Производство автомобилей BMW на заводе «Автотор»

Не так сидят Чиновники будут ездить на российских иномарках

Дмитрий Медведев подписал постановление об ограничении госзакупок некоторых видов техники иностранного производства. Под удар попали автомобили чиновников, экстренных служб, а также медицинское оборудование. Комфорт госслужащих удалось защитить с помощью остроумной лазейки, а вот отказ от зарубежной медтехники может нанести серьезный удар по здоровью простых граждан.

Завод российский, бренд иностранный

Новое постановление — логичное продолжение госпрограммы импортозамещения. Чтобы снизить зависимость от внешних факторов, правительство стремится перевести производство ключевой продукции в Россию. В этот раз было решено запретить государственные и муниципальные закупки различных видов автомобилей и техники иностранного производства.

Действительно, зачем закупать машины за рубежом, если есть отечественный автопром, который остро нуждается в государственной защите?! Однако на комфорте чиновников новый документ вряд ли скажется. «Под словом "иностранная" понимается та техника, которая производится не на территории Российской Федерации», — заявил на совещании у премьер-министра зампред правительства Аркадий Дворкович. То есть иномарки, собранные в России, считаются отечественной продукцией.

Для справки, в России работает несколько заводов, которые выпускают машины под зарубежными брендами. Тот же «Автотор» в Калининградской области, с конвейеров которого выходят BMW и Cadillac, в том числе и премиум-класса. В Ленинградской области функционируют заводы Nissan, Toyota и Ford. В Калужской области выпускают Volkswagen. Так что госслужащие не останутся в накладе — от ассортимента автомобилей «отечественного» производства разбегаются глаза.

Зампред комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Владимир Рудашевский в разговоре с «Лентой.ру» предположил, что такая концепция поддержки отечественного производителя имеет право на существование. По его мнению, речь идет не о прямой, а о косвенной помощи отечественным производителям. Ведь если государство продолжит закупать иномарки, собранные в России, это привлечет еще больше зарубежных автопроизводителей. Они откроют здесь свои заводы (к примеру, скоро в России появится завод Mercedes). По словам же Аркадия Дворковича, сейчас уровень локализации на различных предприятиях в РФ составляет 30-40 процентов. Это значит, что треть автомобильных комплектующих в иномарках — чисто российского производства. Выпуск запчастей дает толчок к развитию отечественного производителя. Но, так или иначе, госслужащие не станут ездить на полностью российских автомобилях. «На жигули чиновники не пересядут», — уверен Владимир Рудашевский.

Скорая иностранная помощь

Самый спорный момент правительственного постановления касается медицинского оборудования и автопарка скорой помощи. Как и в случае с автомобилями чиновников, государство будет покупать машины, собранные исключительно на российской территории. По данным директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, сейчас подавляющее большинство автомобилей скорой помощи — российского производства. Их доля в автопарке достигает 80 процентов. При этом по своему качеству они не сильно уступают иностранным аналогам. Зато обладают неоспоримым преимуществом — низкой ценой. Но когда дело касается здоровья, первую скрипку играет не карета скорой помощи, а оборудование, которое она везет.

Председатель правительства уверен в том, что качественное медицинское оборудование можно делать и в России. «Надо признаться, что наша медицинская промышленность реально встала на ноги, и по сравнению с тем, что мы имели 10-15 лет назад, это просто небо и земля», — сказал он на совещании с вице-премьерами. Правда, Дмитрий Медведев оговорился и добавил, что не стоит отказываться от медицинской техники, которую не может поставить отечественный производитель.

Действительно, российское здравоохранение находится в сильной зависимости от зарубежного оборудования. Давид Мелик-Гусейнов говорит, что лишь 20 процентов карет скорой помощи оснащены оборудованием, которое необходимо для поддержания жизни пострадавшего от инфаркта. Все остальные автомобили просто везут пациента в больницу, не оказывая в пути необходимой помощи. В итоге «золотой час», когда человека все еще можно спасти, тратится впустую. Поэтому так важна начинка этих машин. В таких условиях закрытие медицинского рынка от иностранных производителей приведет к сокращению конкуренции, а в конечном счете и к регрессу в сфере здравоохранения. Цена импортозамещения в этой области слишком высока. На кону жизни тысяч людей.

Госзакупки без границ

Сокращение госзакупок иностранной продукции — это действительно мощный шаг в сторону протекционизма. Он ограничивает доступ зарубежных предприятий к российскому рынку. А между тем членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) налагает на государство ряд обязательств. Фундаментальным принципом, который должен соблюдаться всеми членами этой организации, является обеспечение недискриминационного доступа иностранных производителей к госзакупкам.

Впрочем, по мнению профессора Российской экономической школы (РЭШ) Натальи Волчковой, этот принцип правительственное постановление не нарушает. Дело в том, что присоединение к соглашению ВТО по государственным закупкам — дело добровольное. И пока никаких обязательств по нему Россия на себя не взяла.

«Процесс присоединения к соглашению ВТО о госзакупках еще даже не начинался. И совсем необязательно, что начнется», — считает Наталья Волчкова. Государственный спрос обеспечивает работой многие сегменты экономики. Любимым инструментом в арсенале властей остаются именно госзакупки, которые позволяют перенаправлять денежные потоки в нужное русло. А следовательно, и развивать экономику в ручном режиме.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности