Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Мы здесь местные» Караимы о средневековом городе-крепости и особенностях национальной идентичности

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Караимы — один из коренных народов Крыма. Теорий о происхождении этого этноса, наверное, больше, чем самих его представителей, которых во всем мире насчитывается чуть более 2000 человек. И около 1200 из них живут в Крыму, с которым в первую очередь и ассоциируются. Крупные — по меркам караимов, конечно, — общины есть также в Литве, Польше, Казахстане и России. На полуострове их представители живут в Евпатории, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Бахчисарае, Ялте. Крымские караимы — народ, совместивший собственные вековые традиции с чертами тех этносов, с которыми ему долгое время пришлось жить бок о бок на полуострове.

«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию». Именно такая формулировка самоопределения, часто, впрочем, вызывающая дискуссии, была принята в 2003 году на Всенародном съезде крымских караимов (тогда еще) Украины.

Слово «караим» заимствовано из иврита и означает «читающие». Самоназвание караимов — «карайлар» (единственное число — «карай»). Караимский язык относится к тюркским языкам и близок к крымскотатарскому. Караимы исповедуют собственную религию — караимизм (иудаизм караимского толка). В основе караимской религии — Танах (Ветхий Завет), но раввинистическо-талмудическую традицию иудаизма караимы не признают.

кале

Долго жившие среди татар, караимы во многом схожи с ними в фольклоре, в быту, в обрядах. В Средние Века караимам разрешалось многоженство. В караимских семьях делают детям обрезание, в знак траура по усопшему семь дней не едят мяса и отмечают сороковины. Большинство караимов носит фамилии тюркского происхождения. Кстати, поговаривают, что сам Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей — «сын турецкоподданного» — был караимом. Веками основным занятием караимов было скотоводство, ремесла, торговля и особенно — садоводство. Что касается национальной кухни, то в ней преобладала баранина, мучные изделия, овощи, фрукты и молочные продукты.

Караимы всегда отличались высоким уровнем грамотности. Благодаря хорошему образованию многие из низ достигли высокого положения. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы быстро богатели, особенно преуспевая в торговле табаком. Именно караимами были основаны табачные фабрики «Ява» и «Дукат».

...В середине VIII века жил в Багдаде, который тогда находился под владычеством Арабского халифата, некий Анан бен Давид. Выходец из ортодоксально-иудаистского аристократического рода, он отличался широкими познаниями в еврейской религиозной литературе и в 762–767 годах написал на арамейском языке книгу «Сефер ха-мицвот» («Книга предписаний»). Вначале его последователи именовались «ананитами», но позже стали называться караимами, «читающими». Ведь один из принципов Анана гласил: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».

Это так называемая «раввинистическая теория» возникновения караимизма. Она приписывает заслугу рождения секты честолюбию Анана, якобы задетого тем, что вместо него эксилархом (светским главой еврейской общины) был избран его младший брат Ханания. После того как новое учение распространилось в Междуречье, караимы расселились в Палестине, Египте, Малой Азии, на Кавказе, в Северной Африке и даже Испании. В Крым они попали, скорее всего, в XII веке, очевидно с территории Византии. Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом («Книга избранных трудов» караима Аарон бен Иосиф а-Рофе), но касается не византийских или итальянских колоний, а татарского Солхата, первой столицы Крымского ханства еще в составе Золотой Орды. Когда татары захватили Чуфут-Кале — пещерный город в районе современного Бахчисарая, — там вскорости обосновалась и караимская община. Это, по мнению некоторых специалистов, подтверждает гипотезу о том, кто караимы прибыли в Крым вместе с половцами или татарами.

Однако большинство нынешних крымских караимов утверждает, что их вера возникла из остатков более ранних течений в иудаизме, в частности, от саддукеев, тоже опиравшихся на собственное понимание Библии. Караимы как этнос возникли намного раньше, чем учение Анана бен Давида, да и религия караимов — это не просто следование «Книге предписаний», а некая смесь из христианства, ислама, иудаизма и шаманизма с культом священных дубов и тюркского языческого бога Тенгри.

Если до XIX века считалось, что караимы представляют собой лишь особую этнолингвинистическую и этноконфессиональную группу еврейского народа, то теперь караимы, в первую очередь крымские, относят себя к тюркоязычному этносу, формирование которого началось в VIII или IX веке, в эпоху господства в Крыму и в Северном Причерноморье Хазарского каганата. Предками нынешних «карайлар» были племена, подчинявшиеся каганам, а также населявшие тогда Крым готы, греки, булгары, аланы и еще бог знает кто — во время Великого переселения народов каждая волна кочующих племен накладывала отпечаток на этническую карту полуострова.

Не исключено, что караимы — прямые потомки хазар, которые, к слову, тоже были иудеями по вероисповеданию. По версии историка Льва Гумилева, крымские караимы происходят от детей, родившихся от смешанных браков в Хазарии: отец — еврей, мать — хазарка.

Результаты антропологических исследований, от которых следует отталкиваться, в первую очередь, при поиске корней этноса, противоречивы — по одним данным караимы не принадлежат к семитам, по другим — у них намного более общего с угрофиннами, чем с тюрками, по третьим — караимы ближе к чувашам, а следовательно их происхождение можно связать с хазарами и половцами.

Новые теории происхождения удивительного крымского народа возникли только в XIX веке. До этого караимы не имели ничего против, чтобы их считали евреями. С чем это связано?

Большая часть средневековой истории крымских караимов прошла под тюркским владычеством — под половцами, татарами, турками. Караимы вполне мирно соседствовали со всеми этими народами, перенимая у них язык, обычаи, и делясь с ними своим наследием. В Крымском ханстве караимы занимали гораздо более высокое социальное положение, чем христиане — почти наравне с титульной нацией. В частности, у караимов было самоуправление, их освободили от многих налогов. Жили караимы в основном в Чуфут-Кале (с XIX века — в Евпатории). Тогда их численность достигала двух с половиной тысяч человек. С крымскотатарским периодом в истории полуострова связано переселение караимов в Литву и на Украину: в 1392 году литовский князь Витовт вторгся в Крым, угнал с собой в качестве пленников несколько сотен караимов и поселил их в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, а также в Галиче.

Дистанцироваться от евреев караимы начали с включением Крыма в состав Российской империи. В 1795 году Екатерина II освободила представителей народности от уплаты взимаемого с российских евреев налога и разрешила им приобретать земли. Спустя тридцать лет их, как и крымских татар, освободили от воинской повинности. Наконец в 1863 году караимы были полностью уравнены в правах с другими царскими подданными (включая право на дворянство). Так в XIX веке «евреи-караимы» превратились просто в «караимов». Нынешние лидеры общины считают, что восторжествовала историческая справедливость, однако у них находятся оппоненты, отстаивающие семитскую идентичность караимов. Да и Израиль до сих пор предоставляет крымским караимам право на репатриацию и гражданство.

В годы немецкой оккупации, чтобы спасти караимов от Холокоста, еврейские ученые заявляли об их нееврейском происхождении. В Третьем рейхе пытались выяснить, кто такие караимы на самом деле. Епископ Берлинский и Германский Серафим объяснил гитлеровцам, что «караимское вероучение, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия». В результате караимы избежали судьбы крымчаков — тюркского народа, исповедовавшего талмудический иудаизм. Однако в некоторых местах, в том числе в Бабьем Яру, караимы разделили трагическую участь истребляемых нацистами евреев.

И, как некоторые другие народности, караимы в 1944 году были частичны депортированы из Крыма советскими властями по обвинению в пособничестве гитлеровцам.

В советскую эпоху ускорился процесс ассимиляции караимов. Если к 1917 году в России их насчитывалось около 14 тысяч, то в 1959-м — 5,7 тысячи, в 1970-м — 4,6, в 1979-м — 3,3 тысячи человек. Сыграли свою роль смешанные браки, разрушение кенасс (молитвенных домов, в которых, как в синагоге или мечети, снимают обувь) и русификация с утратой родного языка. Некоторые исследователи без обиняков заявляли о «вымирании караимов».

кенаса

Однако в последние годы крымская караимская община возрождается. Им переданы несколько кенасс (в Евпатории и Симферополе — до революции в Крыму было 10 кенасс), отобранных в советские годы, возобновились религиозные праздники, культурные мероприятия, основанные на традициях караимского народа. В частности, в 2006 году в Евпатории прошел первый Всемирный фестиваль культуры крымских караимов, в котором участвовали представители Украины, России, США, Литвы, Франции, Латвии, Эстонии, Италии, Польши, Швеции и даже Японии. Хотя возвращенная караимам симферопольская кенасса находится в аварийном состоянии, и община собирает деньги на ее восстановление.

Тысячу лет связаны караимы с Крымом. Полуостров за это время успел сменить множество хозяев, но остался самим собой. И если есть Крым, значит должны быть и караимы.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше