Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Граждане братского государства Российские власти пообещали усложнить жизнь украинским гастарбайтерам

Фото: Евгений Надалинский / «Коммерсантъ»

С 1 января 2015 года Россия отменяет льготный миграционный режим для граждан Украины. С нового года украинские мигранты, которые едут в РФ на заработки, обязаны будут получать патенты на работу, как и другие безвизовые мигранты — граждане Узбекистана, Таджикистана и прочих стран-поставщиков дешевой рабочей силы на российский рынок. Впрочем, судя по заявлениям руководства Федеральной миграционной службы РФ (ФМС), данная мера будет временной.

«С 1 января вводится другая система разрешительных документов на работу, — рассказал «Российской газете» глава ФМС Константин Ромодановский. — Граждане Украины в общем порядке должны будут получать патенты для работы у физических и юридических лиц. В 2014 году мы шли навстречу и крайне либерально подходили к гражданам Украины. Наверное, в 2015 году мы вернемся на свои рельсы и будем рассматривать граждан Украины в общем плане. За исключением тех, кто выехал с территории Украины вынужденно и по объективным причинам вернуться не может». В последнем предложении речь, видимо, идет о беженцах с Донбасса, которых сегодня в РФ, по данным властей, насчитывается около 850 тысяч человек.

По словам Ромодановского, российское руководство «не идет по пути ужесточения, специфического отношения к гражданам братского государства, которые сейчас попали в такую сложную ситуацию из-за внутреннего конфликта», но тем не менее «граждане Украины не будут исключением» и смогут пребывать в России без разрешительных документов (патента на работу, разрешения на временное проживание и других) только 90 дней в течение 180 дней. Не совсем понятно, что имел в виду Ромодановский, поскольку и сегодня украинцам максимально по миграционной карте разрешено пребывать на территории России 90 дней.

На самом деле все заключается в пресловутом патенте. Собственно, ограничения в отношении украинцев в середине декабря анонсировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, по словам которого «для многих украинцев работа в России — единственный источник существования». «И только благодаря действиям Украины Россия будет вынуждена этот источник перекрыть, — пояснил премьер. — С 1 января 2015 года "серые" украинские работники, которые составляют основное число приехавших, работу без патента в России не получат. Более строго мы будем относиться и к соблюдению сроков пребывания в нашей стране — 90 дней в течение полугода. Раньше было достаточно выехать из России — и снова въехать обратно, чтобы без проблем трудиться здесь следующие три месяца. Теперь к таким украинцам-путешественникам без патента на работу в Россию наши пограничники будут относиться с повышенным вниманием». Потери украинцев, которые лишатся работы в РФ, Медведев оценил в 11-13 миллиардов долларов, то есть в 7 процентов ВВП страны.

Понятно, что заявление премьер-министра и главы ФМС, который может сколько угодно пугать непосвященную публику новыми-старыми правилами для украинских гастарбайтеров, призвано не предупредить людей сведущих и уже имеющих опыт работы в России, а скорее внести смятение в умы наблюдающих. Этой психологической атаки на Украину со стороны Кремля стоило ожидать, поскольку украинские «заробитчане», а в том числе и пресловутые «украинские проститутки на Ленинградке», давно стали неотъемлемой частью российского ландшафта.

По данным на конец 2013 года, в России трудились 1,607 миллиона граждан Украины. Тот же Ромодановский, отчитываясь в марте этого года о положении дел, поведал, что украинцы, трудящиеся в России, заработали в 2013 году около 27 миллиардов долларов. При этом, однако, по данным Центробанка РФ, на родину украинцы в прошлом году перевели всего 3,42 миллиарда. Что почти вдвое меньше, чем отправили на родину денег узбекские мигранты — 6,67 миллиарда. Хотя при этом средний заработок украинца в России составлял за отчетный период 523 доллара, а того же узбека — 403 доллара.

«Сейчас открыта программа по адаптации украинцев в России, — рассказывал в 2011 году редактор миграционного издания «Дорожная карта» Тимур Душко. — Российская власть заинтересована не столько в сезонных мигрантах, сколько в новых гражданах. Когда человек принимает российское гражданство, ему выделяются деньги на адаптацию и в некоторых областях даже жилье (если это не Москва или Питер). Поэтому что бы кто ни говорил о том, что все едут в Европу, по нашим данным, на первом месте среди стран, куда едут украинские трудовые мигранты, находится Россия». По словам Душко, отказ в предоставлении работы украинцам в России на тот момент составлял лишь 2 процента. Трудоустроиться было проще инженерам и рабочим. При этом, по данным посольства РФ на Украине, в основном в Россию на заработки ехали жители западных областей республики.

С начала 2014 года в Россию, по данным ФМС, въехали около 4 миллионов граждан Украины, при этом патенты на работу в РФ сегодня имеют около полумиллиона украинцев. И тем и другим меж тем грозит еще одна опасность — согласно новым налоговым инициативам правительства Арсения Яценюка, с доходов тех лиц, которые получают деньги за границей и не платят налоги на Украине, будет взиматься новый налог. «Если у тебя расходы превышают доходы, которые ты задекларировал, и ты не можешь доказать, где ты взял из задекларированного имущества деньги, которые потратил, то с перерасходов ты должен будешь уплатить 30 процентов налогов», — пояснила 8 декабря депутат Верховной Рады от «Блока Петра Порошенко» Оксана Продан. Получается, украинские гастарбайтеры при покупке автомобилей или недвижимости будут платить 30 процентов от суммы сделки, так как у них нет легальных источников дохода на Украине.

Это касается, впрочем, не только тех украинцев, которые трудятся в России. По самым приближенным подсчетам за границей сегодня находятся от 5 до 7 миллионов украинских гастарбайтеров. Помимо России они облюбовали также Италию, Германию, Испанию, Чехию, Португалию и Польшу. По данным на 2008 год, мужчины составляли большинство (67,2 процента) украинских трудовых мигрантов, но число женщин при этом по сравнению с 2001 годом выросло с 24 до 32,8 процента. Украинские трудовые мигранты ежегодно переводят на родину миллиарды долларов, и хотя доля этих средств в объеме ВВП Украины не такая существенная, как в случае с Таджикистаном (более 40 процентов ВВП) или Узбекистаном (треть ВВП), она все же составляет более 4 процентов от внутреннего валового продукта.

Объявленные Медведевым и ФМС ограничения для украинцев в Киеве не произвели должного переполоха. Как отмечает агентство УНИАН, если раньше патент на работу (а его стоимость составляет от тысячи рублей в месяц) давал возможность трудоустраиваться только у физических лиц, то с 1 января 2015 года это разрешение будет распространяться и на юридических лиц. А заплатив за получение патента, украинцы смогут работать в России до одного года. Поэтому ожидать серьезного оттока «заробитчан» россиянам не стоит, тем более что даже с учетом экономических проблем России, с трудоустройством на Украине в ближайший год ожидаются некоторые проблемы.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше