Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Софийский собор

Дороги и туристы Путешествия по России на фоне санкций

Софийский собор

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Падение курса рубля заставляет россиян задумываться о целесообразности отдыха за рубежом. Санкт-Петербург ничем не уступает по красоте Вене, а чтобы покататься на горных лыжах, необязательно ехать в Альпы — сопки Мурманской области ничуть не хуже. Северо-запад России — прекрасное направление для внутреннего туризма. Из 27 российских объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО больше всего (8) находятся на территории Северо-Западного федерального округа.

С одной стороны, для развития образовательного туризма в культурно-исторических центрах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) все есть: относительно удобная инфраструктура, близость границы, за которой — страны с весьма платежеспособным населением. С севера на юг: Норвегия, Финляндия, страны Прибалтики, Польша, Белоруссия. За исключением последней — сплошной Евросоюз, чьи деньги для Российской Федерации в текущей ситуации отнюдь не лишние.

Ладно европейцы, сами-то россияне почему никак не оценят туристическую прелесть СЗФО? Как ни парадоксально, по сочетанию цена/качество до падения курса жителям, допустим, Пскова поездка в Прибалтику была выгоднее посещения соседнего Новгорода. Судите сами. Расстояние примерно одинаковое, цена гостиницы в Риге до падения курса рубля — немного ниже новгородской, общепит значительно дешевле, сервис лучше. Отдельная тема — сама дорога, на которой в этом году наконец-то сделали ремонт и, говорят, прямая трасса Новгород — Псков стала «терпимой».

Год назад эта трасса наводила на мысли о том, что местные жители готовятся останавливать вторжение, и состояние дороги призвано замедлить продвижение вражеских войск. Качество латвийских дорог по сравнению с новгородско-псковскими несоизмеримо выше. Ответ на вопрос, куда двинется турист в подобных обстоятельствах, вполне очевиден.

Сейчас все туристические фирмы и профильные чиновники грустно рапортуют о снижении пассажиропотока между Россией и европейскими странами. Для тех, кто интересуется данным вопросом, вполне очевидно, что явление это лишь временное. Между приграничными регионами давно налажен шопинг-туризм: мы к ним — за подсанкционными продуктами питания, они к нам — за водкой, сигаретами и бензином. Дешевый рубль делает наши цены совсем смешными для европейского кошелька, и поток шопинг-гостей лишь увеличится. Губернаторы же северо-западных регионов радостно отчитаются об успехах в туристической сфере.

Проблема в том, что те же финны доезжают в лучшем случае до Питера, а то и вовсе ограничиваются Выборгом. Заманить их хотя бы в Псков и Новгород — совсем нетривиальная задача. Северная столица вообще делает план по туристам за весь федеральный округ, и если Петербург в 2013 году посетили 6 миллионов туристов, то показатель остальных регионов — 300-500 тысяч. Почему так, проще всего объяснить на примере Великого Новгорода, поскольку именно его власти, похоже, поставили перед собой цель наступить на все возможные грабли.

В Новгороде в 2009 году пышно отпраздновали 1150-летие города, а в 2012-м поскромнее, но все равно с размахом — 1150-летие российской государственности. Центр города привели в относительный порядок. Поскольку после Великой Отечественной войны Новгород практически пришлось отстраивать заново, а генплан проектировал архитектор Щусев (Мавзолей, Казанский вокзал), застройка получилась достаточно удобной и до сих пор радует глаз заезжих урбанистов. В связи с юбилеем город удостоился внимания первых лиц государства и федеральных СМИ. Велось множество разговоров о событийном туризме, обсуждались разные преференции, но в должной мере воспользоваться всем этим не удалось.

Сейчас в Великом Новгороде активно обсуждают очередной хитрый план по покорению мира. Новая панацея — превращение одной из улиц центра в пешеходную зону, на которой «бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». После чего, само собой, Новгород переименовывается в Нью-Москву, Москва — в Старый Новгород, ну а дальше вы знаете. Идею в начале октября в регион занес московский архитектор Сергей Костиков, прочитавший по пути в старорусский санаторий новгородцам лекцию о пользе велодорожек.

О речах заезжего урбаниста можно было бы смело забыть, но в конце октября вице-мэр Новгорода Павел Морозов, курирующий транспортную сферу, сообщил журналистам, что идея признана интересной и улицу сделают пешеходной. Незначительная проблема, о которой при этом городские и областные власти стараются лишний раз не вспоминать — это то, что с каждым годом транспортная доступность города будет падать.

Сергея Митина назначили на пост губернатора Новгородской области в 2007 году, а в 2012-м избрали на ту же должность практически безальтернативно. За время его правления город окончательно лишился аэропорта. В 2006 году были проведены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы, шел разговор о полном восстановлении, сейчас земля приватизирована и отдана под застройку. Аэропорт регулярно обещают возродить в другом месте, столь же регулярно ничего не получается, и риторика областных властей после очередного конфуза моментально меняется с «построим аэропорт и заживем» на «да зачем он вообще нужен». Через год все повторяется вновь.

В 2009-м был изменен маршрут проектируемой железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. Теперь он минует Новгород. Правда, строительство в 2013 году отложили на неопределенный срок, так что есть надежда снова вернуться к этому вопросу. В непосредственной близости от города проходит автомобильная трасса М10. Вот только новая трасса М11, которая активно строится и должна быть готова к чемпионату мира по футболу в 2018 году, пройдет гораздо дальше, километрах в сорока.

Дорожные бюджеты в Новгородской области разворовываются так, что за это даже сажают. Вице-губернатор Арнольд Шалмуев уже полтора года находится под арестом и ждет строгого, но справедливого вердикта суда. Легко представить, в каком состоянии будут подъезды к новой автомобильной трассе. Зачем туристам пешеходные зоны в Новгороде? Им до города придется идти километров тридцать, успеют нагуляться.

Напомним и о том, что одним из первых проектов Митина, когда он только стал губернатором, было развитие речного порта. Проводилось много совещаний и пресс-конференций. Ныне ожидающий приговора Арнольд Александрович Шалмуев рассказывал тогда, как вскоре углубят дно, будут возить грузы и туристов по Волхову. Почему-то не сложилось. Ну вот не везет Новгородчине на инфраструктурные проекты!

Нет, на самом деле турпоток в Новгород растет. Как и в Псков, и даже Мурманскую область. Без активной «федеральной» рекламы. К тому же, вопрос: как считать? Транзитный автомобилист, по каким-то причинам решивший заночевать в одном из мотелей на трассе Москва — Санкт-Петербург — он турист или нет? А приехавший на один день, чтобы погулять по Новгородскому кремлю, житель Санкт-Петербурга? Первого посчитать легко — он место в гостинице занимает, второго же учесть крайне сложно.

Ослабление рубля даст внутреннему туризму хороший шанс на развитие. И по итогам 2014-2015 годов отрасль, без всякого сомнения, покажет хороший рост. Золотая осень в Пушкинских Горах или неспешная летняя прогулка по Новгороду — это прекрасно. Но если качественно не вырастет уровень инфраструктуры, то северо-западный турист при первой же возможности вернется к привычным Риге, Хельсинки и Стокгольму. Не говоря уже о европейцах.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше