к груди пакет с патронами, будто сменку.

Дальнейшие события восстановлены из показаний нескольких свидетелей, местами противоречивых. Охранник успел нажать на кнопку тревожной сигнализации, а затем был вынужден «под дулом» сопроводить Гордеева к классу географии. Состоялся ли у мальчика диалог с чоповцем, неизвестно. По одной из первых версий, Гордеев собирался поговорить со своим любимым учителем русского языка и литературы Татьяной Бабкиной о том, имеет ли смысл ему продолжать жить или же закончить свои мучения выстрелом в голову. Однако охранник вынудил мальчика изменить маршрут и направиться к своим одноклассникам на урок географии.

Войдя в класс, Сергей выстрелил в учителя Андрея Кириллова. Некоторые очевидцы затем говорили, что выстрел раздался сразу, другие о том, что Кириллов пытался образумить школьника и двинулся ему на встречу, чтобы отнять оружие. Именно это движение, по словам самого Гордеева, заставило его нажать на спусковой крючок.

Кто-то из очевидцев утверждал, что тут же последовал второй выстрел — в голову учителю. Другие свидетельствовали о том, что между первым и вторым выстрелом прошло некоторое время. Кириллов стонал, и один из одноклассников предложил вызвать скорую.

«Он что, еще не умер?» — Гордеев отвлекся от своих мыслей и добил учителя.

Сергей стал рассказывать одноклассникам о себе, о своих проблемах и размышлениях. Кто-то из них запомнил слова: «Ребята, сон это или не сон? Я никак не могу проснуться». Были и еще какие-то малопонятные реплики.

Стрелок — ботаник

Журналисты перерыли все возможные источники, начиная с соседей и заканчивая знакомыми парня из соцсетей, чтобы восстановить, понять, представить внутренний мир 15-летнего стрелка. Но ясной картины так и не сложилось.

Сергей рос в семье сотрудника засекреченного ФГБУ НИИ «Эфир», обеспечивающего нужды силовых структур. С трех лет он уже якобы умел читать и писать. А в пять пошел в школу. Мальчик проявил способности к точным наукам, планировал поступать в МИФИ. Ни в чем не нуждался, разве только в отдыхе. По словам одноклассников, Сергей все время отдавал учебе. Правда, мы уже знаем, что он кроме школьных учебников изучал и тактико-технические характеристики охотничьего оружия, неплохо научился стрелять. Редкие свободные моменты посвящал компьютерным играм.

Некоторые журналисты сообщали об особой религиозности семьи Гордеевых. Мальчик, мол, без конца бил поклоны и читал акафисты, что его и довело до ручки. Другие акулы пера выявили искреннее стремление Сергея к раздольной разбойничьей жизни. Третьи — склонность к метафизике. Мальчик, по их мнению, проникся идеей о виртуальности всего окружающего мира, потерял чувство реальности и поэтому решил умереть, чтобы наконец-то очнуться. Школьные психологи сталкиваются с подобными мыслями и желаниями подростков не так уж редко. Для переходного возраста весьма характерна радикализация мировоззрения, увлечение деструктивными философскими течениями и стремление к различным антисоциальным действиям.

Все же не Колумбина

Может быть, первую свою жертву подросток действительно убил неосознанно, но поверить, что он в том же в невменяемом состоянии устроил охоту на полицейских, достаточно сложно.

В стражей порядка парень стрелял без дрожи в руках и каких-либо намеков на жалость, стремясь с одного выстрела поразить жизненно важные органы. В результате двумя пулями вывел из строя двух вооруженных полицейских из вневедомственной охраны, одетых в бронежилеты и каски. Один из них, Сергей Бушуев, погиб на месте. Второго, Владимира Крохина, со сквозным ранением грудной клетки, диафрагмы, печени, желудка и поджелудочной железы чудом спасли врачи в институте Склифосовского.

Столь же меткой и безжалостной стрельбой в 1966 году отметился американец Чарльз Уитмен, прозванный техасским снайпером. Уитмен забаррикадировался на башне Техасского университета и полтора часа без разбора стрелял в прохожих из винтовки с оптическим прицелом. Погибли 16 человек, 32 получили ранения. Перед этим он убил свою мать и жену.

Техасец все-таки разительно отличался от московского школьного стрелка. Он был на десять лет старше, имел за плечами опыт службы в морской пехоте. Нельзя сравнить Гордеева с 20-летним Адамом Лэнзой, убившим 20 детей и 6 взрослых в американской начальной школе Сэнди-Хук в 2012 году. Тот перед визитом к беззащитным первоклашкам, как и Уитмен, расправился с собственной матерью. 23 года было корейцу Чо Сын Хи, устроившему кровавую бойню в Виргинском политехническом институте. От его рук погибли 33 человека и еще 25 получили ранения. Кореец, в отличие от Гордеева, был человеком агрессивным. Успехов в учебе не демонстрировал, зато составлял в дневнике расстрельные списки обидевших его однокурсников. Чо Сын Хи даже наблюдался у психиатра, как и его кумиры — Дилан Клиболд и Эрик Харрис, виновники трагедии в Колумбине 1999 года, унесшей жизни 13 человек. По возрасту и уровню интеллектуального развития эта парочка ближе всего к российскому стрелку. Но различий между ними все же хватает. Так, Клиболд и Харрис имели проблемы с законом из-за употребления спиртного, даже подвергались аресту за кражу. Парни несколько лет вели сайт, где выкладывали инструкции о том, как изготавливать взрывчатку. Они открыто проявляли агрессию к окружающим и не раз говорили, что хотят убивать.

Не пуля в лоб, а отцовская зуботычина

Почти все американские школьные стрелки, за исключением Уитмена, застрелились сразу после того, как совершили свои злодеяния. Техасского снайпера убили полицейские. Примечательно, что в одной из записок, оставленных перед началом «акции» (их было несколько), Уитмен сам попросил провести вскрытие его тела и черепа, чтобы обнаружить причину, побудившую его превратиться из человека в зверя. Ее, кстати, нашли: опухоль в головном мозге могла повлиять на поведение Чарльза.

Еще одним важным следствием бойни в Техасском университете 1966 года стало создание в США специальных подразделений полиции SWAT.

Много лет спустя их российские коллеги прибыли во двор московской школы №263, но ключевую роль в разрешении ситуации сыграли не спецназовцы, а отец Гордеева, выступивший в качестве переговорщика. Он уговорил парня отпустить заложников. Затем, оставшись с мальчиком наедине, прижал Сергея к доске и силой отнял оружие. Сотрудник «почтового ящика» вел себя решительно и смело. За это его на некоторое время в прессе окрестили высокопоставленным офицером ФСБ. Ведомству даже пришлось сделать официальное заявление, что Гордеев-старший в спецслужбах не работает.

Однако тот факт, что у человека дома хранится не одна или две охотничьи винтовки, причем не самых дешевых марок, красноречиво свидетельствует о некоторых особенностях характера главы семейства. На стрельбы будущего школьного стрелка водил именно он, и свои жизненные принципы Сергей должен был, так или иначе, воспринять от отца.

Стрелять легче, чем бить

Американский режиссер-документалист Майкл Мур в своем фильме «Боулинг для Колумбины» попытался установить причины трагедий, периодически происходящих в американских учебных заведениях. На его взгляд, главная проблема заключается в чрезмерной распространенности летального огнестрельного оружия среди населения страны, сопряженной с исторически обусловленной атмосферой страха и агрессии в бывшем рабовладельческом обществе, искусственно нагнетаемой СМИ и производителями этого самого оружия.

«Почему в российских школах, в которых старшеклассники зачастую находятся в совершенно чудовищной атмосфере агрессии, не случалось подобных трагедий до сих пор? Уже случались и постоянно происходят. Просто у ребят нет доступа к надежному летальному огнестрельному оружию, и они используют ножи, палки и кулаки, — рассказал «Ленте.ру» криминальный психолог Виктор Воротынцев. — Людей, хранящих дома оружие, в наше время очень много. Далеко не все из них относятся к этому серьезно. Когда СМИ сообщили, что отца Сергея Гордеева привлекли к уголовной ответственности за халатное отношение, то в магазинах раскупили все сейфы для ружей. Хромает и система государственного контроля. А подростки просто выбирают наиболее эффективные и удобные средства для достижения своих целей. Стрелять легче, чем бить: не испачкаешься кровью, не сломаешь ногти».

22 октября 2014 года девятиклассник из Электростали по имени Егор пришел вечером в школу, чтобы разобраться с «доставшими» его одноклассниками. С собой у парня была бейсбольная бита и нож. Исполнить задуманное ему помешал пожилой охранник, который бился с подростком буквально до последней капли крови. Он погиб, но дети спаслись. Убийцу задержали полицейские. А что если бы у парня был пистолет или ружье? Тогда общество обсуждало бы нового и, возможно, более кровавого школьного стрелка из Электростали.

Сергей Лютых

< Назад в рубрику