Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Резкое повышение невозможно» С 1 февраля в Москве меняются тарифы на проезд в общественном транспорте

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

С 1 февраля в Москве вновь изменились тарифы на проезд в общественном транспорте. Заметнее всего подорожали единые билеты на 1-2 поездки — почти на четверть. На другие билеты цены выросли на 5-10 процентов. А вот безлимитные проездные на 30 и 90 дней неожиданно подешевели. Чем объясняется такое неравномерное изменение тарифов? Как оно повлияет на выбор пассажиров и зачем столичному правительству понадобилось влиять на их выбор? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила замруководителя столичного департамента транспорта Алина Бисембаева.

«Лента.ру»: Чем вас не устраивали прежние тарифы?

Бисембаева: Увеличивается стоимость обслуживания транспорта, растут цены на топливо, электроэнергию, комплектующие. Избежать этого, увы, невозможно, и мы вынуждены как-то это индексировать, повышать стоимость проезда. Но инициативу по вопросу повышения тарифов проявляет не правительство Москвы, а перевозчики. Мы же со своей стороны стараемся корректировать тарифы, чтобы они были максимально приемлемыми для пассажиров. Город всегда будет выполнять свои социальные обязательства — резкое повышение тарифов невозможно. Вот и на этот раз их общий рост (это примерно 7 процентов) не выходит за рамки прогнозируемой инфляции. К тому же не надо забывать, что более 40 процентов всех поездок в городском транспорте приходится на пассажиров, имеющих право бесплатного и льготного проезда. Все льготы для них сохраняются и сейчас.

Алина Бисембаева

Алина Бисембаева

Фото: из личного архива Алины Бисембаевой

Но в то же время цена на билеты выросла неравномерно. Какие-то проездные подорожали больше, какие-то меньше, а на безлимитные цены и вовсе снижены. Где логика?

Это все особенность нашей тарифной стратегии. Мы дифференцированно повышаем цены. И для наших постоянных пассажиров повышение остается незначительным. И мы надеемся, что такая стратегия увеличит число постоянных пассажиров.

То есть за постоянных клиентов заплатят те, кто покупает 1-2 поездки? Эти билеты подорожали сильнее всего.

Не совсем так. Высокие цены на разовые билеты — это общемировая тенденция. Во всех крупных городах мира с развитой системой общественного транспорта разовые поездки значительно дороже тех, что заложены в билеты, позволяющие осуществить большое количество поездок. В нашем случае, кстати, эта разница еще не так велика, даже с учетом последних изменений.

В Европе такие билеты стоят около двух евро…

Да, но мы точно не ставим цель догнать по этому показателю европейские города.

Но зачем тогда так поднимать цены?

Во-первых, таким образом мы сгладим эффект от повышения тарифов. Для тех, кто редко пользуется общественным транспортом, такое подорожание не будет болезненным. Несколько поездок в месяц не ударят по кошельку. Это лучше, чем поднять цену всем на 10 процентов. А, во-вторых, поднимая цены на 1-2 поездки, мы заметно сокращаем очереди в кассы метро.

Но как?

Билеты на 1-2 поездки будут использовать не регулярные пассажиры, а те, кто пользуется транспортом очень редко, или туристы, приехавшие на 1-2 дня. Это же не первое изменение тарифов, когда цены на 1-2 поездки поднимались заметней, чем на другие билеты. У нас уже есть опыт. И мы видим эффект от этой ценовой стратегии.

Раньше до 80 процентов пассажиров покупали билет именно на 1-2 поездки. Неудивительно, что были огромные очереди и все были этим недовольны.

Не знаю, чем это объяснить, но люди почему-то предпочитали постоять в очереди вместо того, чтобы купить билет с большим количеством поездок. И только когда разница в цене стала заметной, поведение наших пассажиров начало меняться. Сейчас очереди к кассам метро сократились почти на треть — на 27 процентов, если точно.

Чего можно добиться с помощью изменения тарифов, кроме увеличения сборов?

Можно таким образом влиять на транспортное поведение пассажиров. История с очередями в метро — яркое тому подтверждение.

Еще вместе с экспертами из других городов мы пришли к выводу, что именно безлимитные билеты помогают оптимизировать пассажиропоток. Уже тот факт, что у тебя в руках билет, с которым ты можешь воспользоваться любым транспортом неограниченное количество раз, интересным образом влияет на поведение пассажиров. Человек перестает задумываться о количестве поездок и их стоимости и выбирает действительно самый удобный или самый быстрый маршрут. Пассажиропотоки корректируются. Сейчас в ряде случаев, совершив несколько пересадок на наземном транспорте вы можете добраться из точки А в точку Б быстрее, чем на метро. Люди уже начинают это понимать, нам же остается только помочь им.

За безлимитными тарифами будущее, и мы специально снизили на них цену, чтобы привлечь внимание пассажиров. В октябре, например, в дополнение к безлимитным билетам на 30 и 90 суток появились билеты на 3 и 7 суток. Это как раз удобно для туристов и для тех, кто приехал в командировку.

Но ведь многие люди пользуются не только городским транспортом, но и маршрутками, на которых проездные не работают.

Это только пока. Мы планируем интегрировать маршрутки в единую транспортную систему. Мы хотим, чтобы у нас была единая тарифная и единая билетная системы для всего московского транспорта, включая и частных перевозчиков. Чтобы, имея билет на 90 минут или «Тройку», вам не приходилось бы искать дополнительно 30 рублей на маршрутку. Что это дает в перспективе? Все та же оптимизация пассажиропотоков. Человек строит оптимальный маршрут, включая в него еще и маршрутки. Конечная цель состоит в том, чтобы все перевозчики, независимо от формы собственности, работали по единым стандартам. Чтобы соблюдали расписание, чтобы следили за техническим состоянием и внешним видом своего транспорта. У нас сейчас на четырех пилотных маршрутах принимаются все наши билеты, и в марте мы примем решение, как и в какие сроки эту систему внедрять. Пока, судя по отзывам, людям нравится.

Еще у нас большие планы на «Тройку». Она идеально подходит для автомобилиста, который использует общественный транспорт от случая к случаю. Положили на нее деньги и будьте уверены, что где бы, когда бы вам ни пришлось пересесть на метро или автобус, у вас будет такая возможность. Срок действия этой карты не истечет. Не надо стоять в очереди, не надо покупать билет.

Вы серьезно верите, что можно приобщить к общественному транспорту автомобилистов?

Для этого нужно информировать людей и демонстрировать им преимущества. Мы планируем это делать более активно. Автомобилисты должны знать о тех изменениях, которые происходят в сфере городского транспорта. Общественный транспорт изменяется и действительно становится удобнее. По нашим исследованиям, большинство людей, попробовавшие пересесть с автомобиля на общественный транспорт хотя бы частично, на несколько поездок в неделю, месяц, признают, что качество его стало лучше. Зачастую мы являемся заложниками собственных предубеждений. Кстати, в этом году мы планируем ввести оплату парковок «Тройкой». Это удобно для людей, у которых нет банковских карт, и для тех, кто в силу разных причин не хочет использовать свою банковскую карту где-либо кроме банка. Таких к слову немало. Это должно привлечь внимание автомобилистов к этому инструменту, и помочь принять решение попробовать общественный транспорт. Билет-то есть, почему бы не воспользоваться хотя бы иногда вместо того, чтобы стоять в пробке.

Когда проездные билеты можно будет оплачивать банковской картой?

Мы прорабатываем этот вопрос. Скорее всего, такая возможность будет предусмотрена в одной из касс на станции. В одной, потому что пока кассиры быстрей управляются с наличными. Во-вторых, хотим, чтобы в новых автоматах, которые скоро появятся не только в метро, но и на остановках наземного транспорта, билеты можно было оплачивать картой.

Где появятся эти автоматы и когда?

До конца года будет установлено 150 новых автоматов на остановках наземного транспорта с наибольшим пассажиропотоком и 300 автоматов на станциях метро.

Где сейчас можно пополнить «Тройку»?

В любой кассе метрополитена или Мосгортранса. Еще есть около 3500 терминалов и касс наших агентов, где карту тоже можно пополнить, и без комиссии. Еще есть возможность пополнить «Тройку» с банковской карты on-line через Единый транспортный портал. Там есть опция «Пополнить "Тройку"». А еще в любой кассе метро на нее можно записать все наиболее популярные билеты — будь то «90 минут» или единый на 60 поездок.

Вы же изучали иностранный опыт. Что запомнилось больше всего?

Очень интересное решение мы увидели в Монреале. Это программа лояльности. Транспортная карта фиксирует место и время, когда человек входит в метро. Если он регулярно пользуется одной и той же станцией, значит, он там, скорее всего, живет или работает. Возможно, ему было бы интересно получать спецпредложения от тех торговых точек, которые находятся поблизости. На карту начисляются баллы, например, за то, что человек вышел из дома на полчаса раньше и не толкался в метро в час пик, или за то, что летом он взял в прокат велосипед и ездил на нем на работу. Эти баллы можно будет потратить на различные приятные бонусы от городского транспорта, например, на то, чтобы бесплатно выпить чашечку кофе по дороге на работу. Наши канадские коллеги уверяли, что эта система помогла им регулировать пассажиропотоки.

Сейчас мы планируем внедрение подобной программы на базе «Тройки». «Тройка» вообще уже становится удобным инструментом, упрощающим использование различных городских сервисов. В прошлом году мы добавили возможность оплаты «Тройкой» «Аэроэкспресса». Очень позитивные были отзывы, потому что в такой ситуации дорога каждая минута. Также мы дали возможность привязывать «Тройку» к велопрокату, чтобы не приходилось запоминать ПИН-код. Достаточно просто приложить карту к считывающему устройству велосипеда. И в этом году возможности «Тройки» будут расти. Это будет карта, которая позволит решать очень многие задачи, встающие перед горожанином.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше