Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Коллекция Георгия Костаки в Третьяковской галерее Значение русского авангарда коллекционер понял одним из первых в СССР

Изображение: Третьяковская галерея

12 ноября Третьяковская галерея открывает выставку, посвященную знаменитому коллекционеру, создателю одного из наиболее значительных по масштабу и качеству частных собраний XX века Георгию Дионисовичу Костаки (1913-1990). Его предпринимательская интуиция и природный художественный вкус позволили найти и сохранить уникальные произведения русской иконописи, авангарда и нонконформизма. Своей деятельностью Костаки возобновил прерванные революцией традиции русских меценатов XIX-XX веков П.М. Третьякова, И.А. Морозова, И.С. Остроухова, С.И. Щукина, коллекции которых во многом влияли на культуру своего времени.

Дом Георгия Костаки был одним из очень немногих мест, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную коллекцию.

Греческий подданный Г.Д. Костаки родился и большую часть жизни провел в Москве, работая в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников, но вскоре сменил направление своей собирательской деятельности: Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживая их. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный греком-чудаком «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.

Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будут храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. В 1977 году Костаки был вынужден принять решение о выезде за границу. Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Перед отъездом Костаки передал собрание икон в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию народных игрушек Н.М. Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью музея-заповедника «Царицыно».

В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара — коллекция авангарда, насчитывающая 142 живописных и 692 графических работы, в которой представлено свыше сорока имен русских художников. Благодаря пожертвованию Костаки собрание галереи пополнилось такими шедеврами мирового значения, как «Портрет Матюшина» К. Малевича, «Симфония Шостаковича» П. Филонова, «Красная площадь» В. Кандинского, «Живописная архитектоника. Черное, красное, серое» Л. Поповой, «Пробегающий пейзаж» И. Клюна. Избранные работы с середины 1980-х годов присутствуют в постоянной экспозиции музея, а также регулярно экспонируются на выставках в крупнейших музеях мира.

В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, вывезенные Костаки за рубеж, и они стали основой Музея современного искусства в городе Салоники.

Подготовка масштабного выставочного проекта длилась несколько лет. В 2013 году — год 100-летия со дня рождения коллекционера — в Третьяковской галерее на Крымском Валу был открыт информационный зал, посвященный Г.Д. Костаки и истории его собрания.

Выставка «Выезд из СССР разрешить…» включает более 200 экспонатов и отражает широкий круг интересов Костаки: иконопись XV-XVIII веков, шедевры русского авангарда, творчество художников-нонконформистов, народная и авторская игрушка. В экспозиции можно будет увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.

Специально к выставке были отреставрированы не экспонировавшиеся ранее произведения В. Чекрыгина («Мужской портрет», 1914), К. Петрова-Водкина («В трамвае», 1936), впервые раскрыты обороты двухсторонних работ А. Родченко («Сюрреалистическая абстракция», 1943; «Борцы», 1935-1938) и И. Клюна («Автопортрет, 1909-1910; «Супрематическая композиция», 1910-е).

Репродукции живописных произведений из коллекции Музея современного искусства в Салониках опубликованы в альбоме-каталоге, подготовленном к выставке. Эти работы вошли также в видеоряд фильма, который можно посмотреть в экспозиции. Мультимедиа технологии позволяют ознакомиться с редкими книгами 1910-1930-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры собирателя из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера.

В альбоме-каталоге впервые восстановлена исчерпывающая история собирания коллекции и представлены ранее засекреченные документы 1970-х годов. Изобразительный ряд альбома содержит как известные, так и ранее не публиковавшиеся работы из коллекции Костаки и его собственные произведения с комментариями. В издание включены статьи членов семьи коллекционера, его друзей, художников.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше