Россия
17:13, 8 декабря 2014

На автобусе с ветерком Как столичные власти пересаживают москвичей на общественный транспорт

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Наземный общественный транспорт в Москве становится все более востребованным. Причиной тому ежедневные многокилометровые пробки, заставляющие москвичей отказываться от личных автомобилей в пользу автобусов, троллейбусов и трамваев, для которых в городе организовано приоритетное движение. «Лента.ру» выяснила, на каких направлениях развития общественного транспорта сегодня необходимо сосредоточиться столичным властям, чтобы горожане еще охотнее пересаживались на городской транспорт.

Усилить контроль

С 2009 года на улицах Москвы оборудуются выделенные полосы для наземного общественного транспорта. В настоящее время в городе действует более 200 километров таких дорог, а в 2015-м их протяженность увеличится еще на 84 километра. Эксперты считают, что выделенные полосы могли бы значительно увеличить среднюю скорость передвижения общественного транспорта в столице, однако водители обычно игнорируют запрет на въезд на выделенную полосу, тем самым лишая эти полосы всякого смысла.

По мнению руководителя отдела «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Александра Чекмарева, проблема в том, что существующая система контроля пока не всегда эффективна. «Многие водители уже знают, где установлены стационарные камеры видеонаблюдения, и соблюдают правила только в зоне их видимости, а в остальном безнаказанно ездят по "выделенкам"», — говорит Чекмарев. По его словам, сегодня необходимо усилить меры контроля за недобросовестными водителями и полностью очистить выделенные линии от постороннего транспорта. Это позволит автобусам и троллейбусам двигаться по расписанию, а горожане смогут точнее планировать свое время в пути.

Эксперт отметил, что установка видеорегистраторов на общественный транспорт также достаточно эффективная мера по борьбе с подобными нарушителями. В настоящее время камеры установлены на 110 городских автобусах, курсирующих по выделенным полосам.

Ликвидировать турникеты

Помимо нарушителей движение общественного транспорта сильно тормозят турникеты, установленные в общественном транспорте. По словам Чекмарева, за более чем десять лет работы данной системы пропуска пассажиров в салон стало очевидным, что она не только не спасает от безбилетников , но и осложняет посадку в транспорт.

«Турникеты необходимо ликвидировать, особенно на загруженных маршрутах. В часы пик люди выстраиваются в очередь на вход, и водитель вынужден ждать, пока вся очередь не пройдет. А в трамваи очередь зачастую оказывается прямо на проезжей части, создавая тем самым затруднения и для остальных участников движения», — пояснил эксперт.

Как альтернативу эффективной борьбы с безбилетниками Чекмарев предложил вернуть в салоны общественного транспорта контролеров. «Причем это должны быть люди, уполномоченные задерживать нарушителей, требовать у них документы для выписывания штрафов, а также взимать штраф на месте. Как вариант это может быть специальное подразделение полиции», — пояснил Чекмарев.

Расширять трамвайную сеть

Эксперты считают, что будущее общественного транспорта за развитием трамвайной сети. «Во всем мире трамваи являются основным видом общественно транспорта, прекрасно дополняющим метро, а иногда и заменяющим его», — рассказал в интервью «Ленте.ру» председатель общественного движения «Москвичи за трамвай» Александр Морозов. По его словам, строительство трамвайных путей обходится в десять раз дешевле, чем прокладка метро, а скорость передвижения трамвая сравнима со скоростью поездов метро.

Он отметил, что в 1989-2004 годах, когда главой столичной мэрии был Юрий Лужков, протяженность трамвайных линий в Москве сократилась на 40 километров. Однако с приходом Сергея Собянина трамвайные пути восстанавливаются. «Я очень рад, что столичные власти поддерживают этот вид транспорта, хотя, на мой взгляд, необходимо развивать его более активно», — подчеркнул Морозов.

Развивать железнодорожные линии

Еще одно важное направление — интеграция железнодорожных линий в систему внутригородского транспорта. По словам Морозова, такая система прекрасно работает в Берлине, Мюнхене, Лондоне и других городах Европы. «Нужно, чтобы люди, ежедневно приезжающие в Москву из пригорода, прямо на электричке попадали в центр города, а не создавали сумасшедшие давки на пересадочных пунктах типа Выхино. Горожане из Мытищ или Химок должны иметь возможность сесть в комфортную электричку и без проблем оказаться прямо в центре через 30 минут. А пока мы лишь стимулируем их толкаться в пробках на автомобилях», — отметил эксперт.

Он отметил, что очевидное преимущество железнодорожного транспорта — вместимость вагонов и длина составов. «Зачем мы тянем дорогостоящие ветки метро в отдаленные районы Москвы, когда там уже есть электрички? Можно просто создать условия, в которых людям будет действительно комфортно ими пользоваться», — объяснил эксперт.

Поддержал эту идею и Чекмарев: «Необходимо обеспечить возможность транзитного движения электричек через город. Сегодня в этом направлении кое-что делается, но пока недостаточно. Должны быть организованы удобные пересадочные пункты».

Эксперты убеждены, что развитие общественного транспорта действительно улучшит транспортную ситуацию в городе. «К сожалению, мы не можем дать всем москвичам возможность передвигаться на личных автомобилях — в городе для этого не хватает дорог и парковок. Но в наших силах обеспечить людям достойную замену — надежный общественный транспорт. Этот транспорт должен курсировать по расписанию и быть комфортным. Тогда у нас есть все шансы снизить число тех, кто ежедневно пользуется личными автомобилями, и, следовательно, уменьшить количество пробок в городе», — резюмировал Морозов.

Мария Добросердова

< Назад в рубрику