В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений мировой архитектуры. Тема этого года — «Основы». Предложивший ее куратор выставки Рэм Колхас решил отказаться от традиции показывать на биеннале все самое новое и оригинальное. «Основы» разбирают архитектурное сооружение на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее. Но больше всего корреспондента «Ленты.ру» заинтересовали унитазы.
У входа в главный павильон стоит «Дом-Ино» — образец здания из стандартизированных модулей, запатентованный в 1914 гением конструктивизма Ле Корбюзье. Рэм Колхас принял аналогичную модульную систему за основу экспозиции. Каждый элемент здания он поместил в отдельном зале и показывает его в исторической перспективе.
Например, в зале крыш показаны макеты домов (предоставленные Британским музеем) из разных стран со всевозможными типами кровли. Колхас выделяет китайскую систему IX века, в которой был разработан четкий стандарт для каждой детали и продумана система сборки. Закон требовал строить крыши только по установленным правилам.
В «оконном» зале собрана коллекция окон разных исторических периодов. И тут же показаны механизмы, которые позволяют современному окну поворачиваться в разные стороны. Зал потолков сделан как учебное пособие для архитекторов: к его стенам прикреплены большие листы с описанием современных потолочных решений. Зал дверей показывает историю от хитроумных ловушек в замке XVI века до систем безопасности в аэропорту.
Функциональность элементов здания превыше всего, уверен Колхас. В зале фасадов это сказано прямым текстом. Раньше фасад был законченной самостоятельной композицией, сообщается зрителю в экспликации, теперь же он стал просто оболочкой, свойства которой влияют на все внутри здания. Набор этих элементов Колхас никак не увязывает с архитектурной традицией. Биеннале напоминает средневековый кодекс, в котором есть все и еще остается место для новых категорий.
Эти категории можно множить сколько хватит сил, поскольку в них нет системы. «Камины» показаны со слепка первобытного очага до электрочайника и микроволновки, а завершает их историю суперсовременная система отопления под названием Local warming, которая следит за человеком и направляет поток тепла в его сторону. Раздел «доступная среда» включает и фотографию Тима Наджента, борца за внедрение рамп и пандусов для людей с ограниченными возможностями, и проект французского архитектора Клода Парана, который еще в 1960-х годах строил дома с рампами: он считал, что на наклонных поверхностях удобнее сидеть или лежать. К тому же это будит творческую активность.
Много занимательного нашлось и в разделе «лифты». По выставке ездит экспериментальный самоходный горизонтальный лифт, рядом с ним узкий лифт-капсула с буром в нижней части, с помощью которого из-под завалов спасают горняков. Тут же эскалаторы — родственники лифтов в системе отображения «всего архитектурного» Колхаса. На биеннале можно видеть остатки единственного в мире спирального эскалатора. Много лет он был замурован в лондонском метро, потому что проработал всего один день после открытия и сломался.
1 / 19
Центральный зал
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Расклеенные на стене рекламные плакаты из архитектурных журналов разных лет
2 / 19
«Дышащая» стена
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
В зале стен помимо исторических представлена гибкая стена, управляемая компьютером. Когда она раздувается, то становится более проницаемой для воздуха, а когда складывается в плоскую, регулирует условия внутри здания.
3 / 19
Зал эскалаторов
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Эскалаторы хороши всем, кроме того, что требуют много места. Делаются попытки заставить эскалатор стать более компактным.
4 / 19
Зал фасадов
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Изначально фасад был композией, в которой определено место входа, окон, всех украшений. А в современной архитектуре фасад — оболочка, в которую может быть заключено все что угодно.
5 / 19
Навесной потолок в первом зале
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Современный фальшивый потолок, под которым скрываются все системы коммуникации современного здания и у которого есть новейшее световое решение с воспроизведением естественного дневного света.
6 / 19
Часть экспозиции зала, посвященного дверям — система безопасности в аэропорту
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Крупнейший оператор системы безопасности аэропортов работает над следующим поколением программ, которые смогут отслеживать пассажиров с того момента, как они дистанционно регистритуются на рейс, чтобы уменьшить вероятность терракта.
7 / 19
Балкон, принятый в исламских странах
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
В пространство центального зала выдвигается принятый в исламском мире балкон, прикрытый решетками, которые выполняют двойную функцию. С одной стороны, они спасают от солнца, с другой — позволяют обитателям дома или дворца находиться на балконе так, чтобы их не было видно снаружи. Особенно это касается женщин.
8 / 19
Потолок первого зала
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Расчищен первоначальный потолок павильона с барочной росписью, еще с тех времен, когда он был павильоном Италии в 1914 году.
9 / 19
Зал, посвященный лифтам
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Лифт-капсула, с помощью которого спасают горняков из-под завалов. К нижней его части приделывается бур, чтобы добраться до пострадавших.
10 / 19
Зал, посвященный камину
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
То, во что превратился камин в наши дни: плита, электрический чайник, микроволновка.
11 / 19
Зал, посвященный камину
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Суперсовременная система отопления под названием Local warming — локальное тепло, по аналогии с global warming (глобальным потемлением). В зеркальную стену системы вмонтированы датчики, они ищут человека в помещении и направляют тепло к нему. Через минуту можно почувствовать, как становится жарко. Сделано это для экономии энергии: чтобы отапливать не все помещение в целом, а только там, где это необходимо.
12 / 19
Зал, посвященный полам
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Пол для танцзалов, который вырабатывает энергию, если на нем пляшут.
13 / 19
«Дом-Ино» у входа в главный павильон
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
«Дом-Ино» — деревянный каркас здания, придуманный и запатентованный в 1914 Ле Корбюзье. На него можно «навешивать» любые стены и выращивать в высоту и в ширину. Считается, что с него началась архитектура модернизма
14 / 19
Зал, посвященный рампам
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Проект французского архитектора Клода Парана, который считает, что рампы и наклонные поверхности комфортны и для дома: человек гораздо лучше себя чувствует, если в его жилом пространстве будут наклонные поверхности, на которых можно сидеть или лежать. К тому же это будит творческую активность, считает архитектор.
15 / 19
Зал, посвященный крыше
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Модели домов разных стран со всевозможными типами крыш, предоставленные Британским музеем.
16 / 19
Коллекция туалетов
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
В центре зала показана настоящая история унитазов: древнейший образец из римских терм Каракаллы (второй век нашей эры), тут же новый самый автоматизированный японский унитаз, который сам дезодорирует, обеззараживает, моет.
17 / 19
Коллекция туалетов
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Пластмассовый синий туалет сделанный для мест, в которых мало воды, чтобы все получалось максимально экономно. Был проведен международный конкурс на его разработку. И керамическое позолоченное изделие в цветок.
18 / 19
Зал окон
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Всевозможные модели окон, популярные в разное время
19 / 19
Зал балконов
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Модернистский балкон, разработанный важным теоретиком в современной архитектуре Вальтером Гроппиусом. Он предложил модель с поручнями вроде карабельных. Такие можно встретить и в Москве: наши архитекторы периода авангарда позаимствовали эту технологию.
Еще больше разнообразия в разделе «балконы». Есть балконы модернистские и конструктивистские, выстроен в натуральную величину огромный восточный балкон, а в нем разместились макеты балконов, с которых выступали знаменитые диктаторы от Гитлера до Перона. Сюда же попал балкон японского императора, а чтобы не перепутать владельцев, к балконам приклеены картонные фигурки политических деятелей.
Но особенное восхищение вызвала у публики коллекция унитазов. На выставке представлены все унитазы мира, от древнейшего образца из терм Каракаллы (III век нашей эры) до суперсовременного полностью автоматизированного японского унитаза. Есть и традиционный японский туалет, чрезвычайно распространенный в этой стране до сих пор. Он похож на немного улучшенную дыру в полу.
Однако современная канализация — сравнительно новое явление. Ватерклозет (туалет со смывом) получил распространение только в XIX веке. Немногим больше ста лет назад появился фаянсовый прибор с фирменным названием «унитаз». Изобретение не приживалось до тех пор, пока королева Виктория не повелела его у себя во дворце, после чего англичане начали экспорт в другие страны, в том числе в Россию. Завершает выставку унитазов синяя пластмассовая коробочка, которую следует применять по назначению при дефиците воды. На разработку этой модели был проведен международный конкурс.
Венецианская архитектурная биеннале будет работать до конца осени, и если кто заинтересовался, время еще есть.
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности