Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Закрытый футбольный мирок противится свежим веяниям извне» Игорь Лебедев и Георгий Черданцев обсуждают систему «осень-весна» и лимит на легионеров

Фото: Яков Андреев / РИА Новости

На последней конференции Российского футбольного союза (РФС) заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Игорь Лебедев затронул злободневные темы отечественного футбола: эффективность системы «осень-весна» и лимит на легионеров. По мнению Лебедева, нашему футболу необходимо вернуться к прежнему регламенту проведения внутренних турниров, а лимит на иностранных футболистов нужно ужесточить, так как от него страдают интересы национальной сборной.

После голосования обсуждение этих вопросов на конференции было решено отложить на будущее. Позиция Лебедева имеет как сторонников, так и противников. Один из тех, кто с ней не согласен, — известный российский телекомментатор Георгий Черданцев. Спортивная редакция «Ленты.ру» предоставила оппонентам открытую площадку для дискуссии.

Георгий Черданцев: Игорь Владимирович, с интересом прочитал ваши соображения по поводу возвращения к проведению чемпионата по системе «весна-осень». Считаю этот вопрос важным и очень хочу убедить вас не только в том, что возвращаться к прежней системе нецелесообразно, но и в том, что переход на новую систему уже дал свои плоды, которые выразились в очень приличном для нашего чемпионата качестве футбола в весенней части турнира. Далее я поясню, что имею в виду. А для начала хотел бы привести аргумент в пользу новой системы, с которым, полагаю, спорить будет очень сложно: по регламенту чемпионата предусмотрены стыковые матчи между клубами двух дивизионов. Это хорошая идея, принятая во многих странах. Увеличение количества команд, которым грозит вылет или которые хотят повышения в классе, способствует более интересной борьбе сразу в двух главных российских дивизионах. Что бы мы имели при старой системе проведения соревнований: при нынешних участниках стыковых матчей команды «Томь» и «Уфа» сражались бы за место в РФПЛ в декабре в Томске при какой угодно низкой температуре. Предположим, в Томске ударят морозы под 30 градусов. Такое возможно? Конечно! Что делать? Переносить матч? Куда? На весну? В другой город?

Георгий Черданцев

Георгий Черданцев

Фото: @cherdantsev

Если играть по системе «весна-осень», мы будем вынуждены отказаться от стыковых матчей. Лучше, чтобы они были. И второе в этом ряду аргументов: только что завершившийся чемпионат был как никогда наполнен интригой в борьбе за первое место и места в еврокубках. А теперь давайте вновь представим, что фактически решающий, «золотой», матч чемпионата России ЦСКА — «Локомотив» нужно было бы проводить в последние выходные ноября или, исходя из структуры нынешнего календаря, в первые выходные декабря. Да, в последние годы зима в Москве относительно мягкая, но бывают дожди, причем такие, которые уничтожили поле в Химках, как вы помните, в прошлом году до такой степени, что ЦСКА играл Лигу чемпионов в Питере. И что же? Мы бы смотрели главный матч чемпионата на раскисшем от воды и снега поле, на котором мастерство футболистов перестает иметь решающее значение для определения победителя. Это неправильно. Не говоря уже о том, что решающий матч чемпионата мог бы состояться в каком угодно другом городе с холодной зимой. А если, как это было в нынешнем сезоне, решающий не один, а сразу несколько матчей? По регламенту они должны быть сыграны в одно время. А если холодная погода или иные климатические катаклизмы заставят один или несколько матчей перенести? Во-первых, перенести их можно будет только дальше в декабрь, а во-вторых, в любом случае в решающем туре команды окажутся в неравном положении. В Европе в последние годы климат также меняется, зимы стали холоднее, система «осень-весна» дает возможность тем же французам переносить на весну целый ряд матчей, которые не могут быть сыграны поздней осенью из-за плохой погоды. Система, к которой вы предлагаете вернуться, заводит нас в декабрьский тупик.

Игорь Лебедев: Уверен, что идти от частных примеров в сторону обобщений в корне неверно, поэтому не хочу и не буду обсуждать каждый отдельно взятый пример. Причина в том, что не каждый год в зоне вылета или стыковых матчей оказывается или должна оказываться команда из северного региона. В последние годы за выживание боролись «Ростов», «Алания», «Анжи» — команды из регионов, где можно проводить матчи практически в любое время года. Для оценки эффективности системы необходимо абстрагироваться от частностей. Поэтому оставляю без комментариев приведенные примеры отдельных клубов.

В качестве плюса нынешней системы вы приводите возможность переноса матчей на более поздний срок, когда погодные условия будут способствовать относительно качественному футболу. Не спорю, руководству лиги удобно иметь запасные даты. Хотя хотелось бы мне посмотреть на ту же «Томь», если бы ей пришлось провести на весеннем отрезке не 11 (как все), а 15 матчей. Сколько было бы жалоб на плотный график и прочих отговорок!

А как быть с теми годами, в которые проходят финальные стадии чемпионатов мира и Европы? В этом году, к примеру, график игр был настолько плотный, что клубы долго не давали согласия Капелло на его просьбу сместить сроки окончания чемпионата ради интересов сборной. Или ради эфемерной капитализации горстки команд мы должны жертвовать интересами национальной сборной России? Значит, во избежание переносов мы обречены до середины декабря мерзнуть на трибунах наших старых стадионов, а в угоду стройности европейского календаря — летом отдыхать по полтора-два месяца! Летом, когда у нас идеальные поля!

Игорь Лебедев

Игорь Лебедев

Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»

После реформы Фурсенко в российском футбольном календаре ничего не изменилось, так как соревновательный период остался прежним. Реформаторы лишь поменяли местами круги, из-за чего исчезла целостность восприятия чемпионата. В конце прошлого года обескровленный и демотивированный ЦСКА проигрывал в Пльзени, а после трёхмесячного перерыва та же команда выдала серию из 10 победных матчей и стала чемпионом. Вы можете возразить, что спады бывают у всех, но согласитесь, что никакой логической связи между двумя отрезками чемпионата, разделенными стодневным перерывом, нет.

Аргумент, что «решающие матчи проводятся на хороших полях», я тоже решительно отметаю. Кому, как не вам, журналисту с большим стажем, знать, что в круговых соревнованиях все матчи имеют одинаковую ценность: три очка даются за любую победу, следовательно, любая встреча влияет на распределение медалей, а не только заключительные туры. Логично, что публика по-иному реагирует на драматическую концовку и журналистские клише о «битвах за шесть очков» и «золотом матче». Нужно стремиться проводить на хороших полях все игры чемпионата, а не только те, которые платный телеканал выбирает для пиара собственного продукта.

Хочу напомнить про обещания прежнего руководства РФС о строительстве крытых стадионов и увеличении соревновательного периода, то есть сокращении зимнего перерыва. Грандиозные планы Фурсенко не без помощи журналистов, которые дипломатично избегают острых вопросов в общении с новым руководством РФС, списаны в утиль, а команды по-прежнему проводят половину сезона на негодных полях.

Еще раз обращаю ваше внимание, что российский футбол не ограничивается центральными матчами премьер-лиги. Посмотрите на ассиметричные календари второго дивизиона, где в этом сезоне был зафиксирован перерыв сроком на шесть месяцев. Кому интересны соревнования, прерывающиеся на полгода? Каким образом содержать клуб и тренировать команду, если в футболисты не имеют официальной практики в течение полугода? Но самое главное — это порочная практика в низших лигах, когда руководители клубов перед зимней паузой распускают команду, так как не хотят по пять-шесть месяцев платить им деньги, а потом заново заключают с этими же игроками контракты. Футболисты в этой ситуации бесправны и вынуждены соглашаться на такие условия.

Г.Ч.: Давайте начнем с конца. Ответ на ваш последний вопрос — никому не интересны. Футбол в России вообще, к сожалению, мало кому интересен, а в низших лигах — так совсем почти никому. Локомотив нашего футбола — это, конечно, только и исключительно РФПЛ, лига, на матчи которой хоть какой-то народ ходит, лига, которая зарабатывает хоть какие-то деньги. Поэтому сначала интересы РФПЛ, а потом все остальные. Я вообще считаю непринципиальным вопрос, в каком формате проходят соревнованиям в низших лигах. Можно придумать и другое распределение команд по зонам, и в один круг играть, и что угодно еще — мы говорим о преимуществах, которые дает новая система проведения соревнований высшему дивизиону, повышая зрелищность, а стало быть, и капитализацию турнира. Я пока не услышал от вас ни одного аргумента против новой системы. Пример с ЦСКА, как вы сами и заметили, вырван из контекста для того, чтобы оценивать, как повлияет система «осень-весна» на результаты наших команд в Европе. Нужно набрать материала не за год, а хотя бы лет за 10 после перехода. Кроме того, считаю, что выступления в Европе — это далеко не главная цель, которую преследует переход на новую систему. Что касается целостности чемпионата, то, я думаю, это вопрос привычки. Лично у меня этой весной не было никаких проблем с целостностью. У нас в стране в большинстве регионов по полгода зима, мы все равно не придумаем идеальной системы проведения соревнований по футболу в нашей во всех отношениях уникальной стране, а футбол этой весной был в РФПЛ классным. И это главное!

И.Л.: Концовка турнира получилась классной вовсе не по причине перехода на новую систему: просто так сложилось, что у ЦСКА и «Зенита» нашелся достойный конкурент. Мне также понравилось, что, по личным ощущениям, на финише сезона не всегда действовал принцип «выигрывает тот, кому нужнее». Но разве это как-то связано с переходом на «осень-весна»? Поэтому не следует подгонять любые положительные тенденции под аргументацию плюсов новой системы. Если делать акцент только на РФПЛ, то скоро отечественный футбол станет закрытой лигой Москвы и «Зенита». Потенциал для роста интереса публики — именно в регионах!

Касаясь финансовой составляющей, хочу подчеркнуть важность принятия бюджетов для клубов. Все крупные компании и госструктуры утверждают бюджеты в конце года. Это полностью подходит под планирование финансирования клубов при старой системе. Теперь же представители РФПЛ, ФНЛ и второго дивизиона фактически живут по полгода. Неудивительно, что в конце года, а в нынешней ситуации — в середине чемпионата, закончились деньги у «Алании», «Спартак-Нальчика», брянского «Динамо» и иже подобных. Во что в итоге превратился турнир в ФНЛ? Лидер и фаворит турнира снялся посередине чемпионата! Вы говорите о верховенстве интересов РФПЛ, но при такой системе рано или поздно подобное может случиться и в высшей лиге. ФК «Москва» и «Сатурн», если помните, именно к декабрю прекратили существование, но тогда это были концовки сезонов, а в будущем такое может случиться в середине чемпионата.

Реформа могла бы считаться целесообразной, если за прошедшие с ее начала три года были бы предприняты хоть какие-то шаги по улучшению инфраструктуры, что в свою очередь позволило бы растянуть соревновательный период, сократив зимнюю паузу. Но ничего из обещаний прежнего руководства РФС в жизнь воплощено не было, из чего можно сделать вывод о том, что переход на «осень-весна» был изначально авантюрой. По части футбольного календаря, как впрочем и в некоторых других спортивных вопросах, у России может быть только собственный путь. Это, в числе прочего, касается также лимита на легионеров, который я предлагаю поэтапно ужесточать.

С тем же успехом можно предложить оценивать эффективность перехода не через 10, а через 100 лет. Вдруг за это время «Зенит» при многомиллиардных вливаниях все же выиграет Лигу чемпионов. На немаленькой дистанции в три сезона ничего не изменилось: при определенных раскладах нашим клубам удается попадать в плей-офф европейских соревнований, но никаких ощутимых сдвигов не произошло. Как случались вылеты от «деревенских» команд, так и случаются. Как случались удачные сезоны у отдельных клубов, так и случаются. Но прорыва не произошло, о чем свидетельствует почти не меняющийся рейтинг России в таблице коэффициентов УЕФА, в котором мы ежегодно набираем около десяти очков.

Г.Ч.: Может быть, где-то низшие лиги и являются корнями национального футбола, но только не в России. Боюсь, вас неправильно информировали относительно инфраструктуры и того, как финансируются клубы РФПЛ. Например, «Анжи», «Краснодар», ЦСКА, «Спартак» — клубы из разных регионов, с разной формой собственности, но это частные клубы, в которых бюджетных денег нет ни копейки. А вот как раз в низших лигах существуют исключительно дотационные клубы, на которые выделяются местными властями деньги, а частным инвесторам это, к большому сожалению, неинтересно. Поэтому, на мой взгляд, для нашего футбола было бы полезнее, если вы, со своими депутатскими возможностями, не тратили бы время на такие вопросы, как система проведения соревнований по футболу, а продавили бы поправки в налоговое законодательство, чтобы государство поощряло частные инвестиции в спорт, чтобы у детских тренеров были достойные зарплаты, а у детей — инвентарь и хорошие поля.

Детский спорт и здоровье нации — вот корни, которые нужно холить и лелеять, а не вторые-третьи дивизионы по футболу. Теперь о том, что ничего не сделано в инфраструктуре. Это неправда. «Урал» провел весной два матча в прекрасном манеже, Томск кладет искусственный газон последнего поколения. Сдан в эксплуатацию манеж в холодном Красноярске. Процесс идет. Все и сразу — так не бывает. Что касается доходности, то наши клубы постепенно учатся зарабатывать. Те же «Спартак» и «Зенит» получают хорошую прибыль от так называемого мерчендайзинга. Да и «Реал», и «МЮ» зарабатывают огромные деньги в оперативной деятельности, но живут на кредиты, и если завтра банки потребуют вернуть их назад, то половину серьезных европейских клубов придется просто закрыть.

Теперь о качестве игры. Высокий уровень футбола, который мы наблюдали этой весной, — прямое следствие перехода на новую систему. Во-первых, поля — решающие матчи проходили на футбольных полях, а не на огородах. Во-вторых, при старой системе, клубы до тех пор, пока не вырастет трава, то есть первые пять-шесть туров, что называется, втягивались в сезон, играя неказисто, медленно, скучно. Многие команды исходят из того, что, если какие-то очки не взяли сейчас, доберем осенью. Отсюда и понятие «весенний футбол». Теперь втягиваться нет времени, нужно с первого же мартовского тура набирать очки, играть на победу. Вот и не было в этом году ощущения «весеннего футбола», а смотреть матчи было интересно с самого начала. Переход на новую систему в этом смысле себя полностью оправдал. Надеюсь и даже уверен, что у наших руководителей хватит здравого смысла не устраивать очередной переходный чемпионат и не возвращаться назад, в прошлое.

И.Л.: Не надо смешивать все в одну кучу: налоговые льготы, зарплаты тренеров и переход на «осень-весна». В России существуют частные клубы, которые конкурентоспособны безо всяких налоговых послаблений, и в этих клубах с зарплатами детских тренеров все в порядке. Возьмите пример «Краснодара». Вы полагаете, что налоговыми льготами можно побудить кого-то вкладывать деньги в детско-юношеский спорт, который нигде и никогда не является бизнесом? Такая инициатива не выдерживает критики. Поэтому правильно разделять два направления дискуссии: календарь профессиональных соревнований, который мы обсуждаем, и массовый любительский спорт, развитием которого должны заниматься Министерства спорта РФ и каждого отдельного региона.

В качестве единственного довода в пользу перехода приводится качество игры в нескольких матчах весеннего отрезка, но при этом вы напрочь забываете о непрезентабельной игре, которую мы наблюдали в начале чемпионата. Это, кстати, полностью подтверждает мое мнение о том, что при нынешней системе теряется целостность восприятия турнира. Как известно, запоминается последнее, поэтому отдельные весенние примеры создают ошибочное впечатление о невероятном росте класса футбола в РФПЛ. Хотя статистика посещаемости матчей свидетельствует об обратном: по итогам этого сезона зафиксирована самая низкая за последние десять лет посещаемость матчей национального чемпионата.

В программе перед выборами президента РФС я подробно описывал процесс перехода от дотационных к самоокупаемым частным клубам, а также настаивал на ужесточении процесса лицензирования, который предлагал проводить не футбольным чиновникам, а независимому аудитору. Увы, в футбольном сообществе к этим рекомендациям не прислушались. К сожалению, в профессиональном футболе, управление которым, на мой взгляд, при существовании некой специфики, все же не отличается от любой другой отрасли, депутатские возможности сильно ограничены. Закрытый мирок противится свежим веяниям извне, а на автора любой продуктивной инициативы вешается ярлык «нефутбольного человека». Любопытно, что большинство реальных («свадебных генералов» в расчет не берем) руководителей отечественного футбола сами на переполненных стадионах мастерством не блистали, но, оказавшись у руля самого популярного вида спорта, быстро усвоили универсальный способ не допускать к принятию решений неангажированных лиц. Именно по этой причине российский футбол ввязался в авантюру по переходу на «осень-весна», число участников трех профессиональных лиг редеет с каждым годом, а число зрителей на трибунах продолжает падать.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше